Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

45. Основные характеристики социологического исследования, его виды и функции. Характеристика основных методов сбора социологической информации.




45. Основные характеристики социологического исследования, его виды и функции. Характеристика основных методов сбора социологической информации.

Социологическое исследование - это процесс, в который входят логически последовательные методологические, методические и организационно-технические процедуры, связанные единой целью – получить достоверные данные об определенном изучаемом явлении, чтобы в последующем применить их на практике.
Виды:

· Разведывательные исследования являются самым простым видом социологического анализа, позволяющим решать только ограниченные задачи. Когда используется данный тип исследований, то испытывается инструментарий (методические документы): анкета, опросный лист, карточка и т. д.

· Описательные исследования выступают более сложным видом социологического анализа. Его посредством изучается эмпирическая информация, дающая относительно системное представление о социальном явлении или процессе. Объектами такого анализа выступают, как правило, большие социальные группы, например, трудовые коллективы больших предприятий.

· Самым серьезным видом социологических исследований является аналитическое, делающее возможным не только описание элементов изучаемого явления либо процесса, но и выяснение причин, лежащих в его основе. Оно предполагает изучение совокупности множества факторов, которыми обосновывается определенное социальное явление.

Функции социологического исследовании:

· изучение реального состояния социальных явлений и процессов;

· определение факторов, воздействующих на их изменение;

· выявление ведущих тенденций развития общественных отношений, а также помощь в нахождении оптимальных путей их совершенствования;

· помощь в оценивании эффективности претворения управленческих решений в жизнь;

· анализ и обобщение социального опыта, прогнозирование социальных ситуаций;

· изучение социальных противоречий и помощь в выработке практических рекомендаций по преодолению недостатков социальной практики.

Методы:

Опрос – метод сбора социологической информации, который заключается в получении информации об отношении опрашиваемых (респондентов) к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. Опросные методы реализуются в системе «вопрос-ответ» с последующей качественной и количественной обработкой полученных данных.

Анкетный опрос – вид социологического опроса, суть которого заключается в том, что опрашиваемые отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов (анкет). Взаимодействие между исследователем и респондентом осуществляется посредством анкеты.

Социологическое интервью – вид социологического опроса, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта.

Социологический эксперимент – метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений.

Анализ документов – метод получения эмпирической информации, заключающийся в оценке различных документов.

 

46. Выборка и понятие репрезентативности.

Генеральная совокупность — это все единицы определенного программой объекта исследования. Допустим, если говорить о всероссийском опросе общественного мнения, это будет все взрослое население России, или все московские студенты, если провести среди них опрос, или все беспризорные дети Калуги, если мы собираемся предпринять социологическое исследование на эту тему.

Выборочная совокупность (выборка) — это часть генеральной совокупности, которая будет непосредственно исследоваться, т. е. это те люди, к которым необходимо будет обратиться с вопросами интервью или анкетами; это материалы, которые будут изучаться методом контент-анализа и т. п.

Иногда выборка равна генеральной совокупности (например в случае, когда опрашиваются все студенты первого курса гостиничного факультета РЭУ им. Г. В. Плеханова). Однако обычно она меньше, иногда в несколько десятков и сотен раз. При этом практика социологических исследований показала, что в общенациональных исследованиях достаточно выбрать для опросов 1500—2000 чел. Если выборка хорошо, правильно, репрезентативно сформирована, она может дать объективную информацию о мнении всех россиян.

Итак, главное — это правильно сформировать выборку. Объем последней зависит от целей исследования, специфики и степени однородности объекта исследования, числа групп, которые предстоит изучить, и планируемой степени репрезентативности.

Репрезентативность — это соответствие, адекватность выборочной совокупности (выборки) по основным характеристикам генеральной совокупности. Если в структуре населения 55% женщин и 45% мужчин, в выборке должно быть такое же соотношение. То же самое можно сказать о возрасте, профессии, типе поселения и т. п. Таким образом, конфигурация выборки должна совпадать с конфигурацией генеральной.

Самое главное в социологическом исследовании — репрезентативность выборки, потому что именно с этим связаны точность и объективность полученных результатов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...