Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объяснительно-иллюстративное обучение (О-Иоб).




На смену догматическому пришло О-Иоб (вследствие шир. привлечение в уч. процесс наглядности) О-И, или информационно-рецептивный, метод сос-т в том, что препод-ль разн.сред-ми предъявляет инф-ю об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают.

Методологич-й основой яв-ся теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основопол-м этого вида обучения яв-ся Коменский.

Осн. цель - усвоение знаний и их последующее применение на практике (формир-е умений и навыков). Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. О-И метод воспит-т: внимат-ть, дисциплину, сдержан-ть, наблюдат-ть, терпение, выдержку и т.п

Особен.: + О-Иоб требует более глубокой мыслит-й деят-ти, но мышления воспроизводящего. + это пассивно-созерцательное обучение, занимающее большое место в традиц. школе. + не формирует навыки и умения пользоваться получ. знаниями + обеспеч-т репродуктивную деят-ть 1-го ур. — узнавание и знания, 1-го ур.я — знания-знакомства. + оно не явл-ся развивающим - готовит исполнителя, но не творца. + О-Иоб экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний.

В нач. 20-х гг. XX сложился нов. вид обучения (совершенс-е О-Иоб) – самост-е добывание знаний под руковод-м педагога-консультанта (Дальтон-план, бригадно-лаборат. метод, метод проектов и др.) На вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литер-ру, инструкт-л учащихся и намечал сроки выполнения задания. В дальн-м учащиеся осущест-ли самост-й поиск ответов на поставл-е?-ы путем чтения книг, постановки лаборат-х работ, выпол-я практич-х заданий и т.п.

По завершении этапов учитель проверял выполнение заданий, обобщал знания и давал новые задания. В чистом виде этот вид обуч. имел много недостатков: не обеспечив-сь системат-ть знаний, практически не контрол-ся ход научения, вследствие пассивной позиции учителя.


Развивающее обучение.

Под развив-м обуч-м понимается нов. активно-деятельностный способ (тип) обуч-я, идущий на смену объяс-иллюстр-му способу (типу). + Развив.е обуч. учит-т и испол-т закономер-ти развития, ур. и особ-ти индивидума. + В развив. обуч. пед-е воздей-е опережает, стимул-т, направляет и ускоряет развитие наследств-х данных обучаемых. + обучаемый - полноценный субъект деят-ти на всех ее этапах.

Технология РО направлена на целостное гармоничное развитие лич-ти, где прояв-тся вся совокупность качеств: РО = ЗУН + СУД (способы умств-х действий) + СУМ (самоуправ-е механизмы лич-ти) + СЭН (эмоц-нравств-я сфера) + СДП (деятельн-практическая среда).

РО ориентировано на "зону ближа. развития" (Выготский), т.е. на деятельность, кот. обучаемый может выполнить с помощью педагога.

РО И ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД

Прогрессивное развитие лич-ти - процесс физ-го и псих-го изменения индивида во времени, предполагающий совершен-е, переход в любых его свой-ях и параметрах от меньш. к большему, от прост. к слож., от низш. к высшему.

Лич-тный подход – базовая ценностная ориентация педагога, опред-щая его позицию во взаимод-и с каж. ребенком и коллек-м. Лич. подход может осущ-ть лишь педагог, осознающий себя лич-тью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллект-ми, моральными, эмоц-ми и соц-ми ценностями.

Суть закономерностей РО (во взимсвязи с лич-м подходом):

1)Обуч.и разв. явл-ся диалек-ки взаимосвяз-ми сторонами одного и того же процесса жизнедеят-ти личности. Обуч. признается ведущ. движущей силой псих-го развития ребенка.

2) Гл. целью обуч. и разв. - становление ребенка как субъекта разнообр-х видов и форм собственной жизнедеятельности, субъекта кул-ры, истории, социума. Ребенок – полноц-м субъект. уч. деят-ти и собств-й жизни.

