Принципы управления оборотными активами
Активы предприятия делятся на основные (фиксированные, постоянные — землю, здания, сооружения, оборудование, нематериальные активы, другие основные средства и вложения) и оборотные (текущие, т.е. все остальные активы баланса). Основные активы трудно реализуемы, поскольку требуется значительное время и даже дополнительные затраты для их реализации в случае необходимости. Оборотные активы в зависимости от способности превращаться в деньги делятся на медленно реализуемые (запасы готовой продукции, сырья и материалов), быстро реализуемые (дебиторскую задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства и краткосрочные ценные бумаги). Часто используемое понятие «оборотные средства» означает обычно денежную стоимость оборотных активов. Сами же оборотные активы при своей классификации обладают натуральной формой выражения. Виды оборотных активов в зависимости от их физической природы классифицируются следующим образом: 1) запасы сырья, материалов и полуфабрикатов характеризуют объем входящих материальных потоков, обеспечивающих производственную деятельность предприятия; 2) запасы готовой продукции представляют текущий объем выходящих материальных потоков произведенной продукции, предназначенной для реализации; 3) дебиторская задолженность представляет сумму задолженности в пользу предприятия, оформленную как финансовые обязательства юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, авансы и т.п.; 4) денежные активы включают остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте, а также сумму краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных активов;
5) прочие виды оборотных активов включают оборотные активы, не перечисленные ранее, если они отражены в общей их сумме (расходы будущих периодов и т.п.). Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.. [5] Теперь необходимо подробно остановиться на управлении конкретным типом оборотных средств – запасами.
Производственные запасы понимаются в широком смысле, нежели просто сырье и материалы, необходимые для производственного процесса, а именно: к ним относятся сырье и материалы, незавершенное производство и готовая продукция, а также и товары для перепродажи. Для финансового менеджера предметно-вещностная природа запасов не имеет особого значения; важна лишь общая сумма денежных средств, омертвленных в запасах в течение технологического (производственного) цикла; именно поэтому можно объединить эти, на первый взгляд разнородные, активы в одну группу. Под управлением запасами понимается контроль над их состоянием и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для своевременного выполнения производственной программы. Эффективное управление запасами позволяет: 1. уменьшить производственные потери из-за дефицита материалов; 2. ускорить оборачиваемость этой категории оборотных средств; 3. свести к минимуму излишки, которые увеличивают постоянные затраты и «замораживают» денежные средства; 4. снизить затраты на хранение товарно-материальных запасов.
Дебиторская задолженность. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т. е. в принципе она не выгодна предприятию, поэтому напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, но этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех способов: предоплата; оплата за наличный расчет; оплата в кредит. В рыночной экономике именно последний способ является основным и осуществляется обычно в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент общепринятой системы расчетов.[8] Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам: · срок предоставления кредита (чаще на предприятии существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции); · стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты); · система создания резервов по сомнительным долгам; · система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, система наказания недобросовестных контрагентов и др.); · система предоставляемых скидок. Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.[11]
Денежные средства. Система эффективного управления денежными средствами подразумевает выделение 4 крупных блоков процедур, требующих определенного внимания: · расчет финансового цикла; · анализ движения денежных средств; · прогнозирование денежных потоков; · определение оптимального уровня денежных средств.
Основная задача анализа потоков денежных средств заключается в выявлении причин недостатка/избытка денежных средств, определении источников их поступлений и направлений использования. При определении потока денежных средств основным документом является «Отчет о движении денежных средств». При анализе потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: текущая (основная), инвестиционная, финансовая.
По результатам анализа денежных потоков можно сделать следующие заключения 1. В каком объеме и из каких источников получены денежные средства, каковы основные направления их использования; 2. Способно ли предприятие обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами и насколько стабильно такое превышение; 3. В состоянии ли предприятие расплатиться по своим текущим обязательствам; 4. Достаточно ли полученной прибыли для удовлетворения текущих потребностей в деньгах; 5. Достаточно ли собственных средств для инвестиционной деятельности;[8] Цель управления оборотными активами состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Управление основными элементами предполагает четкую структуру по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты управления дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.
