Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демосфен. Донцова. Зеркало. Интернет. Капитан. Картошка. Кот ученый




ГРИН

 

Через два года после смерти Грина мне случилось побывать в Старом Крыму, в доме, где умер Грин, и на его могиле.

Вокруг маленького белого дома в густой и свежей траве цвели полевые цветы. Листья ореха, вялые от зноя, пахли лекарственно и терпко. В комнатах с суровой, простой обстановкой стояла глубокая тишина и лежал на меловой стене резкий луч солнца. Он падал на единственную гравюру на стене – портрет Эдгара По.

Могила Грина на кладбище за старой мечетью заросла колючими травами.

Дул ветер с юга. Очень далеко, за Феодосией, сизой стеною стояло море. И над всем – над домом Грина, над его могилой и над Старым Крымом – стояло безмолвие безоблачного летнего дня.

Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он.

Да, нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем.

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живем в этом будущем и сами становимся иными.

Принято думать, что мечты Грина были оторваны от жизни, являлись причудливой и ничего не значащей игрой ума. Принято думать, что Грин был авантюрным писателем - правда, мастером сюжета, но человеком, чьи книги лишены социального значения.

Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, обогащают ли они нас знаниями, или прочитываются как забавный набор слов.

Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.

Эти цельные, привлекательные люди окружены свежим, благоухающим воздухом гриновской природы – совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран.

Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и " чувства высокого", свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не  выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.

" Меня дразнит земля, – писал Грин. – Океаны ее огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных, смертельно любопытных уголков".

Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких и человечных страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом ее ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина.

 

Константин Паустовский

ДЕМОСФЕН

 

1)В Древней Греции было немало замечательных ораторов, но больше всех запомнили Демосфена.

(2)Он родился в 384 г. до н. э. (З)Его отец имел оружейную мастерскую и был богатым человеком. (4)Демосфен рано потерял отца, а опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство. (5)Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд.

(6)Чтобы добиться успеха в суде, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное – умение хорошо и убедительно говорить.

(7)Выступать перед народом Демосфен мечтал ещё мальчиком. (8)Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. (9)Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. (10)С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.

(11)Первое выступление молодого оратора перед народом провалилось: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. (12)Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.

(13)Вторая его попытка выступить с речью тоже оказалась неудачной. (14)Упав духом, прикрыв от стыда лицо плащом, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним пошёл его друг, известный афинский актёр. (15)Они пошли вместе. (16)Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей.

(17)«Всё это так, – отвечал актёр, – но я попробую помочь твоему горю.

(18)Прочти мне какие-нибудь стихи». (19)Демосфен прочёл. (20)Когда он окончил, актёр повторил то же самое, но настолько выразительно, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи, и он понял, как много красоты придаёт речи выразительность, которой ему так не хватало.

(21)Демосфен решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи и с удвоенным усердием принялся за работу. (22)По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. (23)Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук «р», он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. (24)Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн.

(25)Четыре года молодой человек прилежно учился. (26)Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.

(27)Само имя «Демосфен» обрело нарицательное значение. (28)История жизни Демосфена, упорство, с которым он победил обстоятельства, преодолел, казалось бы, неодолимые препятствия и сумел стать тем, кем стремился, поучительна и для нашего времени.

(По книге М. Н. Ботвинника, М. Б. Рабиновича, Г. А. Стратановского «Жизнеописания знаменитых греков и римлян»)

Дети

Душа сама выбирает, через какую семью ей прийти в этот мир. И этот выбор всегда осознан, поскольку в его основе лежит определенное задание. Для начала, «объяснить» что-то родителям. Вопреки расхожему мнению не родители учат детей, а как раз наоборот. Ребенок – это карма родителей. И если вдруг младенец выбирает сложную программу (например, рождается с врожденными заболеваниями или пороками), то это не столько наказание, сколько один из способов вразумления тех, через кого он пришел.


Примерно до 16 лет именно через болезни, поступки и проказы наших детей с нами говорит сама Жизнь. Мальчики вразумляют мам, девочки – пап. И это не шутка. В качестве одного показательного примера вспомнилась история молодой пары, у которой родился слепой ребенок. Ахали, охали. Какие чудесные родители, красавцы, и вдруг такое несчастье! Мол, несправедлив Бог, – сначала шептались бабушки и дедушки. Сочувствовали знакомые, плакал интернет. Ведь селфи у них такие мимишные, а значит и сами они хорошие, добрые люди – думали все.

