Формирование внебюджетных фондов. Внебюджетный фонд НИОКР РТ, его формирование и использование.
По мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль. Государство активно использует имеющиеся в его распоряжении полномочия исполнительной власти, создавая внебюджетные фонды, определяя порядок их формирования и учета, направления и контроль за расходованием средств, государство в то же время не контролирует осуществление научных и инновационных программ и проектов. Приоритетные направления фонда определяются задачами целевых программ федерального, регионального и отраслевого уровней. Для осуществления поддержки инновационных программ в фонде формируется соответствующая инфраструктура, способствующая продвижению на рынок перспективных разработок. Контроль за деятельностью фонда осуществляют наблюдательный или попечительских совет, что является правилом при учреждении и создании некоммерческих организаций. Председатель фонда и состав попечительского совета утверждается решением Правительства РФ (правительством субъекта федерации) Кредитование инвестиционных и инновационных программ осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором кредитной организации и фондом. 1.Фонд НИОКР РТ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банковских учреждениях, в том числе в иностранной валюте, печать со своим наименованием на двух государственных языках Республики Татарстан с изображением Государственного герба Республики Татарстан и свою символику, а также другие, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки.
2. Учредителем Фонда НИОКР является Кабинет Министров Республики Татарстан. 3. Фонд НИОКР от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и отвечает по своим обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Для выполнения уставных задач Фонд НИОКР может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Цели и задачи Фонда НИОКР 1. Целью создания и последующей деятельности Фонда НИОКР является содействие внедрению достижений науки и техники в производство путем финансирования перспективных или апробированных научных разработок в важнейших отраслях промышленности и сельского хозяйства за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности. .2. Основной задачей Фонда НИОКР является финансовая и организационная поддержка разработки и реализации программ структурной перестройки экономики Республики Татарстан и ее стабилизации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям научно-технического прогресса. Предмет деятельности Фонда НИОКР 3.1. Направления деятельности Фонда НИОКР: - аккумулирование, учет и целевое использование средств, поступающих в Фонд НИОКР; - обеспечение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инвестиционных проектов и программ; - организация и проведение экспертизы бизнес-планов инвестиционных проектов, контрактов, договоров, финансируемых за счет средств Фонда НИОКР; - содействие формированию и реализации республиканских программ научно-технического развития отраслей экономики; - финансовая поддержка среднего и малого наукоемкого бизнеса;
- создание банка данных инновационных и инвестиционных проектов; - участие в организации и финансирование симпозиумов, конференций, семинаров, ярмарок, выставок в стране и за рубежом; - иные виды деятельности, в том числе предпринимательская, не противоречащие действующему законодательству и способствующие достижению целей Фонда НИОКР. 4. Источниками формирования средств Фонда НИОКР являются: - отчисления предприятий и организаций, относимые к их расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации; - поступления средств, ранее предоставленных предприятиям и организациям на возвратной и возмездной основах; - целевые средства бюджета Республики Татарстан для выполнения республиканских программ стабилизации и развития экономики в рамках основных направлений деятельности Фонда НИОКР; - иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Система экспертизы инновационных проектов. Методы отбора проектов на этапе независимой экспертизы. Отбор проектов с помощью перечня критериев. Группы критериев (целевые, внешние, экологические, научно-технические, коммерческие, производственные, рыночные, предприятия-реципиента, критерии региональных особенностей). Последовательность использования методов отбора проектов: § составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов § бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности § финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций. Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы: 1. Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают:
§ совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом § соответствие проекта отношению организации к риску нововведениям § устойчивость положения организации и т.д. 2. Внешние и экологические критерии включают: § правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству § возможное влияние перспективного законодательства на проект § возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта § воздействие проекта на уровень занятости и т.д. 3. Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают: § навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи § стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке § данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории, потенциале роста 4. При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о: § перспективности используемых научно-технических решений § патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений § перспективности применения полученных результатов в будущих разработках 5. Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о: § размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта § потенциальном годовом размере прибыли, сроке окупаемости § значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора, стабильности поступления доходов от проекта § возможности использования налоговых льгот,
§ финансовом риске, связанном с осуществлением проекта. 6. Производственные критерии включают данные о: § доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования § необходимости технологических нововведений для осуществления проекта § возможности использования отходов производства § потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д. 7. Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку: § соответствия проекта потребностям рынка § общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции вероятности коммерческого успеха § необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок § соответствие проекта уже существующим каналам сбыта § препятствий для проникновения на рынок § ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д. Критерии региональных особенностей реализации проекта обусловлены различием ресурсных возможностей, степени социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и уровня риска при инвестиционных действиях в различных регионах. Кредитная политика. Роль кредита в осуществлении инновационной деятельности. Схема участия коммерческого банка в инновационной деятельности. Основные функции банка при выдаче кредита под инновационные проекты. Кредит в наибольшей степени соответствует характеру рыночных отношений, учитывая условия его предоставления (возвратность, срочность, обеспеченность). Он может применяться Привлечение средств для финансирования инновационной деятельности возможно на основе коммерческого кредитования, предусматривающего предоставление поставщиками своим покупателям кредита в виде отсрочки платежа, оформляемой векселем. Вексельный оборот в сфере инновационной деятельности может получить распространение при принятии заказчиком (векселедателем) обязательств уплатить исполнителям инновационных работ сумму, указанную в векселе (простой вексель), либо обязательств уплатить причитающуюся сумму своим кредиторам-соисполнителям (переводный вексель) за поставленные материалы, оборудование и при распространении страховых услуг на риски, связанные с научно–исследовательской и инновационной деятельностью и способные привести к неприятию заказчиком инновационного продукта в целом или его отдельных составляющих.
