Основные первичные понятия
Анализ (разложение) - расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Форма - строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием. Рефлексия (обращение назад) - 1. Размышление, самонаблюдение, самопознание. 2. Форма теоретической деятельности человека направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. Тип - 1.Единица расчленения изучаемой реальности в типологии. 2. Высшее подразделение в систематике чего-нибудь. Вид - подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела - рода. Структура (строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. Аспект - точка зрения, с которой рассматривается явление, понятие, перспектива; взгляд на что-нибудь. Функция - заранее определенная операция над данными. Общая функция урока - целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Цель - 1. То к чему стремятся, что надо осуществить. 2.Заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Задача - 1. То, что требует исполнения, разрешения. 2. Поручение, задание Задача обучения - один из методов обучения и проверки знаний и практических навыков учащихся.
Обучение - передача кому-нибудь какие-нибудь знания, умения и навыки. Обучение - планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство: в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Развитие - процесс перехода от одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, культурной и общественной деятельности. Воспитание - навыки поведения привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Метод - форма практического и теоретического освоения действительности, исходя из закономерностей изучаемого объекта Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем. Метод обучения - это осознанный, схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности. Приемы обучения - это одна или несколько конкретных операций, преследующих достижение частных, вспомогательных целей того или иного метода. Связь методов с приемами - одни приемы обслуживают определенные методы, другие пригодны при всех методах, но при всех условиях они выступают в качестве элементов реализуемых методов и методик обучения, вариантно и по выбору, осуществляемому учителем, выступающих в качестве средств и способов достижения конкретных, частных его целей.
Знания - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Умения - способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом. Навыки - умение, созданное упражнениями, привычкой. Способ - действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего - нибудь. Прием - 1. Отдельное действие, движение. 2. Способ в осуществлении чего-нибудь. Средство - прием, способ действия для достижения чего-нибудь.
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ
Комбинированный урок 1. Организационный этап. Целевая направленность. 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся. 4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мини цель. 5. Этап усвоения новых знаний. 6. Этап закрепления новых знаний. 7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. 8. Результативность достижения целей урока. Урок усвоения нового материала 1. Организационный этап. Целевая направленность. 3. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. 4. Этап усвоения новых знаний. 5. Этап закрепления новых знаний. 6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. 7. Результативность достижения целей урока. Урок закрепления изучаемого материала 1. Организационный этап. Целевая направленность. 2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. 3. Этап закрепления полученных знаний. 4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. 5. Результативность достижения целей урока. Урок повторения изученного материала 1. Организационный этап. Целевая направленность. 2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. 3. Этап повторения. 4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. 5. Результативность достижения целей урока. Урок систематизации и обобщения изученного материала 1. Организационный этап. Целевая направленность. 2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. 3. Этап обобщения и систематизации изученного.
4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. 5. Результативность достижения целей урока. Урок проверки и оценки знаний учащихся 1. Организационный этап. Целевая направленность. 2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. 3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся. 4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. 5. Результативность достижения целей урока. Личностно - ориентированный урок Личностно - ориентированный урок, в отличие от урока традиционного, изменяет: 1. Тип взаимодействия "Учитель - Ученик", от командного стиля к СОТРУДНИЧЕСТВУ. 2. Ориентацию учителя в ходе урока на АНАЛИЗ не столько РЕЗУЛЬТАТОВ, сколько процессуальной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ученика. 3. Позицию ученика: от прилежного исполнения к активному ТВОРЧЕСТВУ. 4. Мышление учащихся - РЕФЛЕКСИВНОЕ, то есть, нацеленное на РЕЗУЛЬТАТ. 5. Характер складывающихся на уроке отношений. Главное в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся через его учебно-познавательную деятельность.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
При подготовке и проведении ЛО урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план УЧЕНИКА, затем деятельность, определяя собственную позицию.
