Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Пастырь добрый




" Пастырь добрый душу свою полагает за овцы…"

Эти евангельские слова полностью применимы к батюшке. Он жил не для себя, а только для Бога и ради приходящих к нему людей. Любовь батюшки щедрым и неистощимым потоком изливалась в мир. Все люди, приходящие к нему, чувствовали на себе эту благодатную силу и буквально преображались на глазах.

Любовь имеет свойство пробуждать в сердцах ответное чувство. По-разному выражали ее духовные чада батюшки. Но главной радостью для него было, когда совсем не верующие люди воцерковлялись и начинали приносить посильное покаяние.

Любвеобильное сердце батюшки не могло не скорбеть, видя, как многие люди живут безпечно и стоят на краю геенской бездны. И его любовь совершала чудеса. Сотни людей, благодаря единственной встрече с ним, резко меняли свою жизнь.

Однажды измученная мать привезла к старцу свою дочь, которая в 16 лет усвоила почти все порочные привычки. Батюшка ей сказал:

-Если ты не переменишь свою жизнь, то через несколько лет ты заболеешь раком и умрешь в молодом возрасте. Хочешь ты этого?

После встречи со старцем эта девушка стала другим человеком. Она познакомилась с выпускником семинарии и вышла за него замуж. Сейчас он уже служит дьяконом.

Батюшка привлекал к себе и согревал. Он дарил людям свою любовь и вместе с ней способность меняться, силу возрастать духовно. Люди видели в батюшке такого пастыря, которому можно верить безусловно. Они вслушивались в каждое его слово, даже в тон голоса. В нем все было чисто и свято.

Люди, увидев его любящий и внимательный взгляд, проникавший в самую душу, излучавший тихую радость и покой, падали на колени. Они плакали, а он радовался этим слезам, как знаку, начавшегося пробуждения их душ. Батюшка, конечно, не относил этого поклонения к себе, зная, что это Дух Святой действует через него.

Батюшка был духовным стержнем. Все вокруг него вязалось, все к нему тянулось. Вокруг него все кипело.

Батюшку всегда окружали разные люди. Были и образованные, и состоятельные, часто маловерные, которых привела к старцу личная беда. Но в первую очередь бросалось в глаза, что около него много болящих, убогих, бедных, далеко не ученых людей. Их влекла к батюшке надежда на облегчение в их многотрудной жизни, но главное, его искренняя любовь к ним. Батюшку можно было смело назвать отцом больных и несчастных.

Он имел дар утешать скорбящих. И хотя скорби не всегда оставляли людей после встречи со старцем, но то облегчение, которое они получали, давало им новые силы нести свой крест. От его лица, от глаз, от улыбки струилась такая нежность и любовь, что уже одно это утешало и ободряло человека.

Всегда поражала способность батюшки плакать с плачущими и радоваться с радующимися.

Простое присутствие Богоносного старца приносило мир и покой. Люди были счастливы разговаривать с этим святым человеком и каждый раз, когда уходили от него, в душах их воцарялся покой, который охватывал все их существо. Его доброе сердце всегда согревало своим теплом тех, кто приходил к нему...

Он был так участлив к людям, что сразу отзывался на каждую боль и старался помочь. Радовался, когда у людей было все хорошо, и смеялся, как ребенок. Исцелял больные страдающие души, отвечал на самые сложные, самые мучительные вопросы в жизни. Многим супружеским парам он помог разрешить споры и рассеять искушения бесовские...

Он тихим словом изумительного смирения, великой любви проникал в душу и открывал ей путь ко спасению. Никто не уходил от него неутешенным. Любовь его была так велика и глубока, что это напоминало человека апостольских времен…

Сам батюшка говорил:

-Я неученый, такой же, как апостолы. Двери моего дома всегда для всех открыты, только не все в них попадают.

Когда батюшка говорил с кем-либо, он всецело принадлежал этому человеку, служа ему своим участием, своей любо-вью. Тот открывал ему раны своей души. Они не вызывали у батюшки ни ужаса, ни раздражения, ни желания наказать. Напротив, он испытывал жалость и сострадание. Любовь не сосредотачивает своего внимания на грехе. Батюшка видел прежде всего не грех, а муку согрешившего. Она его глубоко трогала, и он стремился помочь этому человеку, поддержать его.

