Оценивание интерфейса
Это процесс, в котором оценивается удобство использования интерфейса и степень его соответствия требованиям пользователя. Таким образом, оценивание интерфейса является частью общего процесса тестирования и аттестации систем ПОЛ В идеале оценивание должно проводиться в соответствии с показателями удобства использования интерфейса, перечисленными в табл. 15.5. Каждый из этих показателей можно оценить численно. Например, изучаемость можно оценить следующим образом: опытный оператор после трехчасового обучения должен уметь использовать 80% функциональных возможностей системы. Однако чаще удобство использования интерфейса оценивается качественно, а не через числовые показатели. Таблица 15.5. Показатели удобства использования интерфейса
Полное оценивание пользовательского интерфейса может оказаться весьма дорогостоящим, в этот процесс будут вовлечены специалисты по когнитивной психологии и дизайнеры. В процесс оценивания могут входить разработка и выполнение ряда статистических экспериментов с пользователями в специально созданных лабораториях и с необходимым для наблюдения оборудованием. Такое оценивание интерфейса экономически нерентабельно для систем, разрабатываемых в небольших организациях с ограниченными ресурсами.
Существуют более простые и менее дорогостоящие методики оценивания интерфейсов пользователя, позволяющие выявить отдельные дефекты в интерфейсах.
1. Анкеты, в которых пользователь дает оценку интерфейсу. 2. Наблюдения за работой пользователей с последующим обсуждением их способов использования системы при решении конкретных задач. 3. Видеонаблюдения типичного использования системы. 4. Добавление в систему программного кода, который собирал бы информацию о наиболее часто используемых системных сервисах и наиболее распространенных ошибках.
Анкетирование пользователей – относительно дешевый способ оценки интерфейса. Вопросы должны быть точными, а не общими. Не следует использовать вопросы типа "Пожалуйста, прокомментируйте практичность системы", так как ответы, вероятно, будут существенно различаться. Лучше задавать конкретные вопросы, например: "Оцените понятность сообщений об ошибках по шкале от 1 до 5. Оценка 1 означает полностью понятное сообщение, 5 – малопонятное". На такие вопросы легче ответить и более вероятно получить в результате полезную для улучшения интерфейса информацию. Во время заполнения анкеты пользователи должны обязательно оценить собственный опыт и знания. Такого рода сведения позволят разработчикам зафиксировать, пользователи с каким уровнем знаний имеют проблемы с интерфейсом. Если проект интерфейса уже создан и прошел оценивание в бумажном виде, анкеты можно использовать даже до полной реализации системы. При наблюдении пользователей за работой оценивается, как они взаимодействуют с системой, какие используют сервисы, какие совершают ошибки и т.п. Вместе с наблюдениями могут проводиться семинары, на которых пользователи рассказывают о своих попытках решить те или иные проблемы и о том, как они понимают систему и как используют ее для достижения целей.
