37. Характер и содержание лидерства в группах. Функции групповых лидеров.
37. Характер и содержание лидерства в группах. Функции групповых лидеров. В группе существует несколько компонентов, которые позволяют сложиться лидерству как особому феномену. Без этих компонентов лидерство не может существовать, поскольку каждая часть является неотъемлемой и значимой как для самого лидера, так и для членов группы, независимо от ее размеров. К компонентам относят следующие: деловой компонент, эмоциональный, а также информационные элементы лидерства. Перейдем к характеристикам видов лидерства в зависимости от того, какой компонент преобладает в каждом из них. Начнем с делового лидерства в группе. Оно характерно преимущественно для формальных групп, которые решают наиболее значимые производственные задачи. На основе этих качества выполнения задач формируются такие черты лидерства, как компетентность и ответственность, умение лучше, чем все остальные понимать организационные задачи и принимать эффективные меры по их решению. Также деловой лидер чаще, чем остальные имеет опыт в конкретной области деятельности, где он собственно и занят. Второй тип лидерства в группе – эмоциональное. Оно возникает в неформальных группах на основании сложившихся межличностных отношений и человеческих симпатий (а также антипатий). Здесь очень важно оценить притягательность лидера как участника межличностных отношений и человека, которому можно доверить свою судьбу и принятие наиболее значимых решений. Что касается информационного лидера, то он выступает в некотором смысле в качестве «мозга группы». К этому человеку стремятся обратиться за помощью или за действенным советом, определить свою точку зрения и понять, как лучше поступать, а как поступать нежелательно, учитывая условия. Такой тип лидера всегда эрудирован, он знает, как простым языком можно объяснить самые сложные аспекты жизни.
· интегративную, которая предусматривает объединение людей под общей идеей, целью, согласование интересов членов группы, определение базовых ценностей; · ориентационную, представляющую достижение поставленных целей с учетом социальных интересов (важна для политических лидеров); · инструменталистскую, предполагающую разработку набора инструментов для реализации задач (например, для политических лидеров — это создание программы деятельности);
38. Социальный контроль как механизм регулирования социального поведения индивидов и групп. Социальный контроль — механизм поддержания социального порядка, основанный на проверке фактически достигнутых результатов деятельности с ожидаемыми — нормативными или запланированными путём применения властных полномочий и санкций. В широком смысле слова социальный контроль можно определить, как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.
Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут дезорганизация и распад. Общество располагает определенными средствами, с помощью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции негативного характера, в том числе правовые. Задача социального контроля также состоит в критическом анализе причин отклонения, разработке мероприятий по их устранению. Социальный контроль, по сути, — это процесс, при помощи которого общество, отдельные его сферы, системы управления, подсистемы, социальные единицы определяют, правильны ли их действия или решения, нуждаются ли они в корректировке. Основные механизмы социального контроля: 1) Механизмы, запускающие процессы побуждения индивидов принимать нормативные требования общества как свои личные, отвечающие своим внутренним установкам (социализация); 2) Механизмы, позволяющие организовывать общественный опыт членов общества (групповое давление); 3) Механизмы, затрагивающие разнообразие формальных и неформальных санкций и поощрений (принуждение).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|