Батюшка никогда не допускал ни малейшего насилия над свободой человека. Он страдал за человека вместе с ним, боролся за его душу. Но свободу решения вопроса оставлял за ним, чтобы тот не остался незрелым, зависящим только от своего духовного отца.

Слово старца было всегда краткое, точное и весомое, а самое главное, оно было благодатное. Батюшка говорил не от себя, а как ему открывал Святой Дух. Он видел душу человека и знал, какие слова говорить и сколько она может вместить. Батюшка приходил на помощь тому, кто был готов услышать и вместить в себя его слово.

Он был воплощением всех христианских добродетелей: мирный, кроткий, тихий, жалостливый и участливый ко всем.

За непрестанное служение Богу и людям, за огромную любовь к пастве и всему человеческому роду, за смирение и кротость, за неосуждение - за все свое честное, праведное житие он был сподоблен дара прозорливости, чудотворения и исцеления.

Не было такого дела, которого он не мог бы разрешить. Не было вопроса, на который у него не нашлось бы ответа. Старец знал, делать ли человеку операцию или нет. Ему было открыто, что будет в том или ином случае. Если человек занимался не своим делом, то батюшка называл его призвание. Так, он многим задолго открывал, что они будут в священном сане или в иноческом чине. Невестам говорил, выходить ли им замуж за сделавшего предложение, или у нее будет другой жених.

Ему было открыто, в каком месте находится душа умершего человека. Батюшке была известна участь пропавших людей. Он знал, послушает ли его спрашивающий человек или нет. И этот перечень можно еще долго продолжать...

Прозорливость батюшки поражала. Он все знал о жизни каждого человека и кто из них чем занимается в любое время. Однажды батюшка приехал в Кургановку к своим духовным чадам. Хозяйка дома Валентина пожаловалась, что безпокоится о муже, тот лежал в Каменской больнице с переломом руки. Она просила, чтобы батюшка благословил ее мужа в пост есть все, что дают в больнице. Батюшка ей ответил:

-Его уже благословил отец Питирим. А твой Костя там телевизор смотрит и учительствует.

Вечером того же дня Константин позвонил из больницы и говорит:

-У меня был отец Питирим, он благословил есть скоромное. В палате у нас стоит телевизор, так что я теперь все новости знаю. И еще я тут проповедую среди больных и врачей. В книге приведено много и других случаев, свидетельствующих о прозорливости батюшки.

Батюшка исцелял лучше самых искусных врачей. Оказывал помощь безнадежно больным, от которых уже отказались врачи.

Одну женщину, почитательницу старца, положили в больницу на обследование. Врачи признали у нее обострение аппендицита и сразу положили на операцию, когда вскрыли живот, то там все оказалось воспаленным и уже загнившим. Врачи сказали, что ей уже ничего не поможет и жить ей осталось буквально несколько дней. Наскоро зашили живот и выписали домой умирать.

Родные уже стали запасаться продуктами для поминок. После этого к ней приехал батюшка. Та лежит чуть живая, а старец ее дергает за рукав и приговаривает:

-Ты что разлеглась? Ну-ка, вставай, у тебя еще много дел. И облачение мне еще не доделала. Давай поднимайся.

Батюшка помазал ее маслицем и уехал. А недели через полторы эта женщина приходит уже самостоятельно и говорит:

-Вот принесла облачение батюшке, уже доделала. После этого она прожила еще пятнадцать лет.

Вода из батюшкиного колодца обладает чудодейственной силой и многим по его благословению приносит исцеления.

Один мужчина счищал снег с крыши гаража, где проходили высоковольтные провода. Вдруг неожиданно произошел сильный удар током, так что ботинки и одежду разорвало. В тяжелом состоянии увезли его в реанимацию, и по заключению врачей состояние его было безнадежным, так как 70-80% кожного покрова поражены ожогом.

Родные слезно просили батюшкиных молитв. Вода из его колодца была доставлена в другой город больному. Состояние больного было ужасное, он лежал на специальной сетке, и на его глазах с таким процентом ожога увозили людей в морг. Вдруг в палату заходит лечащий врач и ставит на тумбочку воду со словами:

-Срочно велели передать из Пензы от батюшки. Старец сказал, что больному станет полегче.

Больной стал пить воду, и начался процесс заживления. К удивлению врачей, пострадавший вскоре поправился и вернулся на прежнюю работу, следов от ожогов почти не осталось.

