Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рисунок 8 – Кривая Лаффера. Бюджетный дефицит и государственный долг




Рисунок 8 – Кривая Лаффера

Главная задача правительства состоит в том, чтобы найти оптимальный уровень налоговых ставок (tопт), который обеспечит решение проблемы экономического роста и при этом не вызовет катастрофического увеличения бюджетного дефицита.

Различают дискреционную и недискреционную политику государства.

Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Она подразделяется на два вида: стимулирующую и сдерживающую. Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная полити­ка предполагает рост государственных расходов и снижение на­логовых ставок. Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и рост ставок налогов.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика проводится в целях борьбы с экономическими спадами, безработицей, она сопровождается увеличением денежной массы или ростом процентных ставок. Однако это приводит к росту дефицита государственного бюджета (накапливающимся превышением его расходов над его доходами) и ускорению темпов инфляции.

Недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика предусматривает автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, которые не зависят от приня­тия решений правительством. При этом встроенными автоматическими регуляторами являются: прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях. При реализации этого вида политики по мере роста реальных объёмов производства отмечается пропорциональный прирост налоговых поступлений. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъёма они сокращаются (растёт занятость, снижается число безработных, нуждающихся в пособиях, повышается уровень жизни), а во время спада объёмы трансфертных платежей возрастают. Встроенные регуляторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объёмах национального производства, что необходимо учитывать при формировании эффективной фискальной политики. Этот вид политики стимулирует формирование бюджетного профицита в период подъёма и бюджетного дефицита в период спада.

Бюджетный дефицит и государственный долг

Бюджетный дефицит возникает в случае превышения расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит — превышение расходной части бюджета над его доходной частью. Основными причинами дефицита государственного бюджета являются: кризисные явления в экономике, неэффективность экономической политики правительства, резкие колебания цен на мировом рынке, обострение политической ситуации и необходимость увеличения оборонных расходов, финансовая зависимость от иностранных государств и высокие затраты на обслуживание и погашение внешнего государственного долга и т. д. Различают три вида бюджетного дефицита: фактический, структурный, циклический.

Циклический бюджетный дефицит - это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений. Во время экономического спада налоговые поступления уменьшаются (например, резко падает собираемость налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в связи с уменьшением базы налогообложения). В то же время социальные расходы, как правило, увеличиваются (растут объёмы выплат пособий по безработице, объёмы дотирования социально значимых отраслей и т. п. ). В результате возрастает и дефицит бюджета. Структурный бюджетный дефицит - это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан с непропорциональностью самой структуры бюджета, а не с проблемами циклического характера. Фактический бюджетный дефицит - это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов.

Помимо этого разделяются понятия активного и пассивного бюджетного дефицита. Активный бюджетный дефицит возникает тогда, когда правительство сознательно увеличивает расходы для осуществления стимули­рующей налогово-бюджетной политики. Пассивный бюджетный дефицит возникает в случае уменьшения налоговых поступлений в результате циклического спада в экономике.

Финансирование бюджетного дефицита можно осуществ­лять с помощью выпуск новых денег (монетизация дефицита) или с помощью займов на открытом рынке. Первый называется эмиссионным (денежным) способом покрытия дефицита госбюджета, он ведёт к ускорению темпов инфляции. Второй путь называется долговым. Он не вызывает роста инфляции, но государственные зай­мы способствуют росту государственного долга. Помимо этого, го­сударство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию на рынке с частным сектором, в результате процентные ставки растут, а инвестиции со­кращаются (срабатывает эффект вытеснения).

Государственный долг – сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы. Проблемы внешнего долга могут перейти из сферы чисто экономической в сферу политическую: кредиторы могут начать диктовать свои условия и активно вмешиваться во внутренние дела страны-должника. Внутренний государственный долг – этовнутренняя задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках. Проблемы внутреннего долга: эффект вытеснения, перераспределение доходов (наиболее обеспе­ченные слои населения накапливают государственные облигации, получая процентные доходы, в то время как бремя выплаты государственного долга в виде повышения налогов ложится на всё общество в целом, ухудшая положение бедных слоёв населения).

К решению проблемы сбалансированности бюджета в макроэкономике сформировалось три основных подхода. Ежегодное балансирование бюджета заключается в том, что каждый год бюджет должен сводиться в ноль, страна должна «жить по средствам», величина государственных расходов должна быть равной величине государственных доходов, не должно быть ни дефицита, ни профицита бюджета. В наше время та­кой подход редок, однако он применялся до Великой депрессии в США, и в своё время был подвергнут резкой критике Дж. М. Кейнсом. Циклическое балансирование бюджета допускает наличие дефицитов и профицитов в разные годы, однако накопленный дефицит должен компенсироваться накопленным профицитом, и в рамках экономического цикла должно выходить нулевое суммарное сальдо. Проблема такого подхода заключается в том, что в реальной жизни количество дефицитных лет, как правило, оказывается больше количества профицитных, и в итоге бюджетный дефицит всё равно нарастает. Функциональный подход к балансированию бюджета (концепция функциональных финансов)рассматривает минимизацию бюджетного дефицита не в качестве первоочередной задачи, а в качестве инструмента. Главная задача правительства - это макроэкономиче­ская стабилизация, даже если она будет решаться при наличии бюджетного дефицита. Именно такой подход использует сегодня большинство стран мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...