Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Он нес меня. Подвиг. Рыбалка. Рябинка. Сверло. Свидетельница говорит правду. Сказка о двух мужиках. C легким паром, инсект!




ОН НЕС МЕНЯ

 

1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине …: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять. (8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. – (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами. – (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке: – (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил. (22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану. (24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности. (27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю! (31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал. (33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки. (По М. Худякову)
23. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 1) 1 2) 9 3) 22 4) 23   24. Среди предложений 22 – 25 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.   25. Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. («нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров … нёс меня» в предложениях 1, 13, 31; «помню» в предложении 5) и такое синтаксическое средство, как (предложения 3 – 4), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивают («спас» – «предал» в предложении 32), а «сердце кровоточит» (предложение 33) передаёт потрясение героя». Список терминов: 1) контекстные антонимы 2) метафора 3) риторический вопрос 4) парцелляция 5) эллипсис 6) градация 7) экспрессивно окрашенное слово 8) эпитет 9) лексический повтор     ОРИГАМИ (1)УГени от рождения было неладно с нога­ми, и он ходил странной, подскакивающей по­ходкой. (2)Он вышел во двор, едва оправившись по­сле весенне-зимних болезней. (3)И воздух, и зем­ля — всё было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на ми­нуту взорваться мелкой блестящей счастливой листвой. (4)Геня стоял посреди двора, радуясь теплу. (5)Первый ком земли упал рядом с мальчиком, брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо. (б)Второй комок попал в спину* а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. (7)Вдогонку, как звонкое копьё, летел са­модельный стишок: — Генька хромой, сопли рекой! (8)Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, — враг всех, кто не был у него на побегушках, кто его не боялся, — ловкий и бесстрашный Женька Айтыр. (9)... Вечером, когда Геня спал, мать и бабуш­ка долго сидели за столом. (10)— Почему? (11)Почему они его всегда обижают? — горьким шёпотом спросила, наконец, бабушка. (12)— Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, — ответила мать. (13)— Ты с ума сошла, — испугалась бабуш­ка, — это же не дети, это бандиты. (14)— Я не вижу другого выхода, — хмуро отозвалась мать. (15)Накануне дня рождения мать сказала Ге­не, что устроит ему настоящий праздник. (16)— Позови из класса кого хочешь и из дво­ра, — предложила она. (17)— Я никого не хочу. (18)Не надо, мама, — попросил Геня. (19)Вечером мать вышла во двор и сама при­гласила ребят. (20)К четырём часам на раздвинутом столе стоял мелко нарезанный винегрет, жареный хлеб с селёдкой, были испечены румяные пирожки с рисом. (21)Геня старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся враги... (22)Казалось, что он со­вершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом. (23)Он был мастером этого бумажного искус­ства. (24)Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. (25)Болезни он терпеливо переносил, за­гибая уголки и расправляя сгибы бумажных лис­тов, придумывая много удивительных вещей... (26)Гости пришли ровно в четыре, всей гурь­бой. (27)Белёсые сестрички поднесли большой бу­кет жёлтых одуванчиков. (28)Прочие пришли без подарков. (29)После обеда мать предложила: — Давайте поиграем в фанты. (30)Она объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. (31)Айтыр положил на стол недоделанный Геней бумажный кораблик и сказал: — Это будет мой фант. (32)Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку. (33)— Геня, сделай девочкам фанты, — по­просила мать и положила на стол бумагу. (34)Геня, взяв лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб... (35)Детские головы склонились над столом. (З6)Лодка... кораблик... кораблик с парусом... ста­кан... солонка... хлебница... рубашка... (37)Он едва