Но когда одна из бабушек вызвалась помочь ухаживать за малюткой и переехала в квартиру молодых, она глазам своим не поверила. Куда девалась показная романтика и глянцевый лоск идеальной пары? Любая мелочь приводила к скандалам. Они ругались, как кошка с собакой, примиряясь только ночью, в постели. Видеть это было больно. И, как оказалось, не только матери одного из супругов, но и новорожденному, поскольку смотреть на родительские склоки ему с самого начала не хотелось. Вот он и выбрал карму слепого, в надежде, что родители догадаются, из-за чего это случилось именно с ними. Но те были глухи.

Связывать ментальную причину с физическим проявлением чего бы то ни было нас не учили. Мы слишком материалисты и слишком скептики, не забывающие при этом смотреть «Битву экстрасенсов». Мы живем в шаблоне «работа-дом-работа», не успевая выныривать из этого вечного сна бытия. Нам только кажется, что он длится вечно. Оглянулись. Уже пенсия. Что воскрешается в памяти? Мгновения редкого счастья: отдых на море, свадьба, успехи детей. А где же ваши собственные успехи? Квартира, дача и два автомобиля – не в счет, поскольку это успехи в глазах окружающих, а с точки зрения Вечности, что ты сделал особенного? Чем запомнился?

Родил детей? Да, ты пыжился изо всех сил, занимался нелюбимым делом, лишь бы заработать, чтобы им было хорошо. Они не видели тебя, пока росли, потому что ты пропадал до ночи на нелюбимой работе, заработав импотенцию.


Мамы тоже хороши! Затаскают ребенка по врачам, что хочешь-не хочешь, а болеть будешь. Ведь медицина – наше всё. XXI век, новые технологии, а здоровых детей не прибавляется. Разруха в головах. Звонит мне как-то мать-одиночка. Тяжело ей. Денег не хватает, а десятилетний ребенок постоянно болеет. И помочь ей, бедной, некому. Что делать? Повторяю как мантру: «Дети – это карма родителей. Думай! » Да разве ей до этого? Она думает, как бы прокрутиться, чтобы сделать «копеечку» для нового медосмотра.

Я позвонил ей сам.
– Маешься?
– Маюсь! Как рыба об лед.
– Чего надумала?
– Ты мне все про какую-то карму талдычишь, а я живу здесь и сейчас. Мне работать надо, а не думать.
– А тебе не кажется, что своими болезнями твое дитя пытается тебе «сказать», что ему не хватает твоей материнской любви? Отца у него нет. Он постоянно один. Ты ведь на работе пропадаешь, на хлеб с маслом зарабатываешь.
– Что же мне делать?
– Сменить работу либо сидеть там только первую половину дня.
– А деньги платить ты будешь?
– Давай так, – решил я, – ты перейдешь на пол ставки и будешь больше времени уделять своему чаду. Если через две недели он не поправится, я доплачу твой месячный оклад.

Еще неделя ушла у нее на раздумья. Мы ведь все хотим получить от Жизни гарантии, что все будет хорошо и отлично. Но Земля – место возможностей, а не страховая компания. Доверять Провидению – одна из наших задач, которой стоит учиться с самого детства.

Мать-одиночка согласилась на моё предложение. Из главных бухгалтеров она с ужасом для себя перешла в рядовые и мысленно готовилась к худшему. Мало того, что на работе никто не понял её поступка, так ещё и окружение стало давить авторитетом. Мол, что за бред? Чем ты будешь платить докторам?

Платить не пришлось. Ни докторам, ни мне. Я объяснил своей знакомой, что мать-одиночка – не приговор, а «судьба», которую выбрал её сын ещё до того, как родился. Это больше нужно ему, а не ей. А значит, необходимо принять ситуацию такой, какая она есть и перестать испытывать страх, что кончатся деньги, не хватит на врачей, лекарства. Забудь! Просто доверься Судьбе и пойми, что хочет сказать тебе твой сын.

Мальчик перестал болеть. Уже через неделю всё, что так пугало мамашу, перестало носить хронический характер. А еще через две ребенок попросился в школу.

– Тебя выручить деньгами? – спросил я.

Мать-одиночка восприняла мою фразу как оскорбление.

– Ты дал мне больше, – заставил проснуться и взглянуть на ситуацию иначе. Это я должна тебе.
– Ничего ты не должна. Живи и радуйся. Осознание ситуации – вот что творит чудеса. Как только у человека меняется восприятие, меняется и мир вокруг него.