II. Расчетная часть 2 вариант Исходные данные Рассмотрим вопрос о строительстве установки по производству псевдоионона – исходного сырья для производства витаминов А и Е. Оценим коммерческую эффективность по производству этого продукта. Осуществим разработку финансовой части инвестиционного проекта. Исходные данные для разработки финансовой части инвестиционного проекта представлены в таблице 1 и таблице 2. Таблица 1.Капитальные вложения (млн. руб.):
Таблица 2. Распределение капитальных вложений по годам строительства (млн. руб.)
Потребность в оборотном капитале – 1,5 млн. руб. 1. Источник финансирования капитального строительства – долгосрочные кредит банка (для всех вариантов). Процентная ставка за кредит – 30% годовых. Условия кредитования: начало выплаты кредита – год ввода установки в эксплуатацию. Сумма кредита выплачивается равными частями в течение 5 лет. Проценты за кредит начисляются ежегодно, исходя из оставшейся в конкретном году суммы кредита. 2. Проектные себестоимость производства 1 т. псевдоионона (для всех вариантов): · Сырье и материалы – 6047,8 руб. · Расходы на электроэнергию – 2102,6 руб. · Зарплата производственного персонала – 118,3 руб. · Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования – 384 руб. · Амортизация – 640 руб. · Цеховые и общезаводские расходы – 153,7 руб. · Коммерческие расходы – 93,4 руб. · Стоимость возвратных отходов – 99,0 руб. 3. Цена 1 т. псевдоионона с НДС (для всех вариантов) – 26000 руб./ т. 4. Производительность установки по вариантам (т/год): 2500 5. Ввод установки в эксплуатацию – 2-й год. Инвестиции осуществляются в 0-м и 1-м годах. 6. Освоение мощности по годам: 2-й год – 60%, 3-й год и далее – 100%. 7. Нормативные срок службы оборудования – 10 лет, шаг расчета 1 год. 8. Налоги. · Налоги, включаемые в цену продукта. НДС – 18% от объема реализации продукции. · Налоги, относимые на финансовые результаты. 1) Местные налоги, идущие на финансовые результаты – 20% от прибыли до налогообложения 2) Налог на прибыль – 20% Практическая часть В соответствии с условием, представим поток реальных денег от инвестиционной деятельности (Табл.3) Таблица 3. Поток реальных денег от инвестиционной деятельности, млн. руб.
Общая потребность в инвестициях для реализации проекта составила 20 млн. руб. Вложения в основной капитал – 18,5 млн. руб., в оборотный – 1,5 млн. руб. Источник финансирования проекта – долгосрочный кредит. Источниками финансирования капитального строительства являются два долгосрочных кредита банка:
· Первый – с 0 года на сумму 10,7 млн руб. сроком на 7 лет; · Второй – с 1 года на сумму 9,3 млн руб. сроком на 6 лет; При этом, согласно условию задания, важными условиями обоих кредитов являются: · Процентная ставка по кредитам – 30 % годовых; · Погашение начинается со 2 года (с момента ввода установки в эксплуатацию); · Погашение суммы кредита (основного долга) осуществляется равными частями в течение 5 лет; · Проценты за кредит начисляются ежегодно, исходя из оставшейся в конкретном году суммы кредита. Исходя из перечисленных условий, формула размера процентной выплаты в году n (где 2≤n≤7): Размер выплаты по Основному Долгу постоянен для каждого года из 5 лет, в которых осуществляются выплаты, и равен Пример: для третьего года, размер выплат составит: 1.По первому кредиту · По ОД=10700000/5мес=2140000; · По = 10700000*(1-((3-2)/5))*30%=2568000 2.По второму кредиту · По ОД=9300000/5мес= 1860000; · По = 9300000*(1-((3-2)/5))*30%= 2232000; 3.Общая сумма (по обоим кредитам) выплат составит: · По ОД=2140000+1860000=4000000; · По = 2568000+2232000=4800000; Суммы процентных начислений представим в таблице 4.