успевал сделать последнее движе­ние, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (38)Все забыли и думать про игру. (39)Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бу­мажные чудеса, и все улыбались, и все его благо­дарили. (40)Такое чувство он испытывал только во сне. (41)0н был счастлив. (42)Они восхища­лись его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (43)Он словно впер­вые увидел их лица: они были совершенно не злые... (44)Айтыр распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, подошёл к Гене и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил: — Гень, посмотри-ка, а дальше как... (45)Мать мыла посуду, улыбаясь и роняя слё­зы в мыльную воду. (46)Счастливый мальчик раздаривал бумаж­ные игрушки... (По Л. Улицкой) Особый случай Жили-были, варили кашу, закрывали на зиму банки. Как и все, становились старше. На балконе хранили санки, под кроватью коробки с пылью и звездой с новогодней ёлки. В общем, в принципе – не тужили. С расстановочкой жили, с толком. Берегли на особый случай платье бархатное с разрезом, два флакона духов от гуччи, фетра красного пол-отреза, шесть красивых хрустальных рюмок и бутылку китайской водки. А в одной из спортивных сумок надувную хранили лодку. Время шло, выцветало платье, потихоньку желтели рюмки, и в коробочке под кроватью угасала звезда от скуки. Фетр моль потихоньку ела, лодка сохла и рассыпалась. И змея, заскучав без дела, в водке медленно растворялась. Санки ржавились и рыжели. Испарялся закрытый гуччи. Жили, были, и постарели, и всё ждали особый случай. Он пришёл, как всегда, внезапно. Мыла окна, и поскользнулась. В тот же день, он упал с инфарктом. В этот дом они не вернулись. Две хрустальные рюмки с водкой, сверху хлеб, по квартире ветер. Полным ходом идёт уборка, убираются в доме дети. На помойку уходят санки, сумка с лодкой, дырявый фетр. Платьем, вывернув наизнанку, протирают за метром метр подкроватные толщи пыли. В куче с хламом – духи от гуччи. Вот для этого жили-были. Вот такой вот «особый случай». Мальвина Матрасова, современный поэт ОФИЦЕР (1)Результат воспитания кажется подчас обескураживающим человеку, редко задумывающемуся над причинно-следственными связями. (2)Все знают, что воспитание — сложнейший из всех процессов изменения личности в сторону совершенствования. (3)Воспитывает все: родители, школа, враги, друзья — словом, окружающая среда. (4)Это трюизм — всем известная и порядком избитая истина. (5)На вопрос, что более действенно в воспитании: семья или школа, — ответить или трудно, или невозможно, ибо воспитывает действительно всё. (6)Возьмём, например, семью. (7)Эта «ячейка общества» несёт прямую ответственность за нравственное состояние и судьбу человека, в ней родившегося. (8)Вспоминается такая история. (9)Заботливый, любящий отец, пекущийся о своём чаде, отслеживающий каждый шаг отпрыска. (10)Когда сын был ещё в колыбели, отец, военный инженер, твёрдо решил сделать из него человека в погонах и настойчиво, целенаправленно готовил мальчика к военной карьере. (11)Послушный ребёнок, нерешительный в собственном выборе, во всём доверяя отцу и видя его искреннюю заботу, знал, что родитель плохого не посоветует. (12)Военное училище, куда был определён юноша и где проучился положенное число лет, оказалось для его медлительной, рассеянной натуры ни уму ни сердцу. (13)Он выучился, начал работать — не заладилась служба, да и отношения с сослуживцами не клеились. (14)Под нажимом отцовской воли сын долго преодолевал себя — всё безрезультатно. (15)Время же шло быстро. (16)Светлое будущее уходило безвозвратно, ускользало, оборачиваясь безликой, серой прозой. (17)Ставший со временем зрелым человеком сын боялся что-либо делать самостоятельно, без отцовской поддержки. (18)С ним произошло несчастье такого толка: из-за отцовского нажима и опеки он не узнал ни себя, ни своих истинных возможностей, не нашёл своего призвания и места в жизни. (19)Неуверенность в себе, страх перед принятием собственных решений — такой финал ждёт каждого, кому не пришлось жить своим умом. (20)Но что же, вообще отказаться от вторжения в жизнь подрастающего человека? (21)Всё пустить на самотёк? (22)Не вмешиваться в естественный ход развития? (23)Вряд ли это верно. (24)Положительную среду, а с нею и нравы надо формировать. (25)Формировать прежде всего в семье. (26)Если этого не делать нам, любящим, то это