Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 а) основная литература:
Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. М., 2007. 12 декабря 1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993 года. 2. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ. 3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъекта РФ» от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ (с изм. и допол.) 4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ. 5. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. 6. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, (вступ. в силу 01 февраля 2005 г. 7. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 г. № 451-ФЗ. 8. Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ, (вступ. в силу 01.06.2007г.) 9. Указ Президента РФ «О мерах по предупреждению дисциплины в системе государственной службы» от 06 июня 1996 г. № 810. 10. Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885. 11. Указ Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)» от 19 ноября 2002 г. № 1336//Российская газета от 23 ноября 2002 г. 12. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09 марта 2004 г. № 314. 13. Указ Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» от 01 февраля 2005 г. № 110 14. Указ Президента РФ «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» от 01 февраля 2005 г. № 111
15. Указ Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» от 01 февраля 2005 г. № 112 16. Указ Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим» от 01 февраля 2005 г. № 113 17. Указ Президента РФ «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ» от 16 февраля 2005г. № 159 18. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела» от 30 мая 2005 г. № 609 19. Указ Президента РФ «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» от 27 сентября 2005 г. № 1131 20. Указ Президента РФ «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» от 31 декабря 2005 г. № 1574 21. Указ Президента РФ «О перечне сведений отнесенных к государственной тайне» от 11 февраля 2006 г. № 90 22. Указ Президента РФ «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулирование конфликта интересов» от 03 марта 2007 г. № 1269 23. Постановление Правительство РФ «Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» от 19 января 2005 г. № 30 24. Постановление Правительства РФ «Об индексации пенсий федеральных государственных служащих» от 31 мая 2005 г. № 346 25. Постановление Правительства РФ «Положение о Правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ» от 28 сентября 2005 г. № 587
26. Распоряжение Правительства РФ «О концепции административной реформы в 2006-2008 годах» от 25 октября 2005 г. № 1789-р 27. Закон Нижегородской области «О государственных должностях Нижегородской области и реестре должностей государственной гражданской службы Нижегородской области» от 30 декабря 2005 г. № 225-З, (с изм. от 13 марта и 7 июля 2006 г.). 28. Закон Нижегородской области «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О нормативных правовых актах в Нижегородской области» от 14 марта 2006 г. № 22-З 29. Закон Нижегородской области «О государственной гражданской службе Нижегородской области» от 10 мая 2006 г. № 40-З 30. Закон Нижегородской области «О классных чинах государственной гражданской службы Нижегородской области» от 10 мая 2006 г. № 41-З 31. Закон Нижегородской области «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области и должности государственной гражданской службы Нижегородской области» от 09 сентября 2003 г.№ 76-З (с изм. от 11 мая и 26 октября 2006 г.) 32. Указ Губернатора Нижегородской области «О мерах по проведению административной реформы органов исполнительной власти Нижегородской области на 2006-2008 годы» от 05 июля 2005 г. № 43 33. Распоряжение Губернатора Нижегородской области «О формировании высшей аттестационной комиссии» от 11 мая 2006 г. № 421-р Научная литература 1. Пихои Р.Г. История государственного управления в России: учебник / 2-е издание переработанное и дополненное. М.; Изд-во РАГС, 2002. 2. Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба В России: отечественный опыт организации и современность: учеб. пособие. М.; Изд-во РАГС, 2003. 3. Мельников В.П. Государственная служба в России: исторический опыт: учеб. пособие. М.; Изд-во РАГС, 2005. 4. Турчинов А.И. Государственная гражданская служба России: опыт и проблемы становления: учеб. пособие. М., 2005. 5. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учеб. пособие. М., 2005. 6. Игнатова В.Г. Государственная гражданская служба: учебник / 2-е изд. перераб. и доп. М., 2005. 7. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральному закону от 27 июня 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под общ. ред. Г.В.Мальцева и И.Н. Барцица. М., 2005.
8. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств / А.Ф. Ноздрачев и др. М., 2005. 9. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под общ. ред. Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова. М., 2006. 10. Соколов В.М., Турчинов А.И. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: учеб. пособие. М., 2006. 11. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / 2-е изд. перераб. и доп. М., 2007. 12. Черепанов В.В. Иванов В.П. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. пособие. М., 2007. б) дополнительная литература: 1. Карпенко А. Профессия – государственный служащий // Государственная служба, №2/2005г. 2. Марченко И. О системе управления государственной службой // Государственная служба, №3/2005г. 3. Гусев А. Проблемы законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации // Государственная служба, №6/2005г. 4. Магомедович К. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы: социологический аспект исследования проблемы // Государственная служба, №6/2005г. 5. Васильев В. Индивидуальные служебные споры: правовое регулирование // Государственная служба, №6/2005г. 6. Дубик С. Государственная служба Российской Федерации: основные направления реформирования и развития // Государственная служба, №2/2006г. 7. Турчинов А. Проблемы формирования системы управления государственной гражданской службой // Государственная служба, №3/2006г. 8. Беленко Н. Российская федеративная государственность: этапы становления и развития // Государственная служба, №3/2006г. 9. Романов Е. Социальное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих // Государственная служба, №4/2006г. 10. Егоров В. Государственная власть и государственная служба в России: к новому качеству // Государственная служба, №5/2006г.
11. Соломатин Е. Формирование кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе // Государственная служба, №5/2006г. 12. Максимов М., Соломатин Е. О механизме реализации конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе // Государственная служба, №6/2006г. 13. Мельников В. Практика квалификационной оценки госслужащих России. Исторический опыт // Государственная служба, №1/2007г. 14. Волгин Н., Вагина Л. Оплата труда государственных гражданских служащих // Государственная служба, №1/2007г. 15. Сотникова О. Муниципальные образования в условиях реформирования // Государственная служба, №2/2007г. 16. Воронин И. Инновационные технологии в управлении муниципальной службой: проблемы реализации // Государственная служба, №3/2007г. 17. Ажирбаева О.Р. Меры предупреждения коррупционной преступности: проблемы и возможные пути их решения // Чиновник, №2/2006г. 18. Южаков В.Н. Чистота закона // Чиновник, №3/2006г. 19. Анимица Е.Г. Факторы и условия развития местного самоуправления в России // Чиновник, №5/2006г. 20. Кутафин О. Конституционно-правовые и международно-правовые основы российской модели местного самоуправления // Муниципальная власть, №3/2006г. 21. Мокрый В. О развитии нормативной базы местного самоуправления // Муниципальная власть, №3/2006г. 22. Толстикова И. Содержание структуры органа местного самоуправления // Муниципальная власть, №3/2006г. 23. Мокрый В. Статус муниципального служащего будет единым для всех регионов России // Муниципальная власть, №5/2006г. 24. Максимов А. Опыт регулирования штатной численности муниципальных служащих и разработки примерной структуры органов местного самоуправления // Муниципальная власть, №5/2006г. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: · справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru); · справочно-правовая система «Гарант» (www.garant.ru); · официальные сайты органов государственной власти РФ: http://president.kremlin.ru - Президент Российской Федерации. http://www.duma.gov.ru - Государственная Дума. http://council.gov.ru - Совет Федерации. http://www.government.ru - Правительство РФ http://www.ksrf.ru - Конституционный Суд РФ. http://www.supcourt.ru - Верховный Суд РФ. http://ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по правам человека в РФ. http://www.cikrf.ru - официальный Интернет-портал Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. http://www.vibory.ru/Regs/iz_koms.htm. - сайты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. http://www.gov.nm.ru - сайты федеральных и региональных органов государственной власти. http://www.vibory.ru/par_site.html. - сайты политических партий.
www.igpran.ru/rus/magazine/ - Официальный сайт журнала «Государство и право». www.rg.ru - Официальный сайт газеты «Российская газета».
Приложение 1.
