27. Институты и агенты социализации личности.
27. Институты и агенты социализации личности. Агенты и институты социализации – социальные группы, институты, которые воздействуют на личность, с тем чтобы человек осваивал конкретные социальные роли. Классификации агентов по разным основаниям: 1) отдельные личности - агенты, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания; 2) учреждения - институты, которые контролируют протекание социализации. Выделяют первичную и вторичную социализации агентов: - агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида/ родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.; - агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и т. д. На этапах социализации роль агентов неодинакова: - основные агенты социализации личности в возрасте от 1 до 3 лет: родители, родственники, братья, сестры. На этом этапе социализации у ребенка формируется мотивация на привязанность к людям; желание доверять им; - дополнительные агенты формируют конкретные качества ребенка в возрасте от 3 до 8 лет наряду с основными агентами: учителя, воспитатели, врачи и т. д. Личность овладевает мыслительными и познавательными навыками; - СМИ обеспечивают усвоение ценностей и стандартов; - малые социальные группы ровесников от 8 до 15 лет облегчают переход от родительской опеки к взрослости.
28. Социальная среда, деятельность и социализация личности. Формы социализации. Потребности, интересы личности общества. Менталитет россиянина. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения в самой структуре общества и в структуре каждой личности. В результате процесса усваиваются все нормы каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы.
В социологии выделяют две основные формы социализации: Направленная социализация – формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственно близком контакте со своим социальным окружением. Например, правила, ценности, полученные во время службы в армии. Ненаправленная социализация – охватывает каждого человека на первых этапах жизни, определяется микросоциальной средой. Например, принципами и ценностями, которые поддерживаются ближайшими к индивиду родственниками, а также сверстниками. Интерес – это направленное внимание личности на определенный предмет, объект. В основе интереса лежит потребность. Потребность – это состояние нужды в чем-либо. Потребность может быть физиологической или биологической, социальной, духовной и т. д. Как видно, поведение человека, его поступки определены его потребностями, поэтому важно воспитывать в нем именно здоровые потребности. К чертам русского менталитета можно отнести следующие: 1. Коллективизм и соборность, выработанные многовековой жизнью в сельской общине. 2. Обострённое в русском народе чувство несправедливости социального неравенства, ущемляющего интересы малоимущего населения. Эту черту можно рассматривать как проявление коллективизма. Отсюда идущее издревле чувство социального сострадания к людям, ущербным духовно и физически и тенденции в русском понимании социальной справедливости. 3. Религиозность русского народа, воспитывавшаяся церковью и властью на протяжении почти тысячи лет. 4. Культ вождя. Формирования такой черты способствовала глубокая религиозность, понимаемая как надежда на избавителя от жизненных тягот.
5. Национальная и религиозная терпимость. На территории России много веков мирно проживает почти полторы сотни разных народов. В России никогда не было расовой вражды, религиозных войн, запретов на межнациональные браки. 6. Патриотизм. Патриотизм существует в любой стране, но основа патриотизма в разных странах разная. Русский патриотизм – это патриотизм, основанный на осознании народом своей общности. Подъём русского патриотического духа всегда возникал в годы тяжёлых испытаний не для отдельных людей, классов или групп населения, а для всего народа.
29. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. Социальная структура – это устойчивая совокупность элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. Исходным элементом социальной структуры общества является человек. Более крупные элементы социальной структуры: социальные группы, социальные слои (страты), классы, социальные общности и т. д. Социальная стратификация – этосовокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв общества. Стратификация чаще всего осуществляется по 4-м параметрам: доход, образование, власть и престиж. 4 главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три типа характеризуют закрытое общество, последний тип – открытое. Для ограничения перемещений создаются различные барьеры – административно-правовые, религиозные, профессиональные, образование, деньги и собственность, раса, пол и возраст. Классы – большая социальная группа людей, с определенным отношением к средствам производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода. Экономически основных класса три: богатые, зажиточные и бедные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|