сделают другие, нелюбящие, и будет хуже. (27)3десь нет мелочей, здесь каждый нюанс может сыграть огромную роль. (28)3десь важно всё: и высказываемые родителями мнения по существенным и самым ничтожным вопросам, и их конфликты, не ускользающие от детей, и их предпочтения. (29)При этом самое главное — позитивный личный пример, а не поучения, не наставления, хотя и они имеют значение. (30)Положим, вы говорите детям мудрые слова о милосердии, о самоотдаче, о духовной пользе жертвенности. (31)Но ваши слова — только слова, если дети ваши не видят проявляемое вами милосердие, как-то: защиту бездомных животных, раздачу милостыни бедным, помощь болящим и так далее. (32)Если вы говорите о щедрости, а сами стяжаете, беспокоясь, как вы утверждаете, исключительно о будущем своего семейства, то вряд ли дети ваши в недалёком будущем не пожалеют для нищего свою, пусть даже не востребованную никогда вещь. (33)Они припрячут её, думая о своём будущем. (34)Если вы делите мир на две части: свою семью, для которой вы готовы многим пожертвовать, и всех остальных, которых можно и в жертву иной раз принести, вы рискуете получить эгоистичных, циничных обывателей в лице собственных детей. (35)И настанет день, когда их эгоизм будет обращён не к кому-нибудь, а именно к вам. (36)Именно вы станете для них никому не нужным «отработанным материалом», обузой на их жизненном празднике. (По М. П. Алпатову) Ошибки Признаюсь, я была под впечатлением этой байки, когда услышала ее впервые, уж очень точно она отражает то, что происходит со многими из нас. Известный российский актер рассказывал, как поехал на свои первые заграничные гастроли. Вчерашний студент, он еще не ощущал себя звездой, поэтому не удивился, когда ему отвели скромный номер. Маленькая комната, где с трудом можно повернуться: кровать, ванная, туалет, шкаф — и все. «Жалко, что нет окон, кровать узкая и короткая, — немного огорчился он, — но все равно я приехал работать. Рано утром уйду, поздно вечером вернусь. Тут буду только спать. Так что не страшно». Возвращаясь в гостиницу, актер видел, что персонал поглядывает на него странно. С ним даже пытались поговорить, но английского он не знал. Твердил в ответ: “Thank you, nothing” и проскакивал к себе.
Так прошла неделя, гастроли закончились, и он позвал портье принять номер. Каково же было изумление актера, когда портье распахнул дверцы шкафа и шагнул в него... Оторопевший актер последовал за ним и оказался в светлом люксе с огромной мягкой кроватью и панорамными окнами. На столике стояли фрукты и бутылка с шампанским. Актер сначала рассмеялся, а потом сел на свою старую «кровать», которая оказалась кушеткой для переобувания, и заплакал. Оказалось, всю неделю он прожил в прихожей, потому что ему просто не пришло в голову, что его могли поселить в роскошный номер. А открывать «шкаф» у него не было причин, потому что не было одежды, которую стоило бы туда повесить. Показательная история, не правда ли? Сколько из нас живет в «прихожей жизни», потому что нам просто не приходит в голову, что за дверью может скрываться огромный и щедрый мир? Почему-то эти мысли даже не приходят в голову. Почему-то нас не тянет открывать новые двери. Давайте разбираться, почему? Откуда берется привычка ходить одной и той же дорогой и не замечать новые возможности? Когда мы этому учимся? Если посмотреть на маленького ребенка — он чрезвычайно активен. Ему все надо исследовать, все потрогать, засунуть в рот, до всего дотянуться. Ребенок подрастает и начинается бесконечный допрос родителей: «А почему трава зеленая? Где живут динозавры? Как я появился на свет? » Дети невероятно любознательны, и они откроют любой «шкаф», так что же ломается, когда они взрослеют? Иногда любопытство убивают родители, которые ругают детей за ошибки и запрещают им исследовать новое. Но если даже с родителями повезло, на пути ребенка становится школа. Одиннадцать лет ребенка учат ходить строем, садиться по звонку, не спорить, не ошибаться. Школа прививает мысль, что ошибка — это что-то очень плохое. За ошибки ставят двойки, унижают, распекают перед всем классом. Даже если вам повезло и вас не наказывали, вы могли видеть, как наказывают других одноклассников и чувствовать их боль. А чужую боль мы переживаем в детстве как свою собственную. В нас отпечатывается страх совершить ошибку и оказаться осмеянным, униженным, наказанным.
 