И таких случаев исцеления невозможно сосчитать. Обреченные люди, вопреки прогнозам врачей, возвращались к жизни. Многие больные отказывались от назначенных операций и по батюшкиным молитвам продолжали полноценно трудиться.

Скольким же людям он помог! Но батюшка всегда старался скрыть себя. Не открывал, что это по его молитвам Господь совершает исцеления. Как правило, он всегда говорил:

-Полегче будет, - и всегда благословлял пить водичку из своего колодца.

И всегда проходило. Становилось полегче. И исчезали болезни щитовидной железы, и куда-то " уползал рак", и возвращалось зрение.

Были случаи, когда от отца Алексия исходило Небесное сияние, и люди видели это. Он в самом деле был живым Храмом Святаго Света.

В духовно больных людях при виде батюшки бесы трепетали, и не хотящее себя открывали. Старец исцелял от одержания бесовского. Молитва старца связывала их.

Когда в одной из болящих бес обратился к батюшке:

-Михаил, если б ты только знал, как я пел, когда был Ангелом, твое сердце бы растаяло.

-Пой, - говорит батюшка.

-Не могу. Меня сатана замучает, если я тебе буду петь.

-Пой. Не замучает.

И бес запел «Богородицу» с плачем и со всхлипываниями по слогам:

-Бо-го-ро-ди-це Де-во, Ра-дуй-ся

На утро больная сказала, что ей легче стало, и она почувствовала, что этого беса не стало в ней.

-Что же, его разжаловали, что ли?

Спросили об этом старца и он ответил, что бес превратился в Ангела. Сила любви старца изменила беса, превратив его в Ангела.

Этот случай - неопровержимое доказательство большой святости старца.   

Старец помогал всем, только ничего не мог сделать для себя.

Если батюшка видел, что некоторые люди приезжали к нему или стремились приехать в поисках чуда, то это очень огорчало его.

Когда старца просили об исцелении, то он неизменно отвечал:

-Я не лечу, а только молюсь. Господь - Целитель и Врач. И если Он по молитвам исцеляет вас, то благодарите Его за милость к вам.

Сотни людей получили исцеление по молитвам батюшки. Но он не любил, когда его начинали благодарить или хвалить. Старался перевести разговор на другое или смиренно говорил:

-Какие там святые молитвы. Я и не молюсь вовсе. Сам все время болею. Ем и сплю.

Батюшка был склонен воспитывать не словом, а своей жизнью, опытно зная, как легко произносить слово о любви, но как трудно пребывать в ней. Когда его спрашивали, чтобы он научил, как надо жить, он отвечал:

-Живите, как я.

Вспоминается один случай из жизни подвижников. К одному старцу приходили трое монахов, двое о чем-нибудь спрашивали, а третий все время молчал. Когда старец решил узнать, почему он ни о чем не спрашивает, тот ответил:

-А мне достаточно на тебя смотреть.

То же самое вполне совершалось и в присутствии батюшки. К нему приходили разные люди, задавались разные вопросы. Но здесь не было сногсшибательных ответов, не происходило явных чудес.

Зато никто не слышал, чтобы батюшка кого-нибудь осудил или плохо о ком-нибудь отозвался. Хотя он видел всяких людей и много натерпелся от них. К нему приходили разные люди, ко-торые после выхода из его дома друг на друга не хотели смотреть. Но он относился ко всем с одинаковой любовью, всех умел объединять. Это тоже одно из свойств святости.

Многие потом говорили, что они слушали его ответы, наблюдали за ним, и этого было для них достаточно.

Они, и не спрашивая, получали ответы на свои вопросы, и их " неразрешимые" проблемы вскоре благополучно разрешались.

Батюшка никогда не учился, но несмотря на это, знания его просто поражали. Казалось, не было такого, чего бы он не знал. Дух Святый, источник всякой мудрости, научал его.

К нему приезжали люди разных профессий: и простецы, и ученые, и с каждым он знал, как разговаривать. Общение с простым и необразованным старцем восхищало простотой и мудростью. Он открывал людям то, что они не могли понять с помощью науки, всех поражало то, что он мог давать даже научные советы. Общаясь с ним, люди чувствовали исходящую от него благодать, ту особую мудрость, которая не только знает, но и видет.

В то же время батюшка не был ласкательным и все разрешающим. Он был очень требовательным к духовному состоянию своей паствы. Он наставлял вверенные ему души к спасению, побуждал бороться с грехом и находить его причины. Батюшка знал, с какой строгостью к кому относиться. Как знает гончар, по какому сосуду с какой силой можно ударить.