Таблица 4 Сумма процентных начислений
Учитывая, что проценты по кредиту начинают начисляться с 0 года по первому кредиту и с 1 года – по второму, а выплата осуществляются лишь со 2 года, в ходе решения задания предложен вариант погашения начислений за 0й и 1й годы во 2ом году (наряду с выплатой начислений 2го года). Для первого кредита тогда сумма процентных выплат во втором году составит= 3210000+3210000+3210000=9630000, Для второго кредита=2790000+2790000=5580000. Общая сумма выплат по процентным начислениям во втором году составит=9630000+5580000=15210000. Таким образом, сумма процентных выплат будет представлена следующим образом (Таблица 4.1) Таблица 4.1. Сумма процентных выплат
Разработаем план погашения кредита (табл 5.) Таблица 5. План погашения кредита (на расходы по капитальному строительству)
10=1,3стр,4стр... 9=7+8 8=общая сумма %начислений из табл4(сумма по 1му и 2му кредиту) 7=общая сумма платежей по 2ум кредитам 6=по данным табл4 5=размер выплат основного долга по 2му кредиту из примера расчета для 3го года 4= по данным табл4 3= размер выплат основного долга по 1му кредиту из примера расчета для 3го года 2=(3+5)-7 1=1-9 Общая сумма выплат составит 43910000 рублей. Сумма основного долга составляет 18500000 рублей. Сумма процентных платежей составляет 25410000 (57,86% от общей суммы выплат). Определим годовой объем реализации продукции в стоимостном выражении (Табл.6). Таблица 6. Годовой объем реализации продукции (по годам)
По условию освоение мощности по годам происходит следующим образрм: 2-й год – 60%, 3-й год и далее – 100%. На основе исходных данных, себестоимость 1 тонны псевдоинона составляет: Себестоимость производства = Сырье и материалы + Расходы на электроэнергию + Зарплата производственного персонала + Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования + Амортизация + Цеховые и общезаводские расходы + Коммерческие расходы – Стоимость возвратных отходов = 6047,8 + 2102,6 + 118,3 + 384 + 640 + 153,7 + 93,4 – 99 = 9440,8 руб. Определим себестоимость годового выпуска псевдоинона (Табл.7) Таблица 7. Себестоимость годового выпуска псевдоинона
НДС рассчитывается как (18 % от Выручки по реализованной продукции) деленное на 118%. Так, например, по 2му году НДС=(39*18%)/118%=8,28 Аналогично, по другим периодам. Налоги в местные бюджеты принимаются, как 20% от прибыли до налогообложения. Так, например, для 3го года=25,05*20%=5,01 (млн.руб). Аналогично, по другим периодам. Налог на прибыль принимается как 20 % от прибыли. Начисляется на прибыль до налогообложения за вычетом местных расходов. Так, например, для 3го года= (25,05-5,01)*20%=4,008 (млн.руб). Аналогично, по другим периодам. Результаты вычислений налоговых отчислений представлены в таблице 8. Таблица 8. Налоговые отчисления
Таким образом данные таблицы 8. основываются на данных таблицы 9. Рассчитаем основные показатели операционной деятельности предприятия (таблица9). Таблица 9. Поток реальных денег от операционной деятельности
*Выручка-нетто = валовая выручка за вычетом НДС (для 3его года – 2500*26000-18%=11,7 млн.руб.).
Рассчитаем поток реальных денег от финансовой деятельности (Табл.10) Таблица 10. Поток реальных денег от финансовой деятельности, млн. руб
На основе вышеприведенных расчетов составим план денежных потоков предприятия(таблица11). Таблица 11. План денежных потоков, млн.руб
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|