Так и формируется страх неудачи. Из-за него мы приучаемся ходить только проверенными путями, которые точно безопасны, не пробовать новое, не заглядывать за незнакомые двери. Вот только проблема в том, что человек обучается на опыте, совершая действия и набивая шишки. Не бывает так, что, прочитав учебник, мы бы сразу освоили новую деятельность. Любому сложному делу мы учимся на своих ошибках. В том числе зарабатывать большие деньги.

Так надо ли бояться ошибок? Конечно, нет. В этом и заключается отличие между бедными и богатыми людьми. Богатые не боятся ошибаться. Дело не в том, что они изначально знают правильный путь, а в том, что они делают множество неудачных попыток, прежде чем одна увенчается успехом. Томас Эдисон был изобретателем и предпринимателем и только в США получил более 1 000 патентов.

Означает ли это, что каждый день его посещали гениальные идеи и изобретения давались ему легко? Разумеется, нет. Он долго бился над тем, чтобы придумать лампу накаливания, доступную для массового применения. А когда ее сделал, то еще 4 года терпел убытки от продажи лампочек, пока не снизил их себестоимость в 5 раз. Как относился Эдисон к своим неудачам? Он не считал их неудачами! Он говорил: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают».

В этом и заключается отличие между богатыми и бедными. Богатые не боятся ошибиться множество раз, прежде чем получить один нужный результат. А бедным страшно ошибиться даже единожды. Поэтому они выбирают только проверенные пути, где нельзя совершить ошибку. Вот только достижения им тоже не грозят.

Эта статья рекламирует тренинг психолога Ольги Юрковской. Возможно, автор – она. Или неизвестный копирайтер.

ПОДВИГ

Люди всегда благодарны тем, кто нашёл в себе мужество и силы совершить великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

Николай Михайлович Пржевальский поменял великосветский Пе­тербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костра, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита спе­циальная медаль… Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не бо­лели этой ужасной болезнью! И это тоже настоящий подвиг.

…Но ведь все не могут быть путешественниками или работать с вирусами трахомы. Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, сто­ять у станка или считать деньги в сберегательном банке. Молодые лю­ди работают везде: и в автопарках, и на хлебозаводах, и в сбербанках.

А как же подвиг?

И всё же мне кажется — есть место подвигу в любой обстанов­ке и при любых занятиях. Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его победой над собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над жела­нием закрыть глаза и ждать смерти. Положение, в котором оказался этот мужественный человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.

Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое по­двиг.

Человек в основе своей всегда устремлён к хорошему. Haдо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал ухо­дить от этого устремления. Мы живём в большом общежитии, и надо уметь любить своих товарищей, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.

Жизнь пестра и разнообразна. На одном её полюсе горение и мужество, на другом — тунеядство и трусость. На одном — высокий порыв, жажда знаний, на другом — равнодушие, пошлость, мещанство. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу пойдёт человек, зависит от него самого.

(Н. Дубинин)

Рыбалка

(1) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. (2) В сумерки луга похожи на море. (3) Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. (4) Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, а высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

(5)В лугах тянется на много километров старое русло Оки. (6) Его зовут Прорвой. (7) Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. (8) Берега заросли столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.

(9) Над Прорвой часто стоит лёгкая дымка. (10) Цвет её меняется от времени дня. (11) Утром это голубой туман, днём — белёсая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. (12) Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.

(13) По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. (14) Он густ, прохладен и целителен.

(15) Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по много суток. (16) Чтобы получить отдалённое представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один день там. (17) На Прорву я приезжаю на лодке. (18) Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, сапёрная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности.

(19) На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. (20) 0дно из них — это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами. (21) Там я разбиваю палатку.