Видеооборудование относительно недорого, поэтому к непосредственному наблюдению можно добавить видеозапись пользовательских семинаров для последующего анализа. Полный анализ видеоматериалов дорогостоящий и требует специально оснащенного комплекта с несколькими камерами, направленными на пользователя и на экран. Однако видеозапись отдельных действий пользователя может оказаться полезной для обнаружения проблем. Чтобы определить, какие именно действия вызывают проблемы у пользователя, следует прибегнуть к другим методам оценивания. Анализ видеозаписей позволяет разработчику установить, много ли движений руками вынужден совершать пользователь (в некоторых системах пользователю постоянно приходится переходить с клавиатуры на мышь), и обнаружить неестественные движения глаз. Если при работе с интерфейсом требуется часто смещать зрительный фокус, пользователь может совершить больше ошибок и пропустить какие-либо части изображения. Вставка в программу кода, собирающего статистические данные при использовании системы, улучшает интерфейс несколькими способами. Обнаруживаются наиболее часто используемые операции. Интерфейс изменяется так, чтобы эти операции выбирались более быстро по сравнению с другими. Например, в вертикальном или выпадающем меню наиболее часто используемые команды должны находиться вверху списка. Такой код также позволит обнаружить и изменить команды, способствующие появлению ошибок. Наконец, в каждой программе должны быть несложные средства, с помощью которых пользователь сможет передавать разработчикам сообщения с "жалобами". Такие средства убеждают пользователей в том, что с их мнением считаются. А разработчики интерфейса и другие специалисты могут получить быструю обратную связь относительно отдельных проблем интерфейса. Ни один из этих далеко не сложных методов оценки пользовательского интерфейса не является надежным и не гарантирует решения всех проблем интерфейса. Вместе с тем перед выпуском системы эти методы можно применить в группе добровольцев, не затрачивая значительных средств. При этом обнаруживается и исправляется большинство проблем в интерфейсе пользователя.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
• Процесс проектирования интерфейса должен ориентироваться на пользователя. Интерфейс должен взаимодействовать с пользователем на его «языке», быть логичным и последовательным. В интерфейсе должны быть справочные средства, помогающие пользователям при работе с системой, и средства восстановления после ошибок. • Существует несколько стилей взаимодействия с программными системами: непосредственное манипулирование, системное меню, заполнение формы, командные языки и естественный язык. • Для отображения тенденций числовых данных и их приблизительных значений следует использовать графические представления. Числовое представление должно применяться только тогда, когда требуется отобразить точные значения данных. • Цвета в интерфейсе пользователя должны использоваться осторожно и последовательно. Разработчики должны всегда помнить, что многие не различают цветов. • Сообщения об ошибках не должны содержать обвинений в адрес пользователя. Они должны предлагать варианты исправления ошибки и обеспечивать связь со справочной системой. • В документации пользователя должны быть руководства для начинающих и опытных пользователей. Для системного администратора должны быть отдельные документы. • В системной спецификации желательно иметь количественные значения для показателей удобства использования интерфейса, а процесс его оценивания должен проверять систему на соответствие этим требованиям.
Упражнения
15.1. В разделе 15.1 отмечалось, что объекты, которыми манипулирует пользователь, должны отображать его понятия предметной области приложения ПО (а не компьютерной предметной области). Предложите подходящие объекты манипулирования для следующих типов пользователей и систем. • Автоматизированный каталог товаров для ассистента на складе. • Система наблюдения за безопасностью самолета для летчика гражданской авиации.
• Финансовая база данных для менеджера. • Система управления патрульными машинами для полицейского. 15.2. Опишите ситуации, в которых неразумно или невозможно поддерживать интерфейс пользователя. 15.3. Какие факторы следует учитывать при проектировании интерфейсов, использующих меню, для таких систем, как банкоматы? Опишите основные черты интерфейса банкомата, которым вы пользуетесь. 15.4. Предложите способы адаптации пользовательского интерфейса в системах электронной коммерции (например, виртуального книжного магазина или магазина музыкальных дисков) для пользователей, имеющих физические недостатки, например плохое зрение или проблемы опорно-двигательной системы. 15.5. Обсудите преимущества графического способа отображения информации и приведите четыре примера приложений, в которых более уместно использовать графическое представление числовых данных, а не табличное. 15.6. Какими основными принципами следует руководствоваться при использовании цветов в интерфейсах пользователя? Предложите более эффективный способ использования цветов в интерфейсе любого известного вам приложения. 15.7. Рассмотрите сообщения об ошибках, генерируемые операционными системами MS Windows, Unix, MacOS или какой-либо другой. Как их можно улучшить? 15.8. Составьте анкету по сбору данных об интерфейсе какой-либо известной вам программы (например, текстового редактора). Если есть возможность, распространите эту анкету среди других пользователей и попытайтесь оценить результаты анкетирования. Что вы узнали об интерфейсе программы из анкет? 15.9. Обсудите, этично ли разрабатывать программные системы, не согласовав с конечными пользователями те элементы системы, которые они будут контролировать. 15.10. С какими этическими проблемами сталкиваются разработчики интерфейсов, когда пытаются согласовать запросы конечных пользователей системы с требованиями организации, которая оплачивает разработку данной системы?
Читайте также: Вычисление параметров эмпирических распределений. Точечное оценивание Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|