Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование внебюджетных фондов. Внебюджетный фонд НИОКР РТ, его формирование и использование.




По мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль. Государство активно использует имеющиеся в его распоряжении полномочия исполнительной власти, создавая внебюджетные фонды, определяя порядок их формирования и учета, направления и контроль за расходованием средств, государство в то же время не контролирует осуществление научных и инновационных программ и проектов. Приоритетные направления фонда определяются задачами целевых программ федерального, регионального и отраслевого уровней. Для осуществления поддержки инновационных программ в фонде формируется соответствующая инфраструктура, способствующая продвижению на рынок перспективных разработок.

Контроль за деятельностью фонда осуществляют наблюдательный или попечительских совет, что является правилом при учреждении и создании некоммерческих организаций. Председатель фонда и состав попечительского совета утверждается решением Правительства РФ (правительством субъекта федерации)

Кредитование инвестиционных и инновационных программ осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором кредитной организации и фондом.

1.Фонд НИОКР РТ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банковских учреждениях, в том числе в иностранной валюте, печать со своим наименованием на двух государственных языках Республики Татарстан с изображением Государственного герба Республики Татарстан и свою символику, а также другие, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки.

2. Учредителем Фонда НИОКР является Кабинет Министров Республики Татарстан.

3. Фонд НИОКР от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и отвечает по своим обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Для выполнения уставных задач Фонд НИОКР может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Цели и задачи Фонда НИОКР

1. Целью создания и последующей деятельности Фонда НИОКР является содействие внедрению достижений науки и техники в производство путем финансирования перспективных или апробированных научных разработок в важнейших отраслях промышленности и сельского хозяйства за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности.

.2. Основной задачей Фонда НИОКР является финансовая и организационная поддержка разработки и реализации программ структурной перестройки экономики Республики Татарстан и ее стабилизации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям научно-технического прогресса.

Предмет деятельности Фонда НИОКР

3.1. Направления деятельности Фонда НИОКР:

- аккумулирование, учет и целевое использование средств, поступающих в Фонд НИОКР;

- обеспечение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инвестиционных проектов и программ;

- организация и проведение экспертизы бизнес-планов инвестиционных проектов, контрактов, договоров, финансируемых за счет средств Фонда НИОКР;

- содействие формированию и реализации республиканских программ научно-технического развития отраслей экономики;

- финансовая поддержка среднего и малого наукоемкого бизнеса;

- создание банка данных инновационных и инвестиционных проектов;

- участие в организации и финансирование симпозиумов, конференций, семинаров, ярмарок, выставок в стране и за рубежом;

- иные виды деятельности, в том числе предпринимательская, не противоречащие действующему законодательству и способствующие достижению целей Фонда НИОКР.

4. Источниками формирования средств Фонда НИОКР являются:

- отчисления предприятий и организаций, относимые к их расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

- поступления средств, ранее предоставленных предприятиям и организациям на возвратной и возмездной основах;

- целевые средства бюджета Республики Татарстан для выполнения республиканских программ стабилизации и развития экономики в рамках основных направлений деятельности Фонда НИОКР;

- иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

 

Система экспертизы инновационных проектов. Методы отбора проектов на этапе независимой экспертизы. Отбор проектов с помощью перечня критериев. Группы критериев (целевые, внешние, экологические, научно-технические, коммерческие, производственные, рыночные, предприятия-реципиента, критерии региональных особенностей).

Последовательность использования методов отбора проектов:

§ составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов

§ бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности

§ финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций.

Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы:

1. Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают:

§ совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом

§ соответствие проекта отношению организации к риску нововведениям

§ устойчивость положения организации и т.д.

2. Внешние и экологические критерии включают:

§ правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству

§ возможное влияние перспективного законодательства на проект

§ возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта

§ воздействие проекта на уровень занятости и т.д.

3. Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают:

§ навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи

§ стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке

§ данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории, потенциале роста

4. При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о:

§ перспективности используемых научно-технических решений

§ патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений

§ перспективности применения полученных результатов в будущих разработках

5. Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о:

§ размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта

§ потенциальном годовом размере прибыли, сроке окупаемости

§ значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора, стабильности поступления доходов от проекта

§ возможности использования налоговых льгот,

§ финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

6. Производственные критерии включают данные о:

§ доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования

§ необходимости технологических нововведений для осуществления проекта

§ возможности использования отходов производства

§ потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д.

7. Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку:

§ соответствия проекта потребностям рынка

§ общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции вероятности коммерческого успеха

§ необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок

§ соответствие проекта уже существующим каналам сбыта

§ препятствий для проникновения на рынок

§ ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д.