(22) Палатка устроена. (23) В ней тепло и сухо. (24) Фонарь висит на крючке. (25) Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго; на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнёт кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнёт разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдёт над просторами вечерней земли.

(26) Шатры чёрных ив нависают над головой. (27) Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. (28) Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались «сенью». (29) Под сенью ив... (30) И почему-то в такие ночи созвездие Ориона называешь Стожарами, а слово «полночь», которое в городе звучит, пожалуй, как литературное понятие, приобретает здесь настоящий смысл. (31) Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звёзд, и горечь воздуха, и далёкий костёр в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное, — всё это полночь.

(32) С каждым часом ночь холодеет, к рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом, и трава седеет от первого утренника.

(33) Пора вставать. (34) На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звёзды. (35) Восходит солнце. (36) Иней тает. (37) Прибрежные пески делаются тёмными от росы.

(38) Я кипячу крепкий чай в жестяном закопчённом чайнике; всё утро я ловлю рыбу.

(39) К этим дням, проведённым на Прорве, целиком относятся слова Аксакова: «На зелёном цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды. (40) Природа вступит в вечные права свои. (41) Вместе со свежим воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе».

(По К. Г. Паустовскому)

Константи́ н Гео́ ргиевич Паусто́ вский (1892— 1968) — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ока — это старое русло реки Прорвы.

2) На реке Прорве у рассказчика есть любимые места, где он проводит время вдали от людей.

3) Каждую весну рассказчик подолгу живёт на Прорве, наблюдая за природой.

4) Природа помогает рассказчику понять значения старых слов.

5) Окружающая природа даёт чуткому и внимательному человеку ощущение гармонии с миром и с собой.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 7—8 представлено описание.

2) Предложение 11 поясняет, раскрывает содержание предложения 10.

3) Предложения 15—17 содержат описание.

4) В предложении 30 представлено повествование.

5) В предложениях 40—41 содержится рассуждение.

 

24. Из предложений 11—15 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 5—11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Рассказ К. Г. Паустовского „Луга" пронизан любовью к родной природе. Писатель замечает краски, звуки, самые тонкие детали в окружающем мире, а поделиться своими наблюдениями с читателями ему помогают разнообразные художественные средства, среди которых тропы: (А)___ („опрокинулось бледной зеленеющей чашей“ в предложении 4, „как ключевая вода“ в предложении 11) и (Б)___ („горечь воздуха" в предложении 31, „разлетятся... надежды" в предложении 39), а также синтаксическое средство — (В)___ (в предложениях 7, 31). Приём — (Г)___ (предложения 39—41) — придаёт повествованию философское звучание».

Список терминов:

1) диалектизм

2) сравнение

3) восклицательные предложения

4) цитирование

5) фразеологизм

6) анафора

7) вопросно-ответная форма изложения

8) метафора

9) однородные члены предложения

РЯБИНКА

(1)Выросла рябинка при дороге.

(2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4)Наступил август. (5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костёр на юру. (7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.

(8)Шла мимо девочка. (9)Увидела рябинку, поахала.

(10)­­-Возьму-ка я одну веточку. (11)Одна веточка-это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12)И она была по-своему права.

(13)Ехал на машине усатый дядька.

(14)-Ух ты…(15)Прямо картинка…(16)Шикарно!

(17)Он остановил машину, вылез из-за руля. (18)Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

(19)-Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20) Что ж, он был по-своему прав.

(21)Под вечер шли туристы.

(22)-Хорошая рябинка, правда, ломанная. (23)Ну, Зинка, чур, всем по одной ветке. (24)Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25)Мы народ организованный, должны подавать пример…

(26)Шел в сумерках влюблённый.

(27)-Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28)Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29)На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30)Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

(31)-Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет…(32)А Люсенька обрадуется.

(33)На другой день ехал хозяйственник.

(34)-Что это ещё за уродец? - строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35)-Убрать. (36)Срубить. (37)А то весь вид портит.

(38)И он был по-своему прав.

(39)В этой истории все правы. (40)Виноватых нет. (41)Но и рябинки тоже нет.