Зато окружение моей знакомой замучило ее расспросами: как ты вылечила ребенка? К какому доктору водила? Что он прописал? Но вместо ответа слышат загадочную фразу: «Дети – это карма родителей». Пожав плечами, они удивленно бегут дальше по своим делам, не думая и не размышляя. Просто проживая свои жизни.

 

Денис Захаров (род. 1978 г), писатель, журналист


Донцова

Дарья Донцова, будучи дочкой писателя, с детства была знакома со многими известными людьми. Однажды в школе им задали написать сочинение на тему «О чём думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть " Белеет парус одинокий" ». Не долго думая находчивая девочка отправилась на соседнюю дачу, где жил Катаев, и попросила его о помощи. Тому идея показалась забавной, и Валентин Петрович сам написал сочинение за Донцову. В итоге девочка получила тройку с пометкой на полях: «Неверно. Катаев хотел сказать другое». Самого писателя это только позабавило.

Вторая история произошла уже со мной.

У меня есть статья о творчестве Кобо Абэ, её я отправляла на ещё один литературный ресурс в качестве книжного отзыва. И вот там произошёл взрыв невероятного масштаба. Одна из читательниц была резко против моего понимания «Женщины в песках». Мол, Кафкой от Абэ и не пахнет, а главный герой остался в пустыне, потому что полюбил её и понял, что он им нужен. Я не понимаю её, она меня, читатели нас. Так закрутилась воронка скандала, что некоторые ринулись читать произведение сию же секунду. Сошлись на том, что неправильно поняла произведение девушка.

Но именно в тот момент я и задумалась: а можно ли понять литературное произведение неправильно?

Действительно ли она неправа? Для меня это очевидно, а ведь для неё-то нет. И ведь книга ей тоже понравилась, впечатлила, просто она поняла концовку совсем иначе. И тут уже, увы, нет у нас возможности прийти на дачу к Абэ и спросить, что же он всё таки имел в виду.

Более того, самые неоднозначные произведения порождают споры не только среди обычных читателей, но и известных литературоведов. Каждый точно уверен: именно он понимает, что хотел сказать автор.

Эта тема кажется мне очень интересной для дискуссий.

Что такое литература? Это искусство.

А могут ли вообще такие понятия, как «правильно» и «неправильно» применяться касательно искусства? Ведь какова главная его цель? Пробудить чувства, коснуться души, задеть внутри что-то живое, подтолкнуть к рассуждениям, вызвать эмоции. И ведь откликается то, что болит, то, что тебе близко, важно. Поэтому одна и та же картина может вызывать разные чувства, одна композиция – разные эмоции.

А чем хуже книги?

Да, у самого автора была конкретная позиция, и он понимал, какой смысл вкладывает в то или иное произведение. Это – его эмоции. Но, возможно, некто, прочитав книгу, найдёт свой смысл, иной. Это – его эмоции.

Любой творческий человек через свои работы выражает собственные чувства.

Могут ли они в нас вызвать другие, наши?

Почему нет?

В любом случае, друзья, если я читаю отзыв человека, полностью противоположный моему, я никогда не скажу: «Ты понял неправильно». Всегда интересно узнать, под каким углом ещё можно посмотреть на данные события.

Мне кажется глупо искать истину в искусстве. Тем более о ней спорить.

И сколько бы ни писали, что литература – это дисциплина и у неё есть свои правила, требования, и путём анализа можно найти верный смысл и дать точную оценку качества («есть каноны определения графомании, литературы и высокой литературы», как написали недавно мне в комментариях), я не стану этого делать.

Мне не интересно рассматривать книгу как математический пример. Мне интересно чувствовать. И то, что книга оставляет после себя в моей голове, сердце – единственный критерий качества.

Имя автора скрыто. Можете придумать любое. + блогер, журналист

Дорожное происше…

 

Сунув голову в кабину водителя автобуса, я продолжал:

- Или вон там написано: «За безбилетный проезд штраф 1 ру…» Буквы, скажешь, стерлись? Так надо же восстановить!

Водитель порозовел затылком и говорит в микрофон:

- Пассажиры, оплачивайте за проезд, компоссируйте талончики!

Меня аж передернуло.

- Надо говорить просто «Оплачивайте проезд», без «за»! И не «компоссируйте», а «компостируйте»!

