Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностно-ориентированное обучение - образовательная технология

 

Л.О.О. - это не формирование Личности, а создание условий для полноценного проявления личностных функций воспитанника, т.е. - развития личности ребёнка.

ЛОО: Субъектный опыт ученика, ведущие типы деятельности.

    Субъектный опыт ученика - это его познавательная, коммуникативная, созидательная, (творческая) учебная деятельность, как технологическая основа реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся.

Каждый субъектный опыт характеризуется своим ведущим типом, имеющим особенности проявления в различных направлениях учебной деятельности ребёнка на уроке.

 


Характеристики ведущих типов субъектного опыта:

 Познавательная

 Коммуникативная

 Творческая

 1. Особенности восприятия ситуации:

Ребёнок готов к ситуации, воспринимает её адекватно, как положено.

Ситуацию воспринимает как общение, готов к нему в любой деятельности.

Ситуацию воспринимает как творчество и рассматривает как поиск новых средств самовыражения.

 2. Мотивация деятельности:

Направлена на восприятие новой информации.

Направлена на общение.

Направлена на творчество.

 3. Направленность, личностная ориентация:

На учебную деятельность.

На учителя, одноклассников, на себя с ожиданием похвалы, поддержки, поощрения.

На реализацию собственных возможностей и интересов.

 4. Системность или хаотичность действий:

Умение планировать последовательность действий.

Неумение планировать, хаотичность, непоследовательность действий.

В деятельности со знакомым материалом - системность, в других случаях- хаотичность.

 5. Способность самоконтроля своих действий:

Самоконтроль на высоком уровне.

Постоянное сравнение, соотношение себя с другими.

Нет склонности к самоконтролю во избежании неудач.

 6. Средства самовыражения - вербализация:

Речь, как средство рассуждения.

Речь, как средство общения.

Речь, как внутренний монолог для поиска решения.

 7. Средство выражения, самовыражения:

Исполнительность.

Инициатива направлена на общение с окружающим миром для подключения к собственной деятельности. Непостоянная инициатива, она есть только там, где есть творчество.

 8. Целесообразность использования ведущего типа субъектного опыта ученика:

Соответствие собственной учебной деятельности целям усвоения знаний. Программирование деятельности

Данного соответствия нет в учебной деятельности.

Соответствие наблюдается тогда, когда предполагается творческая деятельность.

 9. Результативность использования данного опыта в учебной ситуации:

Учебная деятельность успешная. Их тип деятельности будет соответствовать ожидаемому результату.

Активное общение не будет соответствовать ожидаемому результату.

Частично соответствует ожидаемому результату при выполнении творческих заданий.
       

При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока должны быть характеристики субъектного опыта учащихся для рационального выбора приёмов, средств, методов и форм работы индивидуально для каждого ребёнка, имеющего ведущий тип своей учебной деятельности - (субъектного опыта).

Применение дидактического материала на личностно-ориентированном уроке.

Цель дидактического материала: а) отработка учебной программы,

б) обученность необходимым ЗУН,

в) для осуществления разно уровневого подхода.

Виды дидактического материала: а) учебные тексты,

б) карточки-задания,

в) дидактические тесты.

Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разно уровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учётом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательный, коммуникативный, творческий).

В основе разно уровневого подхода лежит возможность оценки ученика по уровню достижения в овладении ЗУН-ами. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности.

Цель - овладение знаниями, при дифференцированном подходе учитель не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ребёнка, создавая оптимальные условия для его развития путём предоставления выбора форм и способов деятельности.

Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга, поэтому на практике учитель должен творчески подойти к решению вопроса о применение дидактического материала для достижения целей обучения.

Технология ЛОО предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических материалов к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, можно говорить о построении ЛОО.

Личностно-ориентированная педагогика должна обеспечивать выявление индивидуальности каждого ученика:

1.Выявление субъектного опыта ученика

2.Предоставление ученику возможностей выбора способов учебной работы, форм работы, типа и характера ответа.

3.Оценка не только результатов, но и процесса его достижения.

Характер складывающихся на уроке отношений.

Главное в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся через его учебно-познавательную деятельность.

 

ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ШКОЛЫ

 

1. Цели обучения, связанные с обеспечением усвоения учащимися знаний, умений, навыков, способов различных видов деятельности, особенно - учебно-познавательной.

Например, усвоение учащимися законов, свойств, признаков, понятий, особенностей и т.д.

2. Цели воспитания, связанные с процессом формирования культуры - нравственного поведения, информационной и коммуникационной культуры, валеологической, правовой и т.д.

3. Цели индивидуального развития, связанные прежде всего с развитием психических функций (мышление, воображение, память, восприятие), эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, развитие рефлексивной культуры, учебно-интеллектуальных умений и т.д.

