22. Внешнее окружение социальных организаций. Управление в организации и отношение власти.
22. Внешнее окружение социальных организаций. Управление в организации и отношение власти. Важнейшими характеристиками, которые определяют внешнюю среду, являются подвижность, степень предсказуемости изменений, сложность строения. Внешняя среда рассматривается в рамках макроокружения организации и ее микроокружения. Так, к макроокружению следует отнести характеристики состояния культуры (нормы, ценности, технологии, право), а также языковую среду, в которой существует организация. Микросистема включает в себя непосредственно носителей каких-либо характеристик – общности, группы и социальные институты, а также организации и объединения, которые наделены некоторыми чертами. Воздействие внешней среды может также быть как косвенным (экономическое состояние общества, научно-технический прогресс, социокультурные факторы окр. среды, политич. обстановка), так и прямым (это трудовые ресурсы, потребительские рынки труда, иные фирмы). Каждая организация представляет собой маленькое общество, в котором существуют отношения межличностные отношения. Эти отношения включают в себя и влияние. Влияние - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ним. Властью, в свою очередь, является возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, стимулировании, обещаниях и т. д.
Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
23. Человек как биосоциальная система. Определение и структура личности. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Человек представляет собой сложную, многоуровневую систему. Здесь взаимосвязаны биологическое, социальное и духовное начала, сознание и сфера подсознательного. Сочетание природного и социального уровней (элементов) системы «человек» является устойчивой составляющей и в других понятиях, характеризующих человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид – представитель биологического вида, имеет определенные врожденные особенности (строение тела – возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность использования орудий и т. д. ), то есть индивид – это принадлежность конкретного человека к человеческому роду. Личность – включаясь в систему общественных взаимоотношений и процессов, человек приобретает особое социальное качество – становится личностью. Индивидуальность – неповторимость и своеобразие конкретного человека, выраженные в особенностях развития нижних уровней (индивид, субъект, личность). Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
24. Социальный тип личности, основания типологизации личности. Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.
В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего. В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900–1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер – это «ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры». Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации. «Традиционалисты» ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо. У «идеалистов», наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами. «Реалисты» сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм – с самодисциплиной и самоконтролем. Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни – эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|