 Теперь у него и уши покраснели, а микрофон зашипел:

- Все выш-ш-шли?

Хмыкнув, я с горечью указываю на очередную неточность:

- Все выйдут на конечной, а здесь лишь те, кому было нужно.

Водитель зловеще косится, но я молчать не могу и не буду. Молчальников у нас и без меня хватает.

- Вот, - говорю, - намалевали: «Совесть пассажира лучший контролер». А где же здесь тире, заменяющее сказуемое?

И тут шофер, изрыгнув набор нелитературных выражений, замахивается на меня гаечным ключом, а автобус в это время врезается в водонапорную башню, а я по инерции прогибаю лбом перегородку, где написано: «Не отвлекай водителя на ходу! »

   «А ведь написано безгра…» - успеваю подумать я, теряя созна…

 

Юрий Таран

 

ЗВЁЗДЫ

 

(1)Недавно прочитал в интервью городского чиновника: «Филармония «Петербург-концерт» должна стать продюсерским центром, своеобразной «фабрикой звёзд»... (2)Более неудачное сочетание слов -«фабрика звёзд» - трудно себе представить в устах председателя Комитета по культуре. (3)Ведь то, что показывает нам телевидение под этим названием, - если и фабрика, то не звёзд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры. (4)Бедная страна наша! (5)Кроме прочих неисчислимых недугов, она просто заражена «звёздной болезнью». (6)А нам нужны мастера!

(7)Понятно, что воспитание актёра, певца и музыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени. (8)Недаром даже очень среднее образование требует не менее трёх лет обучения. (9)А за полгода неокрепших молодых людей, даже подающих надежды, можно только вымуштровать, обучив немногим актерским штампам, годным на потребу невзыскательной толпе.

(10)Если говорить словами великого поэта, то мы «сеем разумное, доброе, вечное». (11)И в школьном классе, и в прекрасном зале на Фонтанке я вижу, как в глазах старшеклассников появляется пытливый блеск понимания и сопереживания, когда они слушают Достоевского, Чехова. Пушкина, Галича, Окуджаву, как глубокие мысли и чувства, высказанные на сказочно прекрасном русском языке, трудно переводимом на другие языки, находят свой путь к их разуму и сердцу. (12)И их реплики после концерта - «клёво! » - не меньшая награда, чем громкие аплодисменты или напряжённая, сознательная тишина во время выступлений. (13)Надо только сделать так, чтобы этот «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь. (14)А что говорить о великой классической музыке, которая без слов — напрямую — испокон веку воздействовала на чувства людей!

(15)Это адски трудное дело – пытаться  донести до зрителя (особенно молодого - ведь упустим же! ) драгоценные слова и музыку наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире.

(16)А шоу-бизнес в помощи государства не нуждается.

(По Л. Мозговому)

20. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) Председатель Комитета по культуре должен понимать, что стране нужны настоящие мастера.
2) Для того чтобы стать высокообразованным человеком, настоящим мастером своего дела, нужно учиться всего три года.
3) За полгода можно обучить молодых людей актёрским умениям, которые будут отвечать вкусам невзыскательной толпы.
4) Подросткам понятны и близки произведения классиков в исполнении мастеров сценического искусства.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочным?

1) В предложениях 7—9 представлено рассуждение.
2) 4—5 предложения содержат эмоционально-оценочное суждение автора по поводу того, что высказывается в 1—3 предложениях текста.
3) В предложении 15 представлено повествование.
4) В предложении 13 содержится элемент описания.

23. Укажите ПЖ, в котором используется фразеологизм: 7, 14, 16, 4.

24. Среди предложений 10—14 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.


25.   «Л. Мозговой выражает взволнованность с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _______ (например, предложения 4, 6). При этом автор использует такой троп, как _______ («если и фабрика, то не звёзд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли... » в предложении 3). Чтобы подчеркнуть важность труда деятелей искусства, автор прибегает к такому приёму, как _______ (в предложении 10). Такое изобразительно-выразительное средство, как _______ («драгоценные слова и музыку» в предложении 15), помогает автору выразить своё отношение к произведениям искусства».

Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) анафора
3) развёрнутая метафора
4) эпитет
5) цитирование
6) восклицательные предложения
7) разговорная лексика
8) риторическое обращение
9) диалектизм

ЗЕРКАЛО

Один обратившийся к нам молодой человек выразил свои чувства таким образом: «пошел подальше этот серый лицемерный мир, мы живем в королевстве уродов и лицемеров…»

Почему человек приходит к конфликту с окружающими?

