Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спарта  . Бабушки. Бархатные портянки




СПАРТА                   

(1)Когда-то существовало государство, где «слабость» в человеке начинали искоренять даже не с колыбели, а прямо с момента рождения. (2)Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. (З)Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. (4)Мальчик умер - но молча! (5)3начительно позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной – войны да восстания рабов? (б)Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? (7)Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение? (8)Постепенно я понял: всё было закономерно. (9)Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности. (10)В этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали гениев. (11)В пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. (12)Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. (13)Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести». (14)Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. (15)Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях. (16)Кстати, убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. (17)Ничто так не стимулирует прогресс, как забота о слабом. (18)Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса. (19)0т знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. (20)Неинтересная была страна.

(По Л. А. Жуховицкому)

БАБУШКИ

Огромную роль в моем детстве сыграла бабушка, и это не удивительно, ведь именно с тех пор, как бабушки стали доживать до того возраста, когда смогли пересказывать преданья рода своим внукам, произошел резкий скачок в развитии людей как сообщества разумных существ. Века, тысячелетия серой дикости да дикой серости… Каждое молодое поколение безмозгло наступало на одни и те же грабли, пока не появилась бабушка и не проверила, не мокрые ли у человечества носки, не простудилось ли оно, не напоила человечество горячим чаем с доисторическим вареньем и наконец не усадила его, набегавшегося по лужам, обсыхать у огня и слушать сказку или какую-нибудь историю – как жили-были дедушка и бабушка во времена, когда внучков еще и в помине не было, и как они за мамонтами бегали, и какую замечательную рукоятку для копья научилась делать бабушка, и как хитро дедушка заманивал мамонта дикой морковкой, и как вообще-то оказалось, что морковку эту можно сажать на грядке, и необязательно тогда носиться за мамонтами, если есть моркови вдоволь… да и целее будешь…

Так, по капелькам этих вечеров у огня стали передаваться простые истины, до которых прежде каждому поколению диких людей приходилось доходить заново своим умом. Люди сразу поняли важность этой передачи опыта, и все последующие века внимательно слушали у огня, что поведает им бабушка или дедушка, пока родители носились сначала в погоне за мамонтами, а потом за мамонами…

В последнее время человек стал терять свои корни, по большей части зная своих предков лишь до второго колена… Беседы у огня заменились громкими покемонами в телевизорах, и человечество, как это ни удивительно в наш суперквантовый век, стало дичать и мельчать, как мельчает морковка, которую перестали культивировать, постепенно возвращаясь к дикому своему состоянию, в коем пребывала в незапамятные века. Современное общество охотно рвет семейные корни и узы, ему больше не нужно крепких кланов, родов, дворянских, купеческих и фермерских семей, которые могли бы эффективно противостоять невзгодам, главным из которых для человека всегда было и осталось свое собственное государство. Но государство человека перехитрило, заманило деток его мишурой да побрякушкой, растащило их родителей по разным важным рабочим местам, а бабушкам и дедушкам осталось прозябать в свои удлинившиеся годы то ли приставкой к телевизору, то ли ненужным бременем пенсионных программ… Увели злые компьютеры наших детушек… Не слушают они больше ни наших сказок, ни наших воспоминаний. А между тем рвется связь поколений, и вот уже снова начинают молодые – дикие и необузданные, тупые и наивные – наступать на те же грабли, что и их родители, и не видят ничего дальше собственного носа. Лишить детей и внуков мудрости предков – то же самое, что отшибить память взрослому человеку.  

(Борис Кригер)

Бархатные портянки

Признаки богатства и принадлежности к элите общества изменились. Сильно изменились. И признак того, что человек не относится к элите – демонстративное потребление.

Это сейчас – дурной тон, который выдаёт нувориша – разбогатевшего на социальных переменах богача-выскочку. Представителя низшего сословия, в руках которого оказались деньги. Как правило, полученные не за счёт труда. И не за счет таланта. Это везение. Мягко говоря.

Демонстративное потребление выдаёт человека с головой. Это не элита.

У писателя Шишкова был персонаж – золотоискатель Федька-Гнус. Он нашёл золотой самородок, повезло! И купил бархатные портянки. Эта покупка многое сказала о грязном нетрезвом золотоискателе. Это его желание пустить пыль в глаза, продемонстрировать роскошь.

С Гнусом все кончилось плохо. Но вот о чем речь. Наступили времена, когда демонстративное потребление указывает на низкое положение человека. На то, что он не принадлежит к элите, хотя деньги имеет. Сумка за миллион рублей и бархатные портянки – сейчас это одно и то же. Признак, по которому вас не примут в хороших домах. И не примут в элиту общества.

Пока ещё принимают. Но перемены уже произошли.

В 19 веке указателями элитного положения в обществе были серебряные ложки и корсеты. Об этом писал социолог Веблен. Потом их заменили другие предметы роскоши. Шубы, золотые цепи, сумки, костюмы от модных дизайнеров… Отдых на роскошных экзотических курортах. И прочее.

Это было нормально. Демонстративное потребление указывало, сигнализировало: со мной все в порядке! Я принадлежу к высшему классу. Со мной можно иметь дело. Я достиг успеха и заслуживаю уважения!

А теперь система опознавательных сигналов изменилась. Но неумные люди этого не заметили. И продолжают демонстративно потреблять роскошь. Которая давно перестала быть роскошью, а стала признаком низкого положения. Богатого, но низкого.

Сумка за миллионы, шуба из каракуля, из шкурок новорождённых ягняток, кроссовки из пластика за сотню тысяч – признак низкого положения в обществе. Сейчас это так. И элита отвергнет такого человека. Новая элита.

Так что покупает элита? Как понять, что вы двигаетесь в правильном направлении?

Во-первых, демонстративное потребление – это " бархатные портянки". Траты на устаревшие символы богатства сразу говорят – это человек из прошлого. Да ещё и невысокого умственного уровня. Он не видит и не понимает, что мир изменился. И шифр богатства изменился. Так и ходит в кримпленовом костюме и в самоварном золоте. С ним нельзя иметь серьезные дела. Принимать в высшее общество.

Сюда же относится увлечение охотой. Раньше это было аристократическое занятие. А сейчас становится постыдным. Профессия такая есть, да. Как есть профессия забойщика скота. Но если человек забивает скот для удовольствия, с ним вряд ли захотят иметь дела.

А остальное вот такое сейчас. Истинная и будущая элита вкладывает деньги

- в образование. Своё и своих детей и внуков.

- в здоровье. В лечение, профилактику и в здоровый образ жизни. В питание и физкультуру.

- в старость. Странно, но это так. Элита планирует свою жизнь. И собирается жить долго. Поэтому приобретения для сбережений и для последующего использования – признак элиты. Даже если вы пока купили клочок земли под сад или несколько дешевых акций. Это очень хороший признак.

Если вы склонны к таким тратам, если вы отказались от демонстративного потребления, если вы не хотите больше покупать шубу в кредит, не тратитесь больше на малиновый пиджак и бархатные портянки, на корсеты и прочее, – вы вписались в поворот истории. У вас есть все шансы разбогатеть и занять достойное положение в новом обществе.

Все меняется. Меняется " программа богатства", тот, кто это ощутил, почувствовал, понял, тот в гармонии с миром. Неважно, сколько вам лет. Важно действовать в соответствии с изменившимися законами общества – тогда успех будет на вашей стороне…

Анна Кирьянова, современный психолог, философ, писатель.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...