Критерии региональных особенностей реализации проекта обусловлены различием ресурсных возможностей, степени социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и уровня риска при инвестиционных действиях в различных регионах.

Кредитная политика. Роль кредита в осуществлении инновационной деятельности. Схема участия коммерческого банка в инновационной деятельности. Основные функции банка при выдаче кредита под инновационные проекты.

Кредит в наибольшей степени соответствует характеру рыночных отношений, учитывая условия его предоставления (возвратность, срочность, обеспеченность). Он может применяться
и на всех этапах инновационной деятельности, в финансировании заказов реального сектора экономики, выполняемых в научно–технической и инновационной сферах.

Привлечение средств для финансирования инновационной деятельности возможно на основе коммерческого кредитования, предусматривающего предоставление поставщиками своим покупа­телям кредита в виде отсрочки платежа, оформляемой векселем. Вексельный оборот в сфере ин­новационной деятельности может получить распространение при принятии заказчиком (векселе­дателем) обязательств уплатить исполнителям инновационных работ сумму, указанную в векселе (простой вексель), либо обязательств уплатить причитающуюся сумму своим кредиторам-соис­полнителям (переводный вексель) за поставленные материалы, оборудование и при распростране­нии страховых услуг на риски, связанные с научно–исследовательской и инновационной дея­тельностью и способные привести к неприятию заказчиком инновационного продукта в целом или его отдельных составляющих.

Проектное финансирование — современная форма долго­срочного международного кредитования. Хотя общепринят термин «проектное финансирование», речь идет не о безвозвратном субсидировании, а о кредитовании инвестиционных проектов на определенный срок. Его специфика заключается в том, что основ­ные этапы инвестиционного цикла увязаны между собой и входят в компетенцию определенного банковского синдиката, возглавля­емого банком-менеджером. Банк, организующий проектное финан­сирование, выделяет шесть этапов инвестиционного цикла:

1) поиск объектов вложений;

2) оценка рентабельности и риска проекта;

3) разработка схемы кредитования (финансовый монтаж опе­раций);

4) заключение взаимоувязанных соглашений с участниками проектного финансирования;

5) выполнение производственной, коммерческой и финансовой программы до полного погашения кредитов;

6) оценка финансовых результатов проекта и их сопоставление с запланированными показателями.

В крупных банках в состав отдела «Проектное финансирова­ние» входят и инженеры. Для оценки технико-экономического обеспечения проекта и расчета разных вариантов его реализации банк часто привлекает независимых экспертов, взимая за это специальную комиссию с клиента до решения вопроса о пре­доставлении ему кредита.

Функции:

1.

2.

3. Стим-я ин-ой деятельности, при которой банк выступает в роли источника инвестиций проектного кредитования.

Банк может оказывать помощь в получении кредитов, консультаций ит.д.

Система экспертизы инновационных проектов. Балльная оценка рассматриваемых проектов. Финансово-экономическая оценка (оценка финансового состояния предприятия, определение эффективности проекта) и принятие решения об инвестировании проекта.

Метод бальной оценки заключается в следующем:

§ оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев)

§ критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей)

§ качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно.

По результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта. Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования и т.д.

Финансово-экономическая оценка предполагает проведение следующих мероприятий:

§ финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту

§ определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией.

Оценка финансового состояния организации проводится на базе трех основных форм бухгалтерской отчетности: баланса (основной формы), отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Она заключается в расчете финансовых показателей, наглядно отражающих эффективность деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе (показатели платежеспособности и ликвидности).

Определение эффективности проекта и принятие решения об инвестировании средств осуществляется с использованием различных показателей, к которым относятся:

§ чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект, или чистая приведенная стоимость (NPV)

§ индекс доходности (ИД) или индекс прибыльности (PI)

§ внутренняя норма доходности (ВНД) или внутренняя норма прибыли

§ срок окупаемости.

Этап принятия решения о финансировании проекта имеет своей целью определить оптимальное сочетание различных типов финансирования и различных источников на тех или иных этапах жизненного цикла инновационного проекта. Такие мероприятия направлены на:

§ снижение риска за счет его распределения между участниками проекта и инвесторами

§ оценку потенциала коммерциализуемости технологии и выявления степени заинтересованности потенциальных потребителей, их готовности инвестициями поддержать реализацию проекта

§ возможности предоставления налоговых льгот, которые можно было бы использовать в виде инвестиционного кредита.

Особое значение на этом этапе имеют обеспечение контроля за целевым расходованием средств и оценка полученных результатов на различных этапах жизненного цикла инноваций. Со стороны заявителя необходимо понимание важности предоставления точной и своевременной информации и обеспечения открытого доступа аудиторов финансирующих организаций к документам финансово-хозяйственной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...