Ответ очень прост. Окружающий мир – зеркало нашего внутреннего состояния. Если внутри нас черно – мы видим вокруг только черноту. Если внутри нас свет – то мы видим свет вокруг.

Речь не об иллюзорности нашего восприятия вещей, а о нашей способности увидеть добро там, где оно есть. Мудрый человек заметил, что одни люди похожи на пчел, а другие на мух. Мухи пролетают мимо цветов и садятся сами знаете на что. И им кажется, что мир именно так выглядит и пахнет. А пчелы не летают в отхожих местах и на помойках, они летят туда, где цветы. Их мир цветет и благоухает. Хотя это тот же самый мир, в котором живут мухи.

Наше сиюминутное состояние определяет наше сиюминутное восприятие окружающего мира. Та же как наши постоянные свойства определяют наше постоянное окружение. У хорошего человека и друзья хорошие, и работа хорошая, и дети хорошие, и он не попадает в такие передряги, как злой человек. А у злого – другая жизнь и другое окружение. Он убежден, что вокруг все такие же лживые, корыстные, сластолюбивые и тщеславные как он. По русским пословицам: «У злой Натальи все люди канальи», «Злой не верит, что есть добрые люди».

Но добрые люди есть! Есть огромное множество таких людей, каждый из которых прекраснее самой великой картины. Да что картина – нет ничего рукотворного, что могло бы сравниться по красоте с хорошим по-настоящему человеком! Как увидеть их?

Как изменить свое восприятие мира? Один друг рассказал мне случай, удививший его самого. У него был эгоистический период в жизни, когда он был всеми недоволен. Ему казалось, что родителям на него наплевать, на работе – уроды, в магазинах – чудовища. Кончилось все тем, что на улице он нарвался на действительно лихих людей и его избили в неравной схватке. Чувствительно, но без серьезных повреждений. Моментально его мировосприятие изменилось: он вдруг увидел, какие вокруг него хорошие, добрые, бескорыстные, заботливые люди. Мир засиял свежими красками! Уж не знаю, что тут сработало – то ли сравнение окружающих с теми отморозками, то ли просто физическая встряска. Во всяком случае, это не тот метод, который можно рекомендовать.

Изменить окружающий мир просто. Ведь он – наше отражение. Значит, нужно самим стать таким, какими мы хотим видеть других. Таким образом, мы окрасим окружающий мир именно в те цвета, которые нам нравятся. Мы будем добрыми с людьми – увидим мир добрым. Будем щедрыми – увидим мир щедрым. Будем справедливыми – увидим справедливость. Будем милосердными – увидим милосердие.

Это закон. Проверить, работает ли он, очень просто. Попробуйте один день быть такими, какими хотите увидеть окружающих, – и делайте выводы.

Понравится – продлите эксперимент на всю жизнь.

(Ирина Федюнина, возможно. Не нашла достоверной информации об авторе)

ЗЛОСТЬ

Одна моя клиентка однажды осознала, что не злится, совсем. Она приятная, обходительная, терпит чужую злость, обходит острые углы. Но вот сама не злится.

До поры до времени ей казалось, что проблемы в этом нет. Она даже выделяла себя на фоне других людей, которые злятся: она как будто лучше их. Потому что она добрее и терпимее.

Но вот в процессе терапии вдруг стали выясняться интересные вещи. У нее было очень много тревоги, что ее обидят, нападут. И часто она даже отказывалась от отношений, минимизировала контакты, чтобы не напали.

Внезапно ей удалось связать эти два факта. Она не чувствует злость и чувствует себя совершенно беззащитной! И вынуждена прятаться, как ребенок, потому что не уверена, что сможет выдержать натиск, если придется.

... Когда мы стали выяснять, куда же делась ее злость, она припомнила, что мама ее всегда убеждала: злятся только плохие люди, и правильно – уходить от конфликтов. Мама именно так и делала, когда ей предъявляли претензии: " Ну конечно, я у вас плохая! " – и уходила от разговора. То есть, мама попросту не умела встречаться с напряжением в отношениях, не умела выслушивать, прояснять, выдерживать, и все это рядила в маску добродетели.

... Я спрашиваю у этой женщины, зачем, как ей кажется, нужна злость?

" Чтобы защищать себя", – отвечает она.