ТЕМА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Общая характеристика и основные направления развития законодательства РФ о муниципальной службе. В Конституции РФ понятие муниципальной службы еще не было определено и использовано, и тем не менее ряд конституционных положений имеют прямое отношение к современному правовому регулированию муниципальной службы. В частности, анализ пунктов «К» и «Н» части 1 статьи 72 Конституции позволяет сделать вывод о том, что вопросы муниципальной службы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, поскольку к совместному ведению в пункте «К» отнесены такие отрасли Российской правовой системы, как административное и трудовое законодательство, а именно эти отрасли непосредственно регулируют муниципально - служебные отношения; равно и «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» (пункт «Н») также имеет прямое отношение к деятельности не только государственного, но и муниципального аппарата. На муниципальную службу «работает» и ряд других конституционных положений. Так, провозглашенное в части 1 статьи 131 Конституции право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления, являясь одной из публичных функций местного самоуправления, несомненно, предполагает необходимость организации и деятельности аппарата муниципальной службы. Сказанное означает, что по муниципальной службе (как предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов) должны издаваться федеральный (т.н. «рамочный») закон и принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Впервые понятийный аппарат, относящийся к муниципальной службе, появился в семи статьях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 года, разработанного в соответствии с конституционными установками. Однако данные семь статей ещё не позволяли приступить к непосредственному формированию муниципальной службы в муниципальных образования Российской Федерации; их значение состояло в другом: во-первых, сама профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий определялась как муниципальная служба; во-вторых, стало очевидным, что предстоит разработка специального законодательства о муниципальной службе; в-третьих, Федеральный закон о местном самоуправлении четко распределил полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере правового регулирования муниципальной службы. В частности, к федеральному уровню отнесено «регулирование основ муниципальной службы» [11, п.17 статьи 4]; это означает, что федеральный центр не разрабатывает всех деталей правового регулирования муниципальной службы, ограничиваясь лишь установлением определенных рамок, основ ее правового регулирования, обязательных для всех субъектов Федерации. И такой Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» №8-ФЗ был подписан Президентом РФ 8 января 1998 года. В преамбуле закона подчеркивается, что он «устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации». Определяя законодательную основу муниципальной службы, Федеральный закон закрепил две основополагающие ее характеристики: - муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ, законами субъектов РФ; - на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом об основах муниципальной службы [см.: 12, пункты 1,3 статьи 4]. Последнее положение в полной мере соответствует статье 11 Трудового кодекса РФ, предусматривающей распространение Кодекса на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем; при этом Кодексом установлены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, в их числе государственных и муниципальных служащих. К уровню субъектов Федерации отнесено «законодательство о муниципальной службе» [11, п. 14 статьи 5] или в иной редакции – «законодательное регулирование вопросов муниципальной службы» [12, п.2 статьи 4]; это означает, что каждый субъект РФ должен иметь свой пакет региональных законов, на основе которых муниципальная служба и должна быть сформирована и развиваться в каждом муниципальном образовании. В этот пакет входят такие законы, которые регулируют как в целом муниципальную службу в субъекте Федерации, так и отдельные ее аспекты: например, порядок присвоения квалификационных разрядов, порядок исчисления стажа муниципальной службы, социальные гарантии муниципального служащего и другие. Главная проблема, с которой столкнулись субъекты РФ, заключалась в том, что им предстояло в короткий срок 6 месяцев (так требовал п. 2 ст.21 Федерального закона о муниципальной службе) разработать собственные законы о муниципальной службе, не имея никакого опыта правового регулирования в этой сфере. Практически повсеместно были приняты законы, которые «вынужденно» содержали большое число отсылочных норм к нормативным правовым актам, которые в последующем предполагалось принять. И реально законотворческий процесс на уровне субъектов РФ сильно растянулся и затянулся, что негативно отразилось на первоначальном развитии муниципальной службы. Наконец, к местному уровню Федеральным законом о местном самоуправлении отнесено правовое регулирование «условий и порядка организации муниципальной службы» [11, п/п 12 п. 1 статьи 8 и п. 2 статьи 21]. В частности, предписывалось, что в уставах муниципальных образований (в соответствии с законами субъектов РФ и Федеральным законом) должна быть определена правовая регламентация муниципальной службы по четырем конкретным позициям: 1) требования к должностям; 2) статус муниципального служащего; 3) условия и порядок прохождения муниципальной службы; 4) управление службой. Органы местного самоуправления, как и региональные органы государственной власти, также столкнулись с определенными трудностями в правовом регулировании муниципальной службы, воспользовавшись возможностью «опережающего право творчества», закрепленной в п. 1 статьи 22 Федерального закона о муниципальной службе: «Впредь до принятия субъектами Российской Федерации законов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, вопросы, подлежащие регулированию законами субъектов Российской Федерации, могут регулироваться уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований, принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом». Разрешенная Федеральным законом практика опережающего правотворчества для органов местного самоуправления в конечном итоге привела к тому, что в правовой базе муниципальной службы, формируемой на местном уровне, появилась масса нестыковок и противоречий, устранение которых не проведено на должном уровне. Наибольшие затруднения в местном правотворчестве вызывало правовое регулирование тех аспектов муниципальной службы, которые Федеральным законом отнесены непосредственно к ведению субъектов РФ и которые должны были единообразно регулироваться посредством соответствующих законов; к числу таких организационно-правовых вопросов можно отнести: реестр муниципальных должностей муниципальной службы; соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы; порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальных служащих и ряд других. Таким образом, на первоначальном этапе формирования муниципальной службы региональные законы и муниципальные правовые акты оказались разобщенными, в должной мере несостыкованными как между собой, так и с законодательством о государственной службе. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года сохраняет сложившиеся подходы в развитии законодательства о муниципальной службе, в частности в общей форме записано: «Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований» (статья 42). Проводимое реформирование государственной службы Российской Федерации, несомненно, затронет и муниципальную службу, потребует дальнейшего совершенствования ее правовой базы, поскольку остаются неразработанными механизмы взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой. Нормативное (законодательное) определение муниципальной службы и ее сущностные характеристики. Понятие «муниципальная служба» является сравнительно новым для российского законодательства, поскольку в советский период оно не использовалось, в этом не было необходимости: прежние органы местного самоуправления (а это были местные Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты) одновременно являлись и местными органами государственной власти. И, таким образом, работники органов местного самоуправления относились к служащим государственного аппарата. Выделение муниципальной службы в самостоятельный вид публичной службы было предопределено статьей 12 Конституции РФ, согласно которой «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», а следовательно и аппарат этих органов организационно выведен из системы государственной службы Российской Федерации. В настоящее время в федеральном законодательстве имеются два различных (хотя и весьма схожих) понятия муниципальной службы. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года муниципальная служба определялась как «профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий» (п. 1 статьи 1). В Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 года это понятие было уточнено: «Муниципальная служба – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной» (п.1 статьи 2). Данные нормативные определения муниципальной службы позволяют выделить ряд ее сущностных характеристик: 1) характеристика службы как муниципальная означает ориентацию ее на решение вопросов местного значения через формируемые в муниципальных образованиях органы местного самоуправления; 2) служебная деятельность должна быть профессиональной, т.е. не столько основным родом занятий данного гражданина, сколько характеристикой его трудовой деятельности как основанной на сплаве трех элементов: профессиональных знаний (базирующихся на специальном профессиональном образовании, отвечающем квалификационным требованиям по замещаемой муниципальной должности муниципальной службы), практических навыков и умений. Только профессиональный характер деятельности муниципального служащего позволяет ему эффективно решать задачи, вытекающие из его должностных обязанностей; 3) профессиональная деятельность осуществляется на постоянной основе. Данная сущностная характеристика муниципальной службы должна рассматриваться в контексте статей 58 и 59 Трудового кодекса Р.Ф., поскольку «поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде…» (п. 1 ст. 20 Федерального закона о муниципальной службе), т.е. на основании трудового договора. По общему правилу трудовые договоры могут заключаться на неопределенный срок либо срочные – на определенный срок не более пяти лет. Что касается срочного трудового договора, то он может заключаться по инициативе работодателя (в частности, органа местного самоуправления) либо работника (в том числе поступающего на муниципальную службу) только по тем основаниям, которые перечислены в статье 59 Трудового кодекса РФ (а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами). В частности, на муниципальной службе срочный трудовой договор заключается органом местного самоуправления, как правило, с теми гражданами, которые поступают «на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц… в органах местного самоуправления…» (статья 59 Трудового кодекса РФ), т.е. на муниципальные должности муниципальной службы категории «Б». Таким образом, постоянная основа профессиональной служебной деятельности означает, что в муниципальном аппарате абсолютное большинство трудовых договоров должно заключаться с муниципальными служащими на неопределенный срок. Независимо от формы трудового договора муниципальная служба оплачивается за счет средств местного бюджета; 4) муниципальная служба направлена на исполнение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Определение конституционного термина «Орган местного самоуправления» (статьи 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132 Конституции РФ) дано в глоссарии Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года: «органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения» [13, ч.1 статьи 2]. Тем же законом определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [см.: 13, ч.1 статьи 34]. Данным сущностным признаком подчеркивается, что никакая работа на муниципальных предприятиях, в муниципальных учреждениях и муниципальных организациях, занимающихся хозяйственной деятельностью, не может быть отнесена к муниципальной службе. Исключение из этого правила составляет та часть муниципальных учреждений, которые по своему статусу являются органами местного самоуправления, наделяемыми в соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении и уставом муниципального образования правами юридического лица и образуемыми для осуществления управленческих функций [см.: 13, ч. 2 статьи 41]; 5) муниципальная служба осуществляется только на невыборных должностях и, таким образом, выборные должностные лица местного самоуправления, депутаты и члены выборных органов, сформированных на муниципальных выборах, к муниципальным служащим не относятся и муниципальную службу не осуществляют. Основные задачи и функции муниципальной службы. Специфика задач муниципальной службы обусловлена ее предназначением – обеспечить полномочия местного самоуправления, которыми муниципальные органы власти наделяются федеральным законом в целях решения вопросов местного значения. 