4. Коррекционные задачи обучения, связанные с

- коррекцией развития познавательной активности;

- нормализацией учебной деятельности, воспитанием самоконтроля и самооценки;

- развитием словаря, устной монологической речи;

- логопедической коррекцией;

- психокоррекцией поведения учащихся;

- формированием навыков общения;

- выявлением и развитием специальных способностей (музыка, ИЗО, спорт и т.д.).

Особую заботу составляют дети группы риска с

1) фонетико-фонематическими нарушениями;

2) нарушением общения;

3) пониженным уровнем развития познавательной активности;

4) нарушением процессов возбуждения и торможения, неврологическими реакциями;

5) пониженным уровнем вербального развития;

6) низким уровнем школьной зрелости.

 

ЧТО ДОЛЖЕН ОСМЫСЛИТЬ УЧИТЕЛЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И САМОАНАЛИЗЕ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

 

1. Цели урока на основе учета:

а) уровня обученности,

б) уровня обучаемости,

в) доминирующих интересов и способностей учащихся.

2. Отбор содержания обучения.

3. Выбор имеющихся в школе средств обучения и изготовление недостающих.

4. Формы организации учебно-познавательной деятельности (фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуализированные, индивидуальные).

5. Методы и приемы обучения.

6. Полученный вариативный результат по каждой цели с ориентацией на отдельных учеников.

7. Вариативное (дифференцированное) домашнее задание.

Посещение уроков у разных учителей, независимо от типа школ, места их нахождения, выявило ряд типичных ошибок в организации современного урока. К ним мы относим:

- отсутствие ориентации урока на индивидуальное развитие учащихся; основной замысел урока заключается в запоминании предметного его содержания, решении узкопредметных задач;

- несоответствие учебного материала целям индивидуального психического, личностного развития учащихся;

- недостаточное планирование времени на овладение учащимися способами учебно-познавательной деятельности;

- малый объем самостоятельных работ, непроработанность учителем методики организации самостоятельной (обучающей) работы;

- отсутствие индивидуальной работы с учащимися в зоне их ближайшего развития;

- слабая обратная связь с учащимися на этапе изучения нового материала, отсутствие работы по актуализации ранее полученных знаний, игнорирование мотивационно-потребностной сферы ученика;

- отсутствие мировоззренческой направленности урока;

- недостаточный практико-ориентированный характер урока;

- малый объем и однообразие творческих, исследовательских заданий на уроке;

- отсутствие системы в использовании межпредметных связей;

- преобладание оценивания результатов обучения над оценкой процесса познавательной деятельности учащихся;

- несоответствие используемых учителем форм организации познавательной деятельности, а также методов и приемов обучения целям урока, его педагогическому замыслу;

- учитель - обучающий, но не организующий совместный процесс учения, познания;

- информационная перенасыщенность урока;

- неоптимальный темп урока;

- "отчужденная" от учеников речь, эмоционально-языковая ограниченность;

- излишняя детализация объяснений;

- гипертрафированность на уроке наглядности;

- ориентация в подведении итогов урока на воспроизведение действий учащихся при изучении материала, без учета реальных целей данного урока, каждого ученика, т.е. отсутствие работы с учениками по осмыслению (оцениванию) результатов собственного продвижения на уроке;

- отсутствие индивидуальной вариативности в даче домашнего задания;

- многообразие, калейдоскопность видов деятельности, не связанных между собой единой целью.

 

СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

 

1. Какова целевая направленность урока (постановка триединой задачи)?

2. Какие задачи по формированию знаний, умений и навыков ставишь на уроке перед учащимися?

3. Какое место занимает этот урок в системе уроков?

4. Как использованы воспитательные возможности учебного материала?

5. Как и все ли дети работали на уроке?

6. Как использовано время урока, насколько рационально и эффективно?

7. Как учащиеся усвоили материал (полно, глубоко, осмысленно)?

8. Какова степень практической направленности урока, его связи с жизнью?

9. Какие были недостатки и почему?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

 

Педагогический анализ урока:

-   является основным инструментом индивидуального психолого-педагогического управления.

-   шаг за шагом должен вводить учителя в режим развития и совершенствования.

-   должен стать инструментом формирования убеждения у учителя необходимости пересмотреть свои методы работы, отношения с учащимися, если они оказались непродуктивными.

-   сильнейший инструмент к мотивации учителя.

-   важнейший и очень эффективный индивидуальный метод работы с учителем.

-   является важнейшим способом соединения педагогической теории с практикой учебно - воспитательной работы.

-   лежит в основе обобщения и, в определенной степени, распространения передового педагогического опыта.

