Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарско-практические занятия в ВШ: цели, структура, особенности. Формы сем. занятий. Специфика лабор-й работы. Коллоквиум.




Формы организации учебного процесса в высшей школе и основания их классификации.

Организ-е формы обучения: лекции, практические занятия (семинары, лаб-е работы, практикум, НИРС, само-я работа студентов под конт-м преп-ля, произв-ая практика) – явл-ся способами осущ-я взаимод-я студ-ов и препод-й в рамках кот. реал-ся содержание и методы обучения. Процесс обуч. сопров-ся и заверш-ся различ-и формами контроля.

В дид-ке эти формы трак-ся как способы управления познав-ой деятельностью для решения опред-х дидак-х задач.

Ведущей организ-й формой и методом обучения яв-ся лекция (первое знакомство студ-та с уч. дисц-й – л.заклад-т осн. науч-х знаний).

Формы организации учебного процесса


Роль и место лекции в вузе. Требования к лекции. Структура лекции, виды лекций. Оценка качества лекции.

" ЛЕКЦИЯ " (лат. "lection") - чтение. Ведущей организ-й формой и методом обучения яв-ся лекция (л.заклад-т осн. науч-х знаний). Цель - форм-е ориентир-й основы для послед-го усвоения студ-ми учеб. материала.

«-» лекц-го изложения уч.. материала: •л. приучает к пасс-му восприятию чужих мнений, тормозит сам-ое мышление.•отбивает вкус к сам-м занятиям.•как крайняя мера, при отсутствии учебников•осм-ть л сразу может на каж. студент = механ-и записывание слов лектора

«+» лекц-го изл. уч. мат-ла: •творч-е общ-е лектора с аудит-й, эмоц-е взаимод-е; •л - весьма экон-ый способ получ-я в общем виде основ знаний; •л актив-ет мысл-ю деят-ть; задача лектора - развивать актив. вним. студ-в, выз-ть движение их мысли вслед за мыслью лектора.

ОТКАЗ ОТ Л: • сниж. науч. уровень подготовки студ-в; •наруш. сист-ть и равном-ть работы в течение семестра. Ост-ся ведущ. формой орган-и уч. процесса в вузе.

Эмоциональная окраска лекции (особ. для гуманит-х дисц-н), сочетаясь с глубоким научным содерж-м, создает гармонию мысли, слова и воспри-я слушат-ми.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ (Переч-е треб-я лежат в основе критериев оценки качества л.): • нравст-я сторона л и препод-ния; • науч-ть и информ -ть (соврем науч. ур.), •доказ-ть и аргум-ть, •наличие убед-х прим-в, фактов, •эмоц-ть формы изложения, •актив-я мыш-я слуш-й; • четкая стр-ра и логика; • метод-ая обработка – выв-е гл-х мыслей и полож-й, подчерк-е выводов; •излож-е доступ-м и ясным языком, разъя-е вновь вводимых терминов и названий; • испол-е аудиовиз-х дидакт-х матер-в.

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ

Сущ-т общ. струк-й каркас (особен-ти ведения лекции) + Сообщ-е плана л и строгое ему следование (вкл.наимен-я осн-х узл-х?-в лекции –для сост экзам. билетов) + Напом-ть содерж-е пред-й л, связать его с новым матер-м, опред-ть место и назнач-ие в дисц-не, в системе др-х наук. + Можно прим-ть индук-й метод; + Исп-ть метод дедукции. + По анализ-м положеним делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. + В конце л подвести итог.

РАЗНОВИДНОСТИ Л:

+ Информ (традиц-я): - Вводная лекция (цель назнач. курса, крат. обзр курса, став-ся науч. проблемы, связать теортич. матер. с практикой, рас-ть об общ. методике работы над курсом, оснаком со спискои лит-ры); - Обзорно-повторит - е л (чит. В конце раздела/курса, отраж. все теорет. положения, иключ.детализацию и второстеп. матер.); - Обзорная л (конспектир-е ситем-х знаний на бол.высок ур-не, рассм-е труд?-ы экзамен-х билет-в; конспект как опорный матер-л для подготов к семин. и экзам.). В ситеме вузовского обучения:

