Парламентаризм в России: история и современность
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение С 1993 года Государственная Дума является органом общенационального представительства, воплощающим парламентаризм как систему политико-правовых идей организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных органов. Государственная Дума является основным институтом осуществления законодательной деятельности в России. Законодательная функция – наиболее важная и объемная по своему значению и содержанию – является, главным предназначением Государственной Думы. Для эффективного исполнения конституционных полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации необходима четко выверенная организация ее работы, обеспечивающая такое функционирование данного представительного органа, при котором бы максимально учитывались интересы и позиции, отстаиваемые депутатскими фракциями. Определенное развитие получает статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. С одной стороны, стабильность этого статуса обеспечивается положениями Конституции Российской Федерации, непосредственно регулирующей полномочия и порядок деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а с другой – указанные полномочия и процедуры получают определенное развитие в федеральных законах и Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Следует также учитывать, что статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации уточняется также в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. В настоящем исследовании рассмотрены наиболее значимые вопросы организации деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и показаны основные тенденции ее законотворческой деятельности.
Целью работыявляется – изучение статуса и структуры Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Для достижения указанной цели в задачи работы входят: - анализ прошедшего периода развития Государственной Думы, начиная с 1993 года по современный период; - исследование текущего статуса и состава Государственной Думы - изучение статуса депутатов и политических фракций Государственной Думы Объект исследования это общественные отношения, складывающиеся в сфере политико-правовой организации и деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и определяющие ее конституционно-правовой статус. Предметом исследованияявляется законодательство Российской Федерации, нормы Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также практика деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Теоретической основой исследования послужили труды российских ученых С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Е.Ю.Бархатовой, И.В. Гранкина, Н.М. Демина, И.А. Кравец, А. В. Малько. Методологическую основу составляют общенаучные и специальные методы познания, в частности, анализ, синтез, системный, историко-юридический, сравнительного правоведения и др. Курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников
Глава 1. Представительная власть и законотворчество Парламентаризм в России: история и современность Возникновение в России парламентских учреждений исторически было связано с необходимостью преодоления кризисов общества и государства. В начале XX века представительная власть в России создавалась в ослабленной форме. Государственная Дума задумывалась как законосовещательное учреждение, и лишь в ходе начавшейся конституционной реформы под давлением оппозиционных сил ей были приданы ограниченные законодательные полномочия. Созванная 27 апреля 1906 года Первая Государственная Дума просуществовала короткий срок, тем не менее, исторически это стало началом представительной демократии в общегосударственном масштабе. Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройства, в том числе роспуск Учредительного собрания, выдвинули новый тип народного представительства – Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства[1]. Политическая доктрина того периода признает разделение функций управления, но отрицает разделение властей. На деле же Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством. За период 1930–1988 годов Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь один процент всех действовавших законов: в основном он утверждал решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета[2].
Возрождение парламентаризма в России/СССР произошло в условиях нарастающего кризиса советской экономической и политической системы, послужившего стартом эволюционных процессов, обозначенных в то время коротким термином «перестройка». Одним из элементов перестройки было воссоздание профессионального, постоянно действующего парламента. Выборы народных депутатов СССР (1989 г.) и народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили в основном на альтернативной и конкурентной основе и стали важным шагом в развитии народного представительства[3]. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 мая 1990 года, провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства» и принял новую редакцию статьи 6 Конституции РСФСР, исключив из нее положение о руководящей роли коммунистической партии. После избрания Президента РСФСР, состоявшегося 12 июня 1991 года, шестой Съезд народных депутатов 21 апреля 1992 года закрепил в Конституции Российской Федерации разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти. Возникла ситуация «двоевластия», при которой, с одной стороны, сохранялся полновластный Съезд народных депутатов, с другой – существовали Президент, двухпалатный парламент, Конституционный, Верховный и Арбитражный суды. Двоевластие обострилось в результате противостояния между Президентом и Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшегося на фоне экономического кризиса, вызванного последствиями радикальных экономических реформ[4]. Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября – октября 1993 года, завершившийся вынесением на всенародное голосование и принятием 12 декабря 1993 года ныне действующей Конституции Российской Федерации, в тексте которой одним из основных моментов стала последовательная реализация принципа разделения властей. Однако обстоятельства принятия новой Конституции Российской Федерации обусловили ряд особенностей его конституционного воплощения: подчеркнутый приоритет президентской власти, ограничение контрольных полномочий парламента, облегченный механизм роспуска Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее значительную независимость от парламента. Конституция заложила правовые основы общественной и государственной жизни, стала фундаментом действующего законодательства. Вновь избранной Государственной Думе и Совету Федерации предстояло осуществить работу по наполнению конституционного «каркаса» нормами законодательства. Сегодня можно с определенностью утверждать, что за прошедшие 20 лет в Российской Федерации правовая система полностью сформирована.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|