-   это возможность наиболее эффективно формировать и развивать связь преемственности.

-   является способом определенной конкретизации управления учебно - воспитательным процессом.

-   оказывает наиболее активное и непосредственное влияние на конечный результат учебно - воспитательного процесса.

-   основывается на наблюдении за деятельностью педагога и ученика.

-   способствует формированию целостного педагогического коллектива.

-   способствует конструированию единства педагогических позиций.

-   является действенным средством развития способности у учителя рефлексировать свой труд.

-   является средством стимулирования самообразования педагога.

-   должен строиться на выражении своей истинной веры в способности и успех учителя.

-   является прекрасным инструментом формирования общих ценностей коллектива.

-   должен быть выражением уважения к человеку и доверия к нему.

-   лучшее средство воспитания сознательного отношения учителя к своей работе.

-   способ выявления уровня воспитанности педагогического коллектива.

 

 Хронология - анализ урока _________________________ в _______ классе

Дата Учитель   Ученики  
Цель посещения        
Тема урока        
 Время Вид деятельности Учитель Ученики Результат
Цели урока Методы и приемы достижения целей   Постан. целей Валеол. треб.
Обучение        
Воспитание        
Развитие        
Вывод        
Технологич.        
рекомендац.        
Кто провод.        

 

КАРТА УЧЕТА УРОВНЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КЛАССА В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

 

Дата проверки ________ Учащихся __________ Отсутствует _______

Цель контроля ________________________________________________

 

Ф.И.О. учителей

 

 

 

 

 

 Итог за день

Предметы

 

 

 

 

 

 

Ф.И. учащихся Акт Пас Акт Пас Акт Пас Акт Пас Акт Пас Акт Пас
                         
Активность                        
Пассивность                        
Итоги учебной деятельности                        
Качество знаний                        
Оптимальность домашнего задания                        
 Выводы

 

Технологи-ческие рекоменда-ции

 

 Ф.И.О. и должность посетившего уроки __________________________

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

 

1. Научно-теоретический уровень урока. Место данного урока в формировании мировоззрения учащихся. Правильное сочетание обучающих, развивающих и воспитательных целей урока. Правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.

2. Пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей школьников. Постановка учебной проблемы. Система познавательных задач. Выдвижение учащимися гипотез и обоснование правильности способа решения. Соотношение самостоятельной и коллективной работы.

3. Разнообразие источников знаний. Школьная лекция, объяснение материала, беседа, учебное кино, работа над учебником и дополнительной литературой.

4. Актуализация у учащихся ранее приобретенных знаний, связь обучения с жизнью.

5. Организация самостоятельной работы учащихся. Объем, характер, виды, последовательность работы.

6. Приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

7. Методы получения обратной информации. Контрольные занятия. Программированный опрос.

8. Учет знаний и оценка.

9. Осуществление на уроке индивидуального подхода.

10. Объем и характер домашнего задания.

11. Структура урока и ее целесообразность.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАЧ УРОКА

 

1. Дидактические задачи:

- обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) основных понятий, теорий, фактов (конкретно);

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения, общеучебные умения, навыки (например, составлять план проведения опыта), навыки самоконтроля и др.

2. Воспитательные задачи:

- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности;

- обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья, свободного развития личности.

3. Задачи развития:

- развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

- развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, самостоятельное составление задач;

- развивать эмоции учащихся, создавать на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, использовать яркие примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства ученика;

- развивать познавательный интерес школьников.

4. Побудительные - формировать потребности в дополнительном, послеучебном познавательном труде.

5. Организующие - преднамеренная выработка у учащихся рационального общего и индивидуализированного стиля учебного труда.

Урок - загадка, учитель - загадчик, а человек, разбирающий урок, кто бы, он ни был, должен быть разгадчиком.

С. Соловейчик

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА

 

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней психологической готовностью учащихся к уроку. Постановка триединой задачи

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

4. Постановка мини - цели занятия перед учащимися.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

10.Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.

11. Домашнее задание к следующему уроку.

12. Подведение итогов урока. Результативность

 

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ НА УРОКЕ

 

I. Поисково-информационные учебные умения

Пользоваться справочной литературой (энциклопедическими словарями, библиотечно-библиографическими справочниками); работать с каталогами, картотеками, оглавлением; умение пользоваться печатными и аудиовизуальными средствами информации и т.д.

II. Собственно психологические умения

Слушать учителя, внимательно читать, адекватно воспринимать разнообразную учебную информацию; умение запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, учебный материал; умение осознавать и самостимулировать учебную деятельность и т.д.