3) Разв. предпол-т внутр. изм-е в лич-ти ( психика, сознание, мышление, ценностях, потребностях..) Резул-ты проявл-ся в измен-х всех осн-х сфер личности: *ценностно-мотивац-й, *эмоц.-волевой, *деятельн.-поведенческой. Интегральный результат – возник-е у ребенка качеств самоорганизующего субъекта уч.и др. видов деят-ти.

4) Учителю необх-мо различать зону актуального (достигнутого) разв. и зону ближайшего развития ребенка. +АКТУАЛЬНОЕ РАЗВ. – это те ЗУНы, способы самоорганизации, ценности, смыслы, кот. ребенок уже овладел и может польз-ся самост-но. +БЛИЖАЙШЕЕ РАЗВ. – это тот ур. самостоят-ти и самоорг-ции деят-ти, поведения, к кот. ребенок стремится, но нуждается для его достижения в определ-й мере педагог-й помощи. Чтобы разв. состоялось, обучать надо в зоне ближ. развития, т.е. на достаточно высокой степени трудности(зона ближ. разв. у каж. ребенка индивид-я).

5) Критериями лич-го развития явл-ся новообраз-я, возник-е в сознании ребенка и свидетельств-е о его переходе к нов., теоретич. ур-ню мышления, нов. способам деят-ти и формам поведения… Личностный роста - проявления субъективности, т.е. становление внутр. мира и внутр. механизмов саморегуляции лич-ти, ее деят-ти и поведения.

6)Процесс становления внутр. мира (ценностно-смыслового ядра) личности детерминируется содержанием ее субъектного опыта.

7)Субъектный опыт – это опыт жизнедеят-ти и самореализации, приобретаемый ребенком в ходе общения, деят-ти, познания, наблюд-я, принятия решений, касающихся своей жизни, поступков, переживания своих успехов и неудач, саморефлексии. В уч. процессе происходит встреча общест-го опыта, отраженного в понятиях, правилах, образах культ-й жизни и т.д. с индивид-м опытом жизнедеят-ти каж.о ребенка (способст-ла разв. лич-ти, учитель должен выявлять, знать и учитывать содержание субъек-го опыта ребенка, вкл. его в содерж. обучения и восп-я и помогать детям осмыслить свой субъектный опыт, прожить и пережить его в контексте общ.-историч-го опыта.

Концепт-е дидакт-е положения Л. В. Занкова (обуч. на выс. ур. трудности, быстрый темп продвижения, осозн-я мотивация…)

Технология Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова построена на "содержательных обогащениях". Акцент целей авторов указанной технологии: • форм-ть теорет-е сознание и мыш-е; • форм-ть не столько ЗУНы, сколько способы умств-й деят-ти - СУДы; • воспроизвести в уч. деят-ти логику науч. мышл-я. +Особен-ю данной методики яв-ся целенапр-я уч.я деят-ть(познав-побуждающие мотивы, цель сознат-го развития, субъект-субъек-е отношения…) - обучаемый ставит ц и з самоизменения и творчески их решает. Метод вкл-т проблемное изложение материала, моделир-ие уч. задач. РО направ. на развитие творч-х качеств лич-ти (авторы): Волков, Альтшуллер, Иванов. => Дидактич-я реконструкция уч. материала и блоч-но-параллельная система обуч. осн. на внутрипредм-и межпредм-х связях; объединие узловых?-в, на кот. основан раздел, предмет или неск. предметов.

 


Проблемное обучение.

Пробл-е обуч. отн-ся к актив. техн-м обу­ч. В его основе лежит решение к-либо за­дачи, проблемы (от гр. problema — «задача, зада­ние»). В шир. смысле проблема — это слож­. теорет-й и прак-й?, треб-й изучения, разрешения.

В ПО в отли­чие от «трад-го» — иная система мотива­ции, акцент делается на интел-м побуж­дении. Про­блема всегда связана с наукой, она содержит явное противоречие, не имеет оконч-го ответа на гл. вопрос проблемы, почему это так, а не иначе, и требует поиск-й, исслед-й работы. Проб.задача предполагает ряд действий, для ее решения студ-ту нужно самостоятельно.