Проектное финансирование — современная форма долгосрочного международного кредитования. Хотя общепринят термин «проектное финансирование», речь идет не о безвозвратном субсидировании, а о кредитовании инвестиционных проектов на определенный срок. Его специфика заключается в том, что основные этапы инвестиционного цикла увязаны между собой и входят в компетенцию определенного банковского синдиката, возглавляемого банком-менеджером. Банк, организующий проектное финансирование, выделяет шесть этапов инвестиционного цикла: 1) поиск объектов вложений; 2) оценка рентабельности и риска проекта; 3) разработка схемы кредитования (финансовый монтаж операций); 4) заключение взаимоувязанных соглашений с участниками проектного финансирования; 5) выполнение производственной, коммерческой и финансовой программы до полного погашения кредитов; 6) оценка финансовых результатов проекта и их сопоставление с запланированными показателями. В крупных банках в состав отдела «Проектное финансирование» входят и инженеры. Для оценки технико-экономического обеспечения проекта и расчета разных вариантов его реализации банк часто привлекает независимых экспертов, взимая за это специальную комиссию с клиента до решения вопроса о предоставлении ему кредита. Функции: 1. 2. 3. Стим-я ин-ой деятельности, при которой банк выступает в роли источника инвестиций проектного кредитования. Банк может оказывать помощь в получении кредитов, консультаций ит.д. Система экспертизы инновационных проектов. Балльная оценка рассматриваемых проектов. Финансово-экономическая оценка (оценка финансового состояния предприятия, определение эффективности проекта) и принятие решения об инвестировании проекта. Метод бальной оценки заключается в следующем: § оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев) § критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей) § качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно. По результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта. Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования и т.д. Финансово-экономическая оценка предполагает проведение следующих мероприятий: § финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту § определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией. Оценка финансового состояния организации проводится на базе трех основных форм бухгалтерской отчетности: баланса (основной формы), отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Она заключается в расчете финансовых показателей, наглядно отражающих эффективность деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе (показатели платежеспособности и ликвидности). Определение эффективности проекта и принятие решения об инвестировании средств осуществляется с использованием различных показателей, к которым относятся: § чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект, или чистая приведенная стоимость (NPV) § индекс доходности (ИД) или индекс прибыльности (PI) § внутренняя норма доходности (ВНД) или внутренняя норма прибыли § срок окупаемости. Этап принятия решения о финансировании проекта имеет своей целью определить оптимальное сочетание различных типов финансирования и различных источников на тех или иных этапах жизненного цикла инновационного проекта. Такие мероприятия направлены на: § снижение риска за счет его распределения между участниками проекта и инвесторами § оценку потенциала коммерциализуемости технологии и выявления степени заинтересованности потенциальных потребителей, их готовности инвестициями поддержать реализацию проекта § возможности предоставления налоговых льгот, которые можно было бы использовать в виде инвестиционного кредита. Особое значение на этом этапе имеют обеспечение контроля за целевым расходованием средств и оценка полученных результатов на различных этапах жизненного цикла инноваций. Со стороны заявителя необходимо понимание важности предоставления точной и своевременной информации и обеспечения открытого доступа аудиторов финансирующих организаций к документам финансово-хозяйственной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|