Законодательство - основной регулятор инновационной и научно-технической деятельности. Основные законодательные акты РФ.
Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность. Законодательство является основным регулятором инноваций и научно-технической деятельности. В современных условиях нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности предполагает разработку и введение в действие законов и нормативных актов, которые бы обеспечивали: § заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и частных лиц, вкладывать значительную часть своих доходов в инновационную деятельность за счет льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной от реализации продуктов инновационной деятельности § заинтересованность всех участников и партнеров по кооперации в доведении инновационной идеи и разработки до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке, за счет освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов § возможность получения гарантированного и льготного кредита участникам инновационной деятельности § обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности, как научных коллективов, так и отдельных ученых и разработчиков § обеспечение общепризнанного социального статуса и страховой защиты как исполнителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих эти процессы. По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования Основные законодательные акты:
- Конституция - Указы президента - Федеральные законы Рынок инновационной продукции. Характеристика рынка. Научно-техническая продукция как товар. Субъекты и объекты инновационного рынка. Понятие «передача (трансфер) технологий». Научно-техническая продукция - это логичный результат интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции. Субъекты инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты). Объекты инновационного рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные: § в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических линий и т.д.); § в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации); § в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.
Общепринятым в мировой практике является обобщение всего спектра экономических отношений по поводу купли-продажи результатов научной, инновационной деятельности и оказания услуг в этой сфере в понятии “технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических последствий (прежде всего, экологических). Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей: § он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями); § он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта; § он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов. 52. Основополагающий для инновационной деятельности Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Основные разделы закона и их содержание. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. Статья 1. Законодательство о науке и государственной научно-технической политике Законодательство о науке и государственной научно-технической политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержит: Общие положения о субъектах научной и (или) научно-технической деятельности; положения о научных работниках и присуждении им степеней; определение научных организаций и государственных академий наук и т.д Содержит принципы: Управление научной и (или) научно-технической деятельностью; договоры, информационное обеспечение. Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙНАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Содержит: Основные цели и принципы государственной научно-технической политики; полномочия органов гос власти РФ; порядок формирования НТ политики; финансовое обеспечение. Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКАИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|