1. Ключевой задачей муниципального аппарата, функционирующего в сфере публичной власти, является обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования. Это – конституционная задача, ибо она закреплена в Основном законе страны: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [9, статья 18]. Другими задачами являются: 2. Организационно – правовое обеспечение всего управленческого цикла местных органов власти: подготовка, принятие, организация исполнения и контроль за реализацией устава муниципального образования и иных муниципальных правовых актов. 3. Одновременно муниципальная служба призвана обеспечить исполнение на территории муниципального образования Конституции РФ, федерального законодательства, законов соответствующего субъекта Федерации, а также отдельных государственных полномочий Российской Федерации и ее субъектов, передаваемых органам местного самоуправления. В правотворческом процессе и правоприменительной практике на местном уровне муниципальная служба призвана стоять на защите прав и законных интересов населения муниципального образования, обеспечивая сотрудничество и взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, а также иными субъектами хозяйственной деятельности, расположенными на территории поселений, муниципальных районов и городских округов. 4. Оптимизация социально – экономических и иных условий жизнедеятельности населения, удовлетворение его потребностей в каждом муниципальном образовании. Преобразование современной России в социальное государство [см.: 9, статья 7] объективно предопределяет и трансформацию муниципальных органов власти и их аппаратов в один из основных социальных институтов формируемого гражданского общества. 5. Безотлагательное создание в муниципальных образованиях реального организационно – правового механизма решения населением вопросов местного значения. Это новая постановка задачи, обусловленная перенесением акцента в определении и самой концепции местного самоуправления, разработанными в новой редакции Федерального закона о местном самоуправлении от 6 октября 2003 года: вместо ныне принятого понимания местного самоуправления как деятельности населения по решению местных дел в указанном законе местное управление определяется как форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает «самостоятельно и под свою ответственность решение (выделено автором) населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения…» [13, ч. 2 статьи 1]. Речь в законе, таким образом, идет о необходимости активизации на местном уровне в первую очередь форм прямой демократии. В этой связи закон не только сохраняет уже сложившиеся организационные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, но и существенно расширяет их перечень [см.: 13, глава 5]. Одновременно устанавливается обязанность муниципальных органов, их должностных лиц (наряду с государственными органами и их должностными лицами) содействовать населению в реализации его конституционных прав на самостоятельное решение вопросов местного значения [см.: 13, ч. 2 статьи 33]. Очевидно, что данные положения должны быть не только конкретизированы в региональных и муниципальных правовых актах, но и через настойчивую организаторскую деятельность структур муниципальной службы реализованы на практике, иначе организационно – правовой механизм, о котором говорилось выше, не появится. Соотношение муниципальной и государственной службы. При ближайшем рассмотрении соотношение муниципальной и государственной службы обусловлено принадлежностью первой – к аппарату органов местного самоуправления, а второй – к аппарату органов государственной власти и иных государственных органов. До 1993 года это был единый государственный аппарат, и лишь с принятием Конституции РФ было проведено организационно – правовое обособление не только органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, но и их аппаратов – муниципальной службы от государственной службы. С этого времени начинается автономное, самостоятельное развитие структур и муниципальной, и государственной службы. Однако это организационно-правовое обособление не должно иметь и согласно действующему законодательству Российской Федерации не имеет какого-либо существенного значения, поскольку оба вида службы являются профессиональной деятельностью граждан по обеспечению и исполнению полномочий органов публичной власти. Более того, федеральная государственная служба, государственная гражданская служба субъектов РФ и муниципальная служба в силу схожести их специфики основываются на единых принципах правового регулирования вопросов: поступления на службу, ее прохождения, ограничений на службе, оплаты служебной деятельности, назначения на должность, освобождения от должности, увольнения со службы, исчисления стажа муниципальной и государственной службы, предоставления социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение. При этом время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж государственной службы в случае перехода на нее; а сам переход их одного вида службы в другой каких – либо искусственных препятствий не имеет. Выводы по теме: 1. Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется одновременно на федеральном, региональном и местном уровнях на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. 2. В действующем законодательстве РФ муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. 3. Специфика задач муниципальной службы обусловлена ее предназначением – обеспечить полномочия местного самоуправления. 4. Несмотря на организационно-правовое обособление муниципальной службы от государственной службы, оба виды службы в силу схожести их специфики основываются на единых принципах правового регулирования их организации и прохождения.
Приложение 2. Тестовые задания для самостоятельной проверки и закрепления изученного на лекциях учебного материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|