+ Проб-я л (нов. знание ввод-ся как неизвест-е,к. необх. «открыть»; Задача препод-ля-создать проблем-ю ситуацию, побудить к поиску решеш-я проблемы; результат - студ-ты приобр-т в сотруд-ве с препод-м нов. знание; студ-т прибл-ся к поис-й, исследов-й деят-ти)

+ Л-визуализация (работа 2-х полушарий; предст-я собой устную инф-ю, прообрз-ю в виз-ю форму; от препод-ля треб-ся демонстрац-е материалы иформы нагляд-сти, дополняющие слов-ю инф-ю; слайды, чертежи…

+ Лекция вдвоем (продолжение развития пробл-го излож. материала в диалоге 2 препод-й; модел-ся реальные ситуации обсуж-я теоре-х и практ-х?-в двумя спец-ми; диалог демонст-т культ. дискуссии, совм-е решения проблемы; втягивание в обсуждение студ-в; высказ. своей точки зрения)

+ Л с заранее заплан-и ошибками (заложить в л опред-е кол-во ошибок содерж-го, метод-го; Задача студ-в - по ходу л отм-ть ошибки; л вып-т стим-ю, конт-ю и диаг-ю фун-ю;… актив-ть внимание студентов; разв-ть их мысл-ю деят-ть; форм-ть умения выступать в роли экспертов, рецензентов)

+ Л - пресс-конференция (ряд письменных вопросов по теме; формулировка наиболее интер-х?-в и передача их препод-лю; лекция излаг-ся как связаный текст, в процессе кот. форми-ся ответы; конец-анализ ответов)

Иск-во лектора поможет хор. орг-и работы студ-в на л. 1 Содерж-ел + 2 четк. стр-укра л + 3 прим-е приёмов поддер-я внимания = активиз-т мышление и работосп-ть, способ-т установ-ю пед-го контакта, вызывает эмоц-й отклик, форм-т интерес к пред-ту.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

Узловые критерии оценки качества – 1)содерж-е, 2) метод-а, 3)рук-во работой студ-в, 4)лекторские данные, 5) результ-ть лекции.

1) Содержание лекции: •науч-ть, соот-е совр-му ур. развития науки, налич. метод-х?-в. •Актив-я мыш-я (пробл-е?-ы) и разрешения противоречий в ходе лекции. •Освещ-е истории?-а, показ различ-х концепций, связь с практикой. •Лекция и учебник: излаг-ся ли материал, кот. нет в учебнике, разъясн-ся ли особо труд-е?-ы… Связь с пред-м и послед-м матер-м, внутрипред-е, межпред-е связи.

2)Методика чтения лекций: •чет. струк-ра л и логика излож-я. •Плана, следов-е ему. •Сообщ-е лит-ры к л. •Доступ-ть и разъяс-е нов. терминов и понятий. •Доказ-ть и аргум-ть. •Выд-е глав. мыслей и выводов. •Использ-е приемов закрепления: повторение,?-ы на проверку внимания, усвоения…

3)Руководство работой студентов: •треб-е конспек-ть и контроль за выпол-м. •Обуч-е студ-в методике записи и помощь в этом: темп, медл-й темп, повтор, паузы, вычерч-е граф-в. •Просмотр конспектов; •Испол-е приемов поддерж-я внимания – риторич-ие?-ы, шутки. •Разреш-е задавать?-ы (когда и в какой форме).

4) Лекторские данные: знание предмета, эмоц-ть, голос, дикция, ораторское маст-во, культ. речи, внеш. вид, умение установить контакт.

5)Результативность лекции: информац-я ценность, воспит-й аспект, достижение дидакт-х целей.

Семинарско-практические занятия в ВШ: цели, структура, особенности. Формы сем. занятий. Специфика лабор-й работы. Коллоквиум.

+ ПЗ предназ-ы для углуб-го изуч-я дисц-ны.

+ ПЗ играют важ. роль в выработке у студ-в навыков прим-я получ-х знаний решения практич-х задач. Цель ПЗ - углублять, расширять, детализ-ть зн-я, получ-е на л-ии в обобщ-й форме, и содей-ть выработке навыков проф-й деят-ти. Структура ПЗ: • вступление преподавателя; • ответы на вопросы студентов по неясному материалу; • практич-ая часть как плановая; • заключ-е слово препод-я.