Пробл. ситуация — это псих-е сост-е интел-го затруд-я, кот- возникает у чел-ка, если он не может объяс-ть нов. факт при помощи име-ся знаний или выполнить известное действие прежними знакомы­ми ему способами и должен найти новый. Воз­никает потреб-ть активно мыслить, и, главное, ответить на вопрос «почему».

Сущ-т 4 ур. пробл-ти в обу­ч.: 1. Преп-ль сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении студ-ми. 2. Преп-ль ставит проблему, студенты са­мост-но или под руков-м преп-ля решают ее (частично-поисковый метод). 3. Студ-т ставит проблему, препод-ль по­могает ее решить.4. Студ-т сам ставит проблему и сам ее решает. 3 и 4 уровни — это исслед-й метод.

ПО на 3-м, 4-м уровне, а иногда и на 2-м связано с исслед-м.

Преимущества ПО - возможности для развития внимания, наблюд-ти, актив-и мышл-я, активизации познав-й деят-ти студентов; оно разв-т самост-ть, ответ­ст-ть, критичность и самокр-ть, инициат-ть, нестанд-ть мыш-я, осторож­ность и решит-ть и т.п; Обеспеч-т проч-ть приобрет-х знаний,

ПО связано с исслед-ем - растянутое во времени решение задачи.

Недостаткам ПО: выз-т затруд-е у студ-та в уч. процессе; на осмыс­-е и поиски путей решения уходит знач. больше времени, чем при традиц-м обуч.

Требует от преп-ля больш. пед-­го маст-тва и много времени = не позволяют широко применять ПО. Люб. исслед-е - процесс получе­ния нов.знаний, а обуч-е — процесс передачи уже известных знаний»

+ ПО отвечает требов-м дня: обучать исследуя, исследовать обучая.

+ Можно форм-ть творч-ю лич-ть, т. е. вы­полнять сверхзадачу пед-го труда.

.


Модульное обучение.

Для учеб. курса отбир-ся * базисные зн- я; * прикладные аспекты курса разраб-ся с учетом спец-ти (профилируется курс); * курс струк-ся соот-м образом.

БАЗИС – совок-ть осн. наиболее крупных пед-х целей преподавания курса. Базис переплетается с короной, состоящей как из значит-х пед-х задач.

Наиболее подвижны элементы короны (часть этих элементов может быть изменена или отвергнута).

Задача совр-х образ- технологий - это усиление фундам-й подготовки, дающей обучаемому умение выделить в конкрет. предмете базисную инвариантную часть его содержания (осмысление и реконстр-е, для самобраз-я)

Для естественнонаучных дисциплин должны быть: •термины; •понятия-явления, свойства, модели, величины; • приборы и устройства; • класс-е опыты.

Базис дисциплины, в виде таких перечней, усваив-ся обуч-м как система знаний.

Перечни способ-ют: объективиз-и методол-го знания, делают его предметом осозн-го усвоения (облегчает разработку требований к междисципл-му экзамену).

Понятие баз-го содерж. дисциплины связано с понятием учебного модуля (базисные содерж-е блоки логич-и связаны в систему). МОДУЛЬ - логически завершенная часть уч. материала, обязательно сопровождаемая контролем ЗУов студентов.

+ Основой для формир-я модулей служит рабоч. программа дисциплины.

+ Число модулей зависит как от особен-й самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обуч.

+ Мод.обуч. неразрывно связано с рейтинговой системой контроля.

+ Чем круп. или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Контроль по мод. обычно произв-ся 3-4 раза в семестр (входят зачет или экзамен).

Модуль содержит познават-ю (форм-т теоретич-е зн.) и уч.-профес-ю части (профес-е ум. и нав. на осн. приобрет-х зн). Соотнош. теорет-й и практич-й частей модуля должно быть оптимальным.

В осн. мод. интерпретации - положен принцип системности:

•системность содерж-я; •чередование познав-й и уч-профес-й частей модуля;•системность контроля, логически завершающего каж. модуль.

При мод. интерпритации уч. дисциплины следует *установить число и *наполняемость мод-й, *соотнош. теорет-й и практ-й частей, их *очередность, *содерж. и формы мод-го контроля, *график выпол-я проектного задания, *содержание и формы итог-го контроля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...