Карта наблюдения за результативностью личностно- ориентированного урока. Программа наблюдения ЛО урока: 1. Постановка целей перед учащимися с учётом особенностей класса. 2. Методы, приёмы и средства их достижения. 3. Оценка деятельности учителя и учащихся на уроке. 4. Уровень достижения целевых задач на ЛО уроке. Дидактическое и целевое содержание урока: 1. Материал урока соответствует по сложности избранному типу урока. 2. Формулировка цели урока совпадает с его содержательной реализацией. 3. Учителем подобран оптимальный объём материала для достижения цели урока. Ход урока: 1. Перед учащимися ставится цель урока. 2. Учитываются потребности, склонности и возможности детей в определении цели урока. 3. Представлена ли возможность учащимся соотнести цели урока с содержанием учения. 4. Обеспечивается ли понимание учащимися места данного урока в изучаемой теме. 5. Предоставляется ли учащимся внести изменения в планирование работы на уроке. 6. Чёткая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока. 7. Выбранный тип урока соответствует поставленной цели. 8. Насколько продумано чередование видов работы, типов заданий для снижения утомляемости. 9. Как наглядность урока учитывает специфику восприятия учащихся. 10.Учитель использует разные источники информации. 11.В ходе урока реализуются возможности учебного кабинета. 12.Задания учащимся предлагаются на выбор. 13.Задания предлагаются учащимся репродуктивного характера, частично-поискового, исследовательского и творческого плана. 14.Н а уроке используется формы обучения: монологическая, диалогическая, полилогическая. 15.Учитель формулирует вопросы так, чтобы выявить субъектный опыт ученика по теме. 16.Учитель поддерживает наиболее правильные версии учащихся. 17.Версии ответов, решений используются при изучении нового материала. 18.Учитель умеет обобщить и систематизировать субъектный опыт учеников при изучении темы. 19.На уроке у учащихся формируются навыки: самоконтроля и самоанализа. 20.Домашнее задание имеет оптимальный объём. 21.При определении домашнего задания даёт рекомендации, инструктаж. 22.Для некоторых учащихся даётся индивидуальное домашнее задание. 23.Домашнее задание ученикам предлагается по выбору, по форме или по содержанию. 24.Обсуждении итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников. Характер педагогического общения на уроке. 1. Учитель уважительно и внимательно выслушивает каждого ученика. 2. Используется ли учителем ситуация успеха, одобрения, поддержки, поощрения. 3. Учитель обращается к ученикам только по имени, беседа строится на равных. 4. Во время обучения ответы учащихся поддерживаются учителем. 5. Оценка процесса выполнения учебного задания. 6. При выставлении оценки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа учащихся. Уровень активности УПД учащихся на уроке. 1. Выбор учениками способа работы. 2. Обсуждение наиболее рациональных способов работы. 3. Выявление наиболее личностно значимых способов работы. 4. Организация атмосферы включённости каждого ученика в работу. 5. Создание условий для развития самостоятельности каждого ученика. 6. Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса. 7. Применялись ли на уроке различные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (УПД): а) фронтальные б) парные в) групповые г) индивидуальные д) коллективные.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ
1. Урок организации учебной дискуссии. 2. Интегрированный урок. 3. Урок с дидактической игрой. 4. Урок - деловая игра. 5. Урок - ролевая игра. 6. Урок - лекция. 7. Урок - семинар. Урок организация учебной дискуссии Одним из компонентов технологии развивающего обучения является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть учебная дискуссия. Многие учителя фактически заменяют самоорганизацию детей прямым управлением. Некоторые сводят дискуссию к обмену вопросами и ответами между учителем и учениками или смешивают ее с полемикой. Что же такое учебная дискуссия? Учебная дискуссия являет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истин, причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена идеями. Важно, что организуется поиск нового знания-оценки, ориентира для последующей самостоятельной работы. Для проведения дискуссии класс может делиться на подгруппы от 5 до 10 человек. Чем больше учащихся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится творческий потенциал. Дискуссия уступает по эффективности изложению, передаче информации, но продуктивна при этом для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентации. Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии выделим следующие: - обмен информацией; - стимулирование разных подходов к одному и тому же предмету, явлению; - сосуществование несовпадающих мнений и предложений; - возможность отвергать любое из высказываемых мнений; - побуждение участников к поиску группового соглашения. Дидактические цели и типы дискуссий Дискуссию не следует проводить, если решения заранее известны учителю и могли бы излагаться обычным способом. Проблемность является обязательным дидактическим ориентиром. Последовательность этапов группового обсуждения проблемы: - поиск и определение проблемы (затруднения), решаемые групповыми методами (путем выработки общего подхода, достижения согласия); - формулировка проблемы в ходе группового анализа, обсуждения; - анализ проблемы; - попытки найти решение проблемы (они могут представлять собой процесс, включающий обсуждение, сбор данных, привлечение дополнительных источников информации и т.д. Группа делает предварительные выводы, проводит сбор мнений и т.