Обличал батюшка также всех по-разному. Кого-то мягко и бережно, а кого-то с большой строгостью. А если видел, что человек осознал свой грех и внутренне принес покаяние, то и без его слов обличения становилось понятно: батюшка все видит в твоей душе, переживает с тобой и прощает. Старец говорил:

-Я вижу ваши души лучше, чем вы их сами видите.

Требовательный к себе, батюшка всегда снисходил к нашим немощам и душевным недугам:

-Если бы я стал спрашивать с вас как положено, то вы бы все разбежались.

Он не настаивал на своем мнении, а говорил, что желательно бы сделать вот так-то. Люди свободны в проявлении своей воли, и батюшка никогда не препятствовал ее проявлению. Если человек упрямился и настаивал на своем, он отвечал:

-Тогда поступай, как хочешь.

Однажды несколько специалистов что-то строили в обители. Батюшка дал им совет, но они его не послушали. У них ничего не получалось, так как каждый настаивал на своем и дальше споров дело не двигалось. Когда батюшку спросили, почему же он им не скажет, то он ответил:

-Они все равно не послушают. Господь Сам управит и все построится, если не с первого раза, так с третьего. А смирение дороже.

Батюшка и нас всегда учил уступать друг другу и не настаивать на своем мнении. Он говорил:

-Вы не можете как следует ни молиться, ни поститься. Не можете исполнить никакую добродетель. Но вам легче спастись, чем в каком другом месте. Несите послушание и спасетесь.

Кажется, все просто. Слушайся духовного отца. Один из подвижников православия сказал так:

-Если ты погрешил перед Богом, то духовный отуц вымолит тебе прощение, а если ты обидел своего духовного отца и не слушался его, тогда уже будет некому примирить тебя с Богом.

Но, бывало, и не слушались, и обижали. То, что шло от батюшки к людям помощью и радостью духовной, нередко возвращалось неблагодарностью и злыми словами. А батюшка не помнил зла, постоянно жалел заблудших и все прощал. Он говорил:

-Если бы вы слушались с первого слова и все исполняли, то у нас давно было бы все построено и все бы преуспевали.

Батюшка сам всегда подавал пример послушания. Он говорил:

-Я у всех вас нахожусь в послушании.

На исповеди батюшка редко подсказывал грехи. Хотел, чтобы человек сам потрудился, вспомнил свой грех и осознал его. Но было и наоборот. Многие духовные чада старца рассказывали, что он называл множество грехов, совершенных ими в раннем детстве или вовсе забытых.

Он называл такие, которые они и за грехи-то не считали, но, нераскаянные, они стояли преградой между человеком и Богом.

Несмотря на обличение и полученную епитимию, все от батюшки выходили радостные и обновленные. После исповеди у духовного отца было особое ощущение чистоты души. Душа, как белая птица, вырвавшись из трясины греха, радостно трепетала в груди. Господь с помощью старца поднимал нас из ада страстей, очищал от скверны греха, придавал душам первозданную чистоту.

Многие говорили, что после батюшкиной исповеди им хотелось летать, а в душе воцарялось чувство мира и детской безмятежности.

Батюшку как-то спросили:

-Как же без греха прожить. Хоть и стараешься не грешить, а все равно, то сказал не так, то сделал не так, а страсти и вовсе не утихают.

-Без греха мы не можем. Но на каждый грех есть покаяние. А стараться не грешить это надо, чтобы не погибнуть. И страсти так скоро не утихнут. А будете нести послушание и все открывать на исповеди, то они и станут утихать.

Все святые умели познавать свою греховность видением святости Божией. Нам иногда кажется, что познать свои грехи можно только постоянной мыслью о них. Некоторых это доводит до уныния и отчаяния, и они без борьбы становятся легкой добычей темных сил. Рядом с батюшкой люди начинали познавать свою греховность и правильно к этому относиться. Одна монахиня открыла свои помыслы, что она отчаивается о своем спасении и стоит на краю погибели. Батюшка ее строго вразумил:

-Ты что, не надеешься на Бога? Разве не знаешь, какой он милостивый и милосердный. Господь все наши грехи простит, если мы искренне каемся. Чтобы я этого больше от тебя не слышал.