(По Н. Соколовой)

 

СВЕРЛО

В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят — удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки — специальные пробки, — и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла — на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) — куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

(Феликс Кривин)

Свидетельница говорит правду

Председатель суда вызвал двадцать третьего свидетеля, каковым оказалась старуха.
Бросив на обвиняемого полный сочувствия взгляд, она кашлянула, покраснела, стерла носовым платком капли пота со лба и подняла правую руку для клятвы с таким видом, будто у нее из носа внезапно хлынула кровь.
— Клянусь! — произнесла она наконец, потому что этого потребовал секретарь суда. Председатель начал:
— Вы, свидетельница, знали доктора. Он обвиняется в том, что его преступная небрежность привела к смерти пациента. Не скрывайте от нас ничего, что могло бы способствовать выяснению всех обстоятельств дела. Из документов следует, что вы некоторое время были в услужении у его семьи. Верно ли это?
— Да, господин председатель.
— Тогда расскажите нам, как он к вам относился.
— Ах, боже мой. господин председатель! Паинькой он не был. Прямо-таки отравлял людям жизнь, никакого сладу с ним не было! Чуть что — орал, будто его режут. Ужасно нервный был.
— Все это важно, но я хочу обратить ваше внимание на главный момент. Скажите, насколько уверенно держался доктор? Не дрожали ли у него руки, когда он что-нибудь держал?
— Что вы, господин председатель! Ему ничего нельзя было в руки дать. Сунешь ему что-нибудь, а он тут же уронит.
— Итак, вы видите, господа присяжные заседатели, что обвиняемый был не в состоянии сделать даже самую пустяковую операцию. Еще один вопрос: был ли доктор аккуратен?
— Да нет, куда там! Грязь разводил страшнейшую.
— Все это очень серьезно, господа. Это свидетельское показание полностью подтверждает данные наших судебных экспертов. И последний вопрос: почему ушли от доктора?
— О, господин председатель, это было так давно, что я уже толком не помню. Видите ли, у нас, кормилиц, так оно и бывает: сперва нас возьмут, а потом и рассчитают. Должно, его мамаша простилась со мной, как только отучили ребенка от груди, а с тех пор — как времечко-то бежит! — я ни разу до сего дня не видела крошку!


Г. де ПАВЛОВСКИ (Австрия)

 

СКАЗКА О ДВУХ МУЖИКАХ

Я пару лет назад общался с китайцем. Он мне говорил, что основные проблемы возникают потому, что люди из разных стран в детстве читают разные сказки. И привел пример из китайского фольклора. Жили-были два мужика. Случилось так, что стали cмертельными врагами... И вот сошлись они в схватке. Один был явно сильнее, быстро второго на землю кинул, вытащил меч и приставил к горлу. Глядит - а поверженный соперник лежит, дрожит, смотрит жалобно, помирать ну совсем не хочет. Пощадил тогда сильный своего слабого противника, плюнул и говорит: «Ты такой жалкий, что тебя даже убивать противно. Живи с осознанием своей никчемности, это будет тебе лучшим наказанием». И повернулся, чтобы уйти. А этот второй, слабый и жалкий, подскочил быстренько и, не будь дурак, сунул первому кинжал под лопатку.

- И вот как ты можешь охарактеризовать этих двоих? - спрашивает меня мой китайский знакомый.

Я, естественно, говорю:

- Первый - сильный и благородный, а второй - ничтожный и презренный, напал со спины на того, кто только что ему жизнь подарил.

- Вот-вот, - смеется мой китаец. - В русской да и в европейской культуре именно так: благородство и честь против трусости и предательства. В китайской же сказке мораль совсем другая. Первый - просто дурак: если уж не убил врага, то хотя бы никогда не поворачивайся к нему спиной. А вот второй - вовсе не жалкий, он как раз сильный. Потому что в итоге он победил.

Как именно победил - для китайца не важно. Важен результат.

По книге Владимира Марченко.

C ЛЕГКИМ ПАРОМ, ИНСЕКТ!

Да, была очевидная неспортивность в том, с какими превосходящими силами человек прямоходящий кинулся на борьбу с отдельными видами членистоногих и прямокрылых, именуя их паразитами.

