Структура и порядок формирования Государственной думы
Деятельность Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Многопартийность является формой политической демократии и важнейшей предпосылкой легитимного формирования органов государственной власти. Многопартийная система – один из институтов современного общества, без которого невозможна представительная демократия. Парламент, будучи главным элементом представительной демократии, не может считаться демократически избранным, если на выборах не было соперничества и конкуренции, которые заложены в основу порядка его формирования. Статья 96 Конституции Российской Федерации устанавливает срок полномочий депутатов Государственной Думы – 5 лет (ранее, до внесения поправки в данную статью, он составлял 4 года). Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам – увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем, данный срок обеспечивает регулярное обновление состава парламента, периодический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократическая организация представительной власти также невозможна. В соответствии с Конституцией страны выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент Российской Федерации. Конституционный срок полномочий палаты исчисляется со дня ее избрания, а днем избрания является день голосования, в результате которого Государственная Дума была избрана в правомочном составе. Согласно Федеральному Закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутаты избираются по пропорциональной избирательной системе, а именно пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые общероссийскими политическими партиями.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7% (это т.н. «заградительный пункт») и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Численный состав Государственной Думы закреплен в Конституции и составляет 450 депутатов. Государственная Дума по предложениям депутатских объединений и депутатов избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. В соответствии с Конституцией РФ, Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания либо ранее, согласно указу президента РФ. С момента начала работы Думы нового созыва полномочия палаты прежнего созыва прекращаются.
Выборы депутатов Государственной Думы шестого созыва состоялись 4 декабря 2011 года. По итогам выборов, партийный состав Думы не изменился. Из 450 депутатских мест "Единая Россия" получила 238 мандатов, лишившись конституционного большинства, которым обладала в Госдуме предыдущего созыва. Остальные партии увеличили свое представительство в парламенте: КПРФ получила 92 мандата, "Справедливая Россия" - 64 и ЛДПР - 56 мандатов[8]. Выборы председателя палаты и его заместителей проводятся тайным или открытым голосованием. Кандидатов на должность спикера выдвигают парламентские фракции. Для избрания кандидату необходимо набрать более половины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если спикером Думы будет избран руководитель депутатской фракции, он вправе совмещать эти обязанности. Если на должность председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал необходимого числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Если и во втором туре ни один из кандидатов не наберет необходимого числа голосов, Дума проводит повторные выборы председателя либо переходит к выборам первых заместителей и заместителей спикера. На повторных выборах допускается выдвижение тех же кандидатов.
Рисунок 1. Структура Государственной Думы Председателем Государственной Думы шестого созыва избран депутат от Всероссийской политической партии «Единая Россия» Нарышкин Сергей Евгеньевич. Жуков Александр Дмитриевич, депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия» является первым заместителем Председателя ГД. Мельников Иван Иванович, депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации» также является первым заместителем Председателя ГД шестого созыва. Согласно Регламенту Госдумы, первое заседание открывает старейший по возрасту депутат. Старейшим избранным депутатом стал член фракции "Единая Россия", советский и партийный деятель, дважды Герой Соцтруда, председатель Совета ветеранов Москвы Владимир Иванович Долгих, которому 5 декабря исполнилось 87 лет[9].
На первом заседании большинством голосов открытым голосованием избирается Счетная комиссия, Временная комиссия по Регламенту и организации работы Госдумы и Временный секретариат. Временные комиссия и секретариат действуют до избрания председателя Думы, его первого заместителя и образования Комитета по Регламенту и организации работы Госдумы. Государственная Дума образует комитеты и комиссии. Их руководство и состав избираются большинством голосов депутатов Госдумы. Комитеты образуются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Общее число депутатов, избранных по представлениям одной фракции на должности председателя Госдумы и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, не может превышать 50 процента от общего числа членов данной фракции. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат, за исключением спикера, обязан состоять в одном из комитетов палаты и может быть членом только одного комитета. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. Информационное, аналитическое и правовое сопровождение, организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы.
Глава 3. Деятельность депутатов и фракционных объединений депутатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|