Батюшка все время прибывал в молитве. Молитвой была освящена вся его жизнь, когда он молился, верилось, что Господь его слышит. Старец обращался к Нему с такой естественной интонацией, какая бывает в непосредственной беседе с близкими.

Батюшка сочетал созерцательную жизнь с деятельностью и жизнью людей, нуждающихся в его помощи. Он имел молитву сострадания о всем мире. Все люди вошли в его жизнь, вместились в его сердце, память о них была у старца живая и ежедневная. Многие его духовные чада свидетельствовали, что батюшка молится всю ночь, и только под утро забывается коротким сном.

Молитва батюшки, искренняя и сердечная, имела сильное действие, была чудотворна. Однажды на батюшку бросился с ломом наперевес разгневанный сосед. Он уже с яростью замахнулся и хотел ударить старца ломом по голове...

Но не смог. Остановился. Руки опустились, и лом выпал.

Батюшка все это время оставался спокойным. Даже не шелохнулся, как будто это его и не касалось. Позже батюшка скажет:

-Молитесь за него. Особенно поминайте за чтением псалтири. Как кто открывает псалтырь, так на 200 метров все нечистые духи вокруг разбегаются.

Впоследствии, узнав, что этот сосед находится на смертном одре, батюшка посылал своих послушниц убедить того исповедоваться и причаститься.

Достигнув вершины внутреннего сокровенного делания, батюшка не оставлял повседневного правила и всегда с большим желанием молился со всеми чадами и в келье, и в храме. Его молитва, глубокая и сильная, преображала всех находящихся рядом с ним, они чувствовали себя духовно обновлевленными.

Всем своим чадам батюшка наказывал молиться Матери Божией:

-Чаще молитесь Пресвятой Богородице. Не обязательно по молитвослову или перед иконой. Молитесь в любое время и в любом месте. Просите Ее своими словами во всех своих бедах и печалях. Называйте Ее по-детски мамочкой. Любите ее больше всех на свете. Она самая близкая наша заступница и ходатаица пред Господом.

Батюшка даже в дальней дороге не оставлял молитвенного правила. Все знают, как дальний путь выматывает и любого здорового человека, а что про батюшку говорить.

Все окружающие его знали, что когда они, уставшие от длинной дороги, наконец-то доберутся до дома, то батюшка, такой немощный и чуть живой сидящий в своей коляске, скажет:

-Давайте молиться.

В этом он никогда не давал послаблений, и так было всегда. Когда бы ни спросили:

-Где батюшка?

Ответ был неизменно один:

-Батюшка на молитве.

Батюшка очень много ездил. Сам всегда болевший, едва становилось полегче, спешил туда, где он нужен, где его с нетерпениием ждут. И утешал, и помогал, и исцелял, а самое главное, он привозил с собой мир и радость. В присутствии батюшки все умиротворялось, потому что он был наполнен Божией любовью. Когда его спрашивали, мол, зачем вы, батюшка, опять едете, сами больнее их всех, он отвечал:

-Хоть и не могу, а надо ехать. Они зовут, им плохо.

В осеннее время батюшка нередко ездил по деревням собирать милостыню. Конечно, целью поездок было другое. Как он сам говорил;

-Едем будить спящих. Не мне эта милостыня нужна, а им самим и их близким. Может, этой милостыней человек и спасется.

Как-то батюшка сказал:

-Я езжу кому во спасение, а кому на осуждение.

Скольких же людей он спасал и продолжает спасать!

Подобно другим верным избранникам Божиим, батюшка на протяжении всей своей жизни нес тяжелый крест: тяжкие болезни, клевету и укорения. Жизнь его, таким образом, уподобилась жизни распятого Христа.

Батюшка всю жизнь болел, но особенно его здоровье ухудшилось в последние 3-4 года. Он совсем перестал видеть. У него все время болел желудок, в груди была постоянная боль и как комок стоял. Пища почти совсем не проходила. В основном его болезни были следствием неподвижного образа жизни. Даже трудно себе представить - всю жизнь просидеть в " деревянном ящике", как сам батюшка называл свою коляску.

Когда батюшку поднимали с коляски, уже только одно прикосновение к его телу причиняло ему сильную боль. Он прилагал большие усилия, чтобы не застонать. На его лице было написано, какие он испытывал муки. Он уже не мог сдерживать себя, чтобы его страдания не видели окружающие.

Батюшка уже почти совсем не мог держать свою голову, она теперь всегда лежала запрокинутая на спинку коляски.

