6.4.6. Инженерное обоснование методов восстановления номинальной посадки в сопряжении при ремонте оборудования
Износ сопряженных деталей приводит к нарушению посадки — увеличению зазора или уменьшению натяга. Предельная величина изменения посадки [Δ ] по сравнению с ее начальным, конструктивным значением Δ н равна сумме изменения размеров охватываемой (вала) и охватывающей (отверстия) деталей, т. е. Восстанавливают посадки следующими методами: Первый метод — метод восстановления посадки без изменения размеров деталей. Реализуется двумя способами: Первый способ — регулировка зазора. Применяется для легкодоступных сопряжений и сводится к перемещению одной или нескольких деталей: —за счет установки или удаления прокладок; —подтяжки резьбовых соединений при конических сопрягаемых поверхностях; —применения пружин гидравлических или пневматических устройств, обеспечивающих прижатие одной детали к другой; —применения клиновидных элементов. Второй способ — перестановка одной из деталей в дополнительную рабочую позицию с неизношенной рабочей поверхностью. Второй метод — метод восстановления посадки изменением начальных размеров. Реализуется двумя способами: Первый способ — применение ремонтных размеров. Сущность способа заключается в том, что одну из изношенных деталей (обычно вал) подвергают механической обработке до ремонтного размера, а другую (охватывающую) заменяют на новую с отличным от номинального размером — ремонтным. Используется в том случае, когда прочность вала имеет запас. Ремонтные размеры рассчитываются по формулам: а) охватываемой: б) охватывающей: где dн — номинальный размер (диаметр); d1, d2, d3, ..., dn-1, dn— ремонтные размеры; i — удельный максимальный радиальный износ; Δ — припуск на обработку; ω — разность ремонтных размеров.
Общее количество ремонтных размеров ограничивается прочностью охватываемой детали. Характерным примером сочетания ремонтных размеров заводского и ремонтного производств является сопряжение типа шейка-вкладыш коленчатого вала автомобиля. В этом случае вкладыши ремонтных размеров изготовляют заводы, а шейки коленчатого вала под ремонтные размеры шлифуют на ремонтном предприятии. Второй способ — применение дополнительных ремонтных деталей. В этом случае охватываемую деталь обрабатывают под ближний ремонтный размер, а другую — под размер запрессованной в нее втулки, гильзы с внутренним диаметром, равным ремонтному валу. После ремонта с использованием метода ремонтных деталей (ремонтных размеров) вид посадки остается прежним. Прежними остаются и допуски на обработку сопрягаемых деталей. Третий метод — метод восстановления посадки доведением размеров детали до начальных величин. Этот метод применим в том случае, если изменение в структуре ремонтируемых деталей не ведет к изменению прочностных и функциональных показателей. Реализуется двумя способами. Первый способ — наращивание изношенной поверхности. Осуществляется наплавкой, металлизацией, гальваническим, химическим, электроискровым процессами, нанесением слоя пластмассы. Второй способ — пластическое деформирование в горячем или холодном состоянии: —раздача — для полных пальцев; —обжатие — для втулок; —осадка — для валов; —накатка — для валов, подшипников скольжения. Четвертый метод — метод восстановления посадки заменой одной из деталей. Используется, если имеется односторонний износ сопряжения. В этом случае изношенная деталь заменяется новой с номинальными размерами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|