Зачастую мы ассоциируем злость в лучшем случае с защитой границ. В худшем случае, как мама моей клиентки, мы считаем злость признаком плохого воспитания. Однако злость имеет намного более широкий смысл. Если злость не подавлена, если мы находимся в хорошем контакте с этим чувством, злость сообщает нам, что что-то идет " не так".

Пока ребенок маленький, злость является сигналом, что все идет не так, как он хочет. В порыве злости он может бросать игрушки, топать ногами и даже кидаться с кулаками на родителей. Все эти реакции не являются плохими. Они означают, что ребенок не справляется с тем, что что-то идет " не так".

Задача родителя – не подавить право на злость, но понять, что именно не выдерживает ребенок, и, если нужно, успокоить его, если нужно – отказаться от давления. В других случаях спокойно выдержать злость, отражая, что именно происходит с ребенком и почему.

Во взрослом возрасте человек продолжает опираться на доверие своей злости, но уже на другом уровне. Он осознает, что " что-то не так", тестирует внешние обстоятельства. Иногда он понимает, что другие люди хотят от него больше, чем он может дать. В других случаях он сталкивается с тем, что не может изменить внешние обстоятельства, и тогда ему нужно искать какой-то выход. В других ситуациях у него что-то не получается, и он с помощью злости выпускает избыточное напряжение.

Например, вы что-то мастерите, и у вас не получается. Вы злитесь. Или вы пытаетесь донести до другого человека, что вам что-то не подходит в вашем контакте, а он ваши чувства обесценивает. Или вас на работе перегружают ответственностью.

Во всех этих случаях злость здорова и оправданна. И она побуждает искать новые решения и выходы. В этом смысл и назначение злости.

... Внезапно моя клиентка обнаружила, что ее злость все же имеет выход. Но не прямой выход, а пассивно-агрессивный. Она могла, например, выждать момент и публично унизить " обидчика".

Именно этому она " научилась" у мамы. Прямо же выражать злость было нельзя, и поэтому все члены семьи, внешне оставаясь " приличными людьми", упражнялись в иезуитстве.

И по-другому, увы, не бывает. Чувства, которым не разрешили быть, принимают самые уродливые формы, но никогда не могут исчезнуть совсем.

В конечном итоге легализованная здоровая злость помогает продолжать жить, в то время как запрет на злость вынуждает прятаться от жизни, то есть  умерщвляет.

Вероника Хлебова, психолог, блогер

ИНТЕРНЕТ

1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (3)Вот примеры жалоб.

«(4)Детей не оттащишь от компьютера. (5)Сидят сутками. (6)Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы…»

«(7)Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. (8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. (9)Мне кажется, он сходит с ума — разговаривает сам с собой».

«(10)Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон — будто его нет дома. (11)Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка…»

(12)Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами. (13)Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран. (14)Уроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается.

(15)Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом через Интернет. (16)Вообще-то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда не от компьютера, а от телефона или телевизора. (17)Теперешние «компьютерные» дети — потомки своих «телевизионных» родителей.

(18)Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? (19)Скорее всего, они из неё просто выросли… (20)Мне могут возразить, что не все же просиживали бесконечные часы у телеэкрана; кто-то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. (21)Многие рано стали ответственными, потому что у кого-то были младшие братья и сестры, на кого-то подействовал пример ответственных взрослых, а кто-то — неизвестно как и почему. (22)И хотя родители всерьёз опасались за их будущее, они стали вполне самостоятельными людьми, с разными профессиями и судьбами, у многих семьи…

(23)К чему я всё это говорю? (24)К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе. (25)Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. (26)Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. (27)Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования… (28)То ли ещё будет.

(29)Нам стоит поучиться у детей. (30)Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства. (31)А сейчас с помощью сына стала неплохо ориентироваться в виртуальном пространстве. (32)Бывает, тоже «не оттащишь»…

(ЗЗ)Времяпрепровождение в онлайне вполне допустимо для подростков. (34)Скорее всего, это невредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. (35)Хотя в отдельных случаях необходимо провести анализ ситуации.

(З6)Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал агрессивен, обеднел его словарный запас или есть другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать визит к специалисту. (37)Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость.

(По А. Ивановой*)

*Александра Георгиевна Иванова — семейный психолог.