д., продвигаясь к согласию); В ходе традиционного, обычного урока может быть "эволюционный" переход к дискуссии: а) дискуссия с преподавателем в роли ведущего; б) дискуссия с учащимися в роли ведущего; в) дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся). Формы дискуссии В педагогической практике получили распространение также свернутые формы дискуссии: 1. "Круглый стол" - беседа, в которой на равных участвуют все участники небольшой группы учащихся. Происходит обмен мнениями как между ними, так и с остальной частью класса. 2. "Заседание экспертной группы" - обычно группа учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждает проблему в группе, а затем излагает свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с кратким сообщением по проблеме обсуждения. 3. "Форум" - обсуждение, похожее на "заседание экспертной группы", в ходе которой эта группа обменивается мнениями с классом. 4. "Судебное заседание" - обсуждение, имитирующее судебное слушание дела. 5. "Дебаты" - формализованное обсуждение, построенное на заранее фиксированных выступлениях участников двух соперничающих групп (команд). Обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется участникам для вопросов и комментариев. Подготовка дискуссии, создание временных групп Среднее число участников групп - 6 человек. Разбивка класса на группы проводится на ограниченное время (5-6 мин.). Группам ставятся задачи, направленные на подготовку базы для следующего этапа учебного процесса. Задачи временных групп: - подготовка общеклассной дискуссии; - возможная переформулировка темы дискуссии, если она зашла в тупик; - выбор варианта дискуссии или переход к планированию практических заданий, проектов и т.д.; - проведение "мозговой атаки"; - обмен мнениями, личным опытом; - постановка вопросов, проблем для предстоящего учебного исследования или общеклассной дискуссии; - выявление и обсуждение возникающих расхождений. Работая с малыми временными группами, необходимо помнить о цели, времени, итогах. Группы должны знать, какого рода результат ожидается от их обсуждения. Внутри групп назначается ведущий, выбирается докладчик. Иногда на доске (или с помощью кодоскопа) записывается перечень предложений или основных идей. Межгрупповой диалог В каждой группе распределяются роли-функции. "Аналитик" задает вопросы участникам группы по ходу обсуждения, подвергая сомнению идеи, формулировки. Протоколист" фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же обычно выступает с "позицией" от всей группы. "Наблюдатель" оценивает участие каждого члена группы на основе заданных учителем критериев. Порядок работы класса при этом таков: а) постановка проблемы; б) разбивка участников на группы, распределение ролей, пояснения учителя о том, что ожидается от участников дискуссии; в) обсуждение проблемы в малых группах; г) представление результатов обсуждения всему классу; д) продолжение обсуждения и подведение итогов. Начало дискуссии Рассадить всех участников так, чтобы каждый мог видеть лица других. Приемы, введения в дискуссию: - изложение проблемы и описание конкретного случая; - ролевая игра; - демонстрация фильма или видеозаписи, иллюстративных материалов; - приглашение экспертов; - ЭВМ и магнитофонные записи; - стимулирующие вопросы, типа "что произошло бы, если бы...?" и т.д. Руководство ходом дискуссии Учитель руководит дискуссией при помощи вопросов, не требующих однозначного ответа. Продуктивность сбора идей повышается, если учитель: - дает время на обдумывание ответов; - не допускает двусмысленных вопросов; - не игнорирует ни одного ответа; - меняет ход рассуждения (например, вопрос: "Какие еще факторы могут оказывать влияние?" и др.); - проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы; - побуждает учащихся к углублению мысли (например: "Итак, у тебя есть ответ, как ты к нему пришел?") и др. Ход дискуссии В проведении учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому. При этом воздерживайтесь от какого бы то ни было - скрытого или тем более открытого -одобрения или неодобрения. Репликами проясняйте утверждения. Важным условием руководства обсуждением является фокусирование внимания и мыслей участников на обсуждаемых вопросах. Иногда можно заметить: "Кажется, мы отошли от темы дискуссии..." При продолжительном обсуждении проводится промежуточное подведение итогов дискуссии. И тогда вступает "протоколист", подводит итоги обсуждения на текущий момент, чтобы класс лучше сориентировался в ходе дальнейшего обсуждения. Подведение текущих итогов обсуждения учителем: - резюме по основной теме; - обзор представленных" данных, сведений; - суммирование того, что уже обсуждено, и предъявление вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению; - переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов; - анализ хода обсуждения. Общий итог должен стать ориентиром для перехода к изучению следующей темы. Более подробно об учебной дискуссии Вы можете прочитать в публикациях М.В. Кларина, в т.ч. в журнале "Мир образования", №1, 1996г. Интегрированный урок Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", а с другой, - высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении, особенно в старших классах. Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов. Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д. Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации: - конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов; - конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим "родственным" дисциплинам; - создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов. Урок с дидактической игрой Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов, игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний. Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др. Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Урок - деловая игра Деловые игры (ДИ) делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные. В педагогической практике шире представлены учебные (ДИ). Их отличительные свойства: - моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций; - поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего; - наличие конфликтных ситуаций; - обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли; - использование описания объекта игрового имитационного моделирования; - контроль игрового времени; - элементы состязательности; - правила, системы оценок хода и результатов игры. Методика разработки деловых игр Этапы: - обоснование требований к проведению игры; - составление плана ее разработки; - написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры; - подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку; - уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов; - разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности. Возможные варианты структуры деловой игры на уроке: - знакомство с реальной ситуацией; - построение ее имитационной модели; - постановка главных задач группам (командам), уточнение их роли в игре; - создание игровой проблемной ситуации; - вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала; - разрешение проблемы; - обсуждение и проверка полученных результатов; - коррекция; - реализация принятого решения; - анализ итогов работы; - оценка результатов работы. Урок - ролевая игра В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы: - имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия; - ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации; - условные, посвященные разрешению, например учебных конфликтов и т.д. Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции, уроки - суды и т.д. Этапы разработки и проведения ролевых игр: - подготовительный; - игровой; - заключительный; - анализ результатов. На подготовительном этапе решаются организационные вопросы: распределение ролей, выбор жюри или экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями; предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с инструкциями, заданиями; сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения; изготовления наглядных пособий; консультации. Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решения; подготовка сообщения. Межгрупповой аспект: заслушивание сообщения групп, оценка решения. На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения. При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень ЗУН, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игр. В ролевой игре должны иметь место условность, серьезность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку. Урок – лекция 1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции -приобретение знаний учащимися самостоятельно. 2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем. 3. Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух учителей, а в старших классах возможно учителя и ученика, читающих лекций по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и за счет содержания. 4. Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей. 5. Лекция-консультация близка по типу к лекции -пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм. 6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации". 7. Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация. 8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить. Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи. Условиями эффективного проведения лекции являются: - четкое продумывание и сообщение обучаемым плана лекции; - логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них; - логичность связей при переходе к следующему разделу; - доступность, ясность излагаемого; - использование разнообразных средств наглядности и ТСО; - обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.; - итоговая беседа по теме лекции. При анализе лекции необходимо выявить: - оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущие идеи, основные понятия; - оценку оптимальности содержания материала лекции: * рациональность логики изложения; * полнота раскрытия темы; * выделение главных мыслей, ведущих понятий; * воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала; - приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляции их познавательной активности: * актуализация темы, ее практическая значимость; * четкость структуры и плана лекции; * эмоциональность и проблемный характер изложения материала; * создание ситуаций новизны, занимательности и т.д.; * использование ТСО; * осуществление межпредметных связей; - умения, формируемые у учащихся в процессе лекции, и степень их сформированности; - характер взаимодействия учителя и учащихся, способы осуществления обратной связи; - методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление; - манера поведения и характер общения учителя и учащихся; - качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень усвоения знаний. Урок – семинар Это важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Семинары отличаются от традиционных уроков: - большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару, большой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, владением навыком работы с литературой; - изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала; - изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель - регуляти
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|