Особенноси ПЗ: •цель занятий должна быть ясна слуш-м.•студ-ты должны ощущать нарас-е слож. выпол-х заданий, испыт-ли полож-е эмоции, заняты напряж-й творч-й работой и тд.•значение индив-го подхода и продук-ого пед-го общение. •при разработке заданий и плана занятий преп-ль должен учит-ть ур. подготовки кажд. студ-та, •препод-ль выст-т в роли консуль-та и не подавляя сам-ти и иниц-ы студ-в •повторение - не нудное, однообразное.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

"семинар" проис-т от лат.о "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передав-х от учителя к ученикам.

+ В совр-й ВШ семинар яв-ся одним из осн-х видов практ-х занятий по гумани-м и технич-м наукам. + Семинар предназ-н для углуб-го изучения дисц-ины, овладения метод-й науч. познания.

Гл. цель сем-х занятий – обесп-ть студ-м возмож-ть овладеть навык-и и ум-и использв-я теорет-го знания применительно к изучаемой отрасли.

На семинарах реш-ся след-е пед-е задачи (по А. М. Матюшкину):

• разв. творч-го проф-ого мышления; • познав-я мотивация; • проф-е испол-е знаний в учеб-х условиях. Частные задачи: • повторение и закрепление знаний; • контроль; • педагогическое общение.

Типы семинарских занятий:

1. Просеминар (на 1-х курсах; ознак-е с спец-й сам-й работы: литер-й, первоисточ-ми, метод-й итд.; подготовка рефиратов). 2. Собственно семинар. 3. Спецсеминар(формир-т исслед-й подход к матер-лу).

В ВШ практикуется 3 типа семинаров: 1. С. целью углуб-е изуч-е опред-го систем-го курса 2. С. предназн-й для проработки отд. наиболее важных тем курса или даже одной темы. 3. С. исслед-го типа с тематикой по отд-м част. проблемам.

Форма семинарских занятий (они перетекают др. в др.) а) развер-ая беседа по заранее извест. плану; б) небол. доклады студ-в с послед-м обсуж.

ФОРМЫ

групповую форму Недостатки:общ-е практич отстут-т; нет сотруднич-а; нет лич-го влюч. студ-та; дистанцион-й барьер; возможность не высказыв-ся; пассивная позиция студ-в; мин. реч-я актив-ть. организации семинарского занятия по принципу "круглого стола"(семинар-дискуссия: могут быть элементы "мозгового штурма", "деловой игры"). Особен. проф-го общ-я на производ-ве Достоинства:диалогич-е общ-е;сотруд-во, взимопом-ь; интел-я актив-ть, заинтересов-ть в достиж. общ. цели; коллектив-я работа.

Семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Лабор-е занятия интегрир-т теор-методолог-е знания и практич-е ум-я и нав-и студ-в в едином процессе деят-ти уч-исслед-го хар-ра. "Лаборатория" - от лат. слова "labor" - труд, работа, трудность. Спец-ку в завис-и от уч. спец-ти.

Из общепед-х реком-й отметим след-е.

+ Совместная групп-я деят-ть. (ориентация зависит от усилий преп-ля).

+ Упражнения. Основ. внимание уд-ся форм-ю конкр. ум-й, нав-в.

Опыт показывает в школе, институте не обучаютцеленапр-й логике рассуждений на материале отд-х предметов (=запоминанием готовой формулировки).

КОЛЛОКВИУМ

"коллоквиум" от лат. "collocvium" - разговор, беседа. Одна из форм уч. занятий, беседы преп-ля с учащ-ся для выяснения знаний. К. вып-т контр-обуч. функцию.

К. уместен, когда предмет читается 2-3 семестра, а итог-й контроль один. Его можно назначать вместо семинара на итоговом практ-м занятии.

К. даёт возмож-ть диагн-ки усвоения зн-й, вып-т организ-ю фун-ю, актив-т студ-в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...