Cгребя бессловесного инсекта за воротник, он бросил его в поле сильного увеличения микроскопа и на кончике платиновой иглы стал подносить к тараканьему либо блошиному личику химикаты один ужасней другого. Так на грани истребления, как волк в недавние времена, оказались моль, мокрица, блоха и, извините, вошь.

Но не все, не все доброе заглохло еще в человеке. И руководство Лисичанской шахты имени 60-летия советской Украины – даже еще до заметок в прессе «Сохранить таракана! » или «Как живешь, вошь? » - задумалось: а отчего, собственно, инсекты – такие непереносимые паразиты, с неуживчивым и тяжелым характером? А оттого, возникал ответ, что где уж насекомому уберечь от истрепки нервы в условиях травли, гонения и аэрозольных преследований!

А ежели с душой подойти к насекомому? Чтобы вздохнуло оно полной грудью, распрямило плечи и сказало, не вгрызаясь в человека: «Спасибо тебе, человек! »? Но тревожило: будет ли крепка дружба шахтера и насекомого? Удастся ли их симбиоз? Убавится ли назойливость тараканов?

И в бытовом корпусе с душевыми и раздевалками на две тысячи работников недр развернулся эксперимент. Было тонко в нем учтено, что техника может вклиниться в срастание человека и таракана, вклиниться и его осложнить. (Заползет в вентиляцию таракан – тут и травмирует его лопастями, а то и током поразит. Так через технику и усугубится недоверие насекомого к человеку. )  Поэтому, когда повсеместно вышла из строя в бытовом корпусе вентиляция, её гуманно не отремонтировали. Когда повсеместно стали подтекать краны, напуская на пол парные лужи, краны не починили. И от луж, затягивая не любимые насекомыми пластмассы и облицовки, распространилась во все стороны серо-зеленая плесенца.

И отмякли сердца, откликнулись на добро тараканы, сороконожки, мокрицы. И побанившись в лужах на полу, доверчиво ползут они в шкафчики со сменной одеждой. Здесь, в карманах, где конфеткой посластишься, где табачной крошкой. Подлинная гармония человека и таракана наступила в двухтысячедушном бытовом комплексе Лисичанской шахты.

И один какой-то руководящий ИТР, сидя в банном халате и принимая чай из рук завернутого в вафельную простыню коллеги, недоверчиво оттопыривал губу и говорил:

- Нет, не верю! За такие сжатые сроки насекомое с человеком побрататься не может!

- А вот подлинно может, - от волнения даже вываливаясь на две трети из простыни, говорил коллега. – И молодым своим матерый таракан теперь прививает новое отношение к человеку. В душевых молодые таракашки уже с рук мыло едят! Как белочки в городском саду. Вот домоемся сейчас и заглянем туда – сами увидите.

И спешно руководство пошло домываться. Но не в бытовом, понятно же, комплексе, а рядом с ним, в пятнадцатиместном самоварно-паласном раю, где членистоногих почему-то – ни-ни.

Н. Калачева, специальный корреспондент сатирического журнала «Крокодил»

СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА

Небо заволокло тучами. Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин.

" Ну что такое наша жизнь? -- рассуждал он в унисон с плачущим небом. -- Что она такое? Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... На что она нам дана? Для чего? Ведь не для печалей же бог создал мир! А выходит наоборот. Слез больше, чем смеха... Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок. " Н-да, -- продолжал он задумчиво, -- в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич. А для чего, спрашивается, для чего? " Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу. " А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. Вот, например, идет богатая похоронная процессия. Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. Факельщики важно выступают с фонарями. На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? Пригрел ли бедняка? Конечно, нет... Мишура!.. "

 -- Что вам, Семен Иваныч? -- Да вот затрудняюсь оценить костюм. По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит -- детишки больны, лечить надо. -- И шесть много. Больше пяти не давайте. Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен...

" Нда-с, так вот она -- жизнь. А за катафалком тянется сосновый гроб. Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? Конечно, нет... "

-- Что там еще? -- Шубку старуха при

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...