КАПИТАН

 

1)Я о ней много думал. (2)Особенно в детстве. (3)Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие и боятся. (4)А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянут бежать, а то от трепету до того слабнут, что коленки трясутся, и, кажется, лучше б лёг и живым в землю закопался. (5)И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. (6)И я знал, что по-французски «трус» и «подлец» — одно слово — «ляш». (7)Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости... {Я думал: ... }

(8)У меня был товарищ-шофёр. (9)К нему подошли двое ночью, и он снял свою меховую тужурку и сапоги и раздетый прибежал домой зайчиком по морозу... (10)Когда в 1941 году началась война, его мобилизовали. (11)И через два месяца я узнал: летел на мотоциклете с донесением в соседнюю часть. (12)Не довезёт — тех окружат, отрежут. (13)По пути из лесу стрельба. (14)Пробивают ноги — поддал газу. (15)Пробивают бак с бензином. (16)Заткнул дыру на ходу платком, пальцем прижал, правил одной рукой и пёр, пёр... (17)Больше думал о бензине, чем о крови, что текла из ноги: поспеть бы довезти. (18)А чего проще: стать. (19)Взяли бы в плен, перевязали, отправили в госпиталь. (20)Да не меховой тужуркой на этот раз подпёрт был дух. (21)Или вот вам случай с моим приятелем капитаном Ерохиным. (22)Ему дали груз бертолетовой соли в бочонках. (23)При выгрузке у пристани от удара эта соль воспламенилась в трюме. (24)Бертолетова соль выделяет кислород, так что поддаёт силы пожару — это раз. (25)А второе — она взрывает. (26)Получше пороха. (27)Ахнет — и от парохода одни черепки. (28)Он взорвётся, как граната. (29)Через минуту пламя уже стояло выше мачт. (30)У всей команды натуральное движение —на берег и бегом без оглядки от этого плавучего снаряда. (31)А берег опустел: все знали — рванёт судно, на берегу тоже не поздоровится. (32)И тут голос капитана: заливай. (33)И капитан стал красней огня и громче пламени. (34)И никто не ушёл. (35)Не сошла машинная команда со своих мест, и дали воду, дали шланги в трюм, и люди работали с обезьяньей хваткой. (36)И залили.

(37)Через полчаса приехала пожарная команда. (38)Не пустил её на борт Ерохин: после драки кулаками не машут. (39)На что его дух опирался? (40)Да ведь каждый капитан, приняв судно, чувствует, что в нём, в этом судне, его честь и жизнь. (41)Недаром говорят: Борис Иваныч идёт, когда видят пароход, которого капитан — Борис Иванович. (42)И в капитане это крепко завинчено, и всякий моряк это знает, как только вступает на судно: капитан и судно одно. (43)И горел не пароход, сам Ерохин горел. (44)Этим чувством и был подпёрт его дух. (45)А то ведь говорили: как осторожно Ерохин ходит... (46)Чуть карте не верит — прямо торцом в море и в обход. (47)Не трусоват ли?

(По Б. Житкову)

23.   Какое из предложений 29-40 связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

24. «В невыдуманных историях Бориса Степановича Житкова (1882 – 1938) опыт бывалого человека, много повидавшего в жизни. Язык его рассказов — живой разговорный язык без фальшивых нот и без мусора. Прежде всего автор прекрасно владеет экспрессивным синтаксисом разговорной речи; особенно выразительны короткие, динамичные _____ (наиболее яркие примеры —предложения 12, 14, 18, 27, 31), _____ (предложения 1-2, 25-26). Отбор лексики продиктован стремлением к точности в передаче событий, мыслей, эмоционального состояния героя; здесь есть слова, характерные для различных стилей, удачно используются _____(«паскудный трепет», «дух подпёрт»), различные тропы, в том числе _____(например, в предложении 33)»

 


Список терминов:
1) фразеологизмы
2) гипербола
3) эпитеты
4) сочетания, включающие слова различной стилистической окраски
5) инверсия
6) сложные бессоюзные предложения
7) ряды однородных членов
8) метонимия
9) парцелляция

 

 

КАРТОШКА

 

(1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.
(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.
(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задёргалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слёзы от самой маленькой обиды.
(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было.
(10)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда всё забудется, я как ни в чём не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (13)Просто и хорошо.
(14)В урочный день и час, на большой перемене, я подошёл к Витьке. (15)Витька посмотрел на меня подозрительно.
— (16)Да уж... (17)Я знаю, ты драться начнёшь. (18)Отплачивать.
— (19)Что ты, я забыл давно! (20

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...