Одним ухом он не слышал. Приходилось по нескольку раз громко повторять свой вопрос. Чтобы лучше услышать, батюшка старался приподнять свою голову, но это ему удавалось лишь на несколько мгновений. Потом он ее обезсиленно ронял.

Многие приходящие, видя, как тяжело дается батюшке отвечать на вопросы, посмотрев некоторое время на его мучения, со слезами уходили, так ничего и не спросив, они боялись лишний раз причинить ему боль.

Батюшка сильно уставал от посетителей, но если позволяли силы, всегда старался выходить к людям. Видно было, что он себя до конца отдает в самопожертвование. Какое у него было изможденное лицо, особенно после " отчиток" над болящими.

У батюшки с рождения был сильный дефект речи, голос был очень слабый. Слова он произносил с большим трудом. Речь его была очень лаконична, он никогда не говорил пустых слов. Кто слышал его в первый раз, часто не могли понять его ответов. Но удивляло то, что если человеку очень нужно, то он и с первого раза все понимал и без помощников.

В конце его жизни приходилось очень близко подставлять ухо к его едва шепчущим губам и затаивать дыхание, чтобы услышать его ответ. Было видно, что для ответа батюшка собирал последние свои силы и как бы выдыхал свои слова. Казалось, что слова слетали уже не с языка, а с его души.

Люди, знавшие батюшку с малых лет, рассказывали, что еще в детском возрасте ему явилась Пресвятая Богородица и сказала, что он будет настоятелем большого монастыря. И старец по повелению Божией Матери создает обитель. Сначала на этом месте стоял просто жилой дом. Потом к нему был пристроен храм. Батюшка наладил в нем ежедневное богослужение. Под его водительством собрались искренне ищущие монашеского жития и спасения.

Многие приходили, но не многие оставались. Где больше благодати, там и большие искушения. Батюшка всегда сильно переживал, когда покидали его святую обитель. Он говорил:

-Лучшего места для спасения вы не найдете. Здесь вам и Дивеево, и Иерусалим, и Почаев. Если бы люди знали, какое у нас святое место, то ползли бы на коленях, а не то что пешком шли. Когда начнутся гонения, то здесь будут спасаться тысячи человек.

Батюшка много говорил о грядущих событиях, тем самым подготавливая своих чад к тому, что их ждет. Многим он предсказывал их кончину. Приведем несколько наиболее серьезных предсказаний старца.

Будет война. Но она будет как благо, как Божия милость. А если войны не будет, то будет очень и очень плохо. А так люди своей кровью очистятся и не доживут до печати.

Во время последних гонений на земле прольется много христианской крови. Кровь будет доходить до лошадиных ноздрей. Мучения и гонения начнутся с Украины.

Православного царя в России не будет. Время сокращено. Народ не хочет царя.

На Россию грядет католичество, и оно уже близ...

Китай пойдет с Востока и с Севера и займет почти всю Россию, но до Пензенской области не дойдет.

Батюшка предсказывал и многое другое...

Но кроме тревожного, он своим духовным чадам говорил и много утешительного:

-Вам не нужно ничего бояться. После моей кончины вам не надо искать другого духовного отца. Сама Матерь Божия будет иметь попечение о вас. После меня не разбегайтесь. Я буду с вами. Будете приходить ко мне на могилку, и я буду вам давать советы, как поступить. И еще больше буду помогать, чем при жизни.

Батюшка был избранником Божиим, продолжателем и носителем традиций старчества. В наше время старчество просто уникально, его уже почти нигде не осталось.

И ни на что так не восстает враг рода человеческого, как на старчество. Старческим окормлением разрушаются все его сети.

Поэтому враг старался воздвигнуть гонение на батюшку.

Чем больше батюшка помогал людям, тем больше восставали на него темные силы и возводили клевету и поношения... Но он всем все прощал.

Кроме поношений и физических немощей, старец еще терпел и от ближних. Всю свою жизнь он страдал. Но мы видели только малую часть его страданий. Как-то батюшке посочувствовали, сколько же ему приходится терпеть, а он ответил:

-Вы многого не знаете. Через ближних меня искушает сам сатана.

Где бы мы сейчас находились, если бы батюшка нас не вымолил. Вот за то, что он наши души спасал и спасает; ему сатана и мстил. Он до самой своей праведной кончины терпел страдания.

Но батюшка все терпеливо сносил и продолжал безропотно нести свой крест.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...