III. Учебно-интеллектуальные умения

Диалектически анализировать, умение сравнивать, классифицировать, типологизировать, систематизировать, обобщать, абстрагировать,- конкретизировать, выделять главное, существенное, синтезировать, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии; исследовательские умения (ставить задачи, формулировать гипотезу, выстраивать доказательство и проверку); умвнив находить ассоциации и пользоваться ими и т.д.

IV. Учебно-познавательные умения

Составлять план ответа, выступления; писать конспект, реферат, тезисы, аннотацию; умение пользоваться различными видами чтения (чтение синтагмами с помощью экрана, в две, три, четыре строки, по диагонали и вертикали); умение писать и читать в заданном темпе, умение участвовать в учебной дискуссии, вести полемику, задавать уточняющие вопросы и вопросы вообще; пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета; практические исследовательские умения (наблюдать, ставить опыты, проводить эксперименты), осуществлять измерения, конструировать, моделировать, пользоваться техническими приспособлениями и т.д.

V. Организационно-познавательные учебные умения

Планировать текущую и перспективную учебную работу; умение организовать себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; проводить рефлексию; работать в команде (вести познавательную деятельность в коллективе); умение сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать и принимать помощь) и т.д.

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА УРОКА

 

1. На какие части урок распадался, насколько удачна последовательность этих частей - насколько удачно взята определенная методическая форма за основу и насколько удачно было сочетание различных методических приемов.

2. Какие из следующих элементов педагогического процесса имели место на уроке:

- повторение, связь с предыдущим;

- стимулирование на новую работу;

- сообщение и изучение нового;

- тренировка (упражнения);

- закрепление и фиксация;

- применение знаний и умений, навыков на практике;

- проверка выполнения работы и усвоения знаний, организующие моменты (планирование, организация на работу, дача задания на дом и т.п.);

- какое было сочетание этих элементов на уроке, насколько оно удачно, насколько удачен набор методических приемов для каждого из этих элементов процесса учебной работы.

3. Насколько удачно на данном уроке было соотношение между изложением со стороны учителя и самостоятельной работой учащихся.

4. Приноровленность методических форм и приемов, употребляющихся на уроке, к возрастным особенностям учащихся.

5. Если на уроке фигурировали письменные задания, то каково качество этих заданий.

Учащиеся и учитель на уроке

1. Насколько правильно осуществлял учитель свое руководство в различные моменты урока.

2. Насколько детям было интересно.

3. Как было организовано и захвачено их внимание.

4. Насколько дети были инициативны, активны (не было ли, в частности, в какие-либо моменты таких крайностей, как ненужная подмена детской работы работой учителя или, наоборот, чрезмерная возбужденность, или необоснованный прожектерский расчет на полную самостоятельность и самодеятельность учащихся, сопровождающуюся "самоустранением" учителя).

5. Дифференцированный подход учителя к различным категориям учащихся.

6. Случаи нарушения дисциплины учащихся на уроке. Чем они вызваны;

к каким средствам прибегал учитель для восстановления дисциплины, оценка этих средств...

7. Тон учителя в работе: спокойный, ровный, слишком холодный, эмоциональный, резкий и т.д.

8. Внешнее поведение учителя: невнимательность, сидение на одном месте, лишняя суетливость, лишняя жестикуляция и т.д. Опрятность костюма и т.д.

Организационная сторона урока

1. Насколько хорошо были организованы учащиеся на работе; насколько правильно для данного урока выбрана организационная форма; если имело место разделение труда, то насколько целесообразно было к нему прибегать.

Как обеспечивалось усвоение каждым отдельным учащимся того, что он должен был получить от урока.

2. Насколько рационально было использовано время (правильность, удачность дозировки, распределение времени по частям урока, потеря времени).

3. Насколько рационально был оборудован урок: все ли вовремя заготовлено; насколько рационально и организованно учащиеся и учитель пользуются пособиями, письменными принадлежностями и другими материалами; какова внешняя обстановка класса...

Результаты урока.

В какой мере оказалась достигнутой задача, поставленная учителем для данного урока: откуда видно, что дети поняли, усвоили, сделали то, что нужно было; был ли урок достаточно эффективен; есть ли уверенность в том, что каждый учащийся получил от урока то, что следовало (в отношении знаний, навыков, настроенности, в отношении воспитательного воздействия).

 

ВИДЫ СХЕМ АНАЛИЗА УРОКА

 

1. Полный анализ урока

2. Структурный анализ урока

3. Аспектный анализ урока

4. Краткий анализ урока

5. Дидактический анализ урока

6. Психологический анализ

8. Комплексный анализ уроков

 

ПОЛНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

 

1. Целевая направленность урока (постановка триединой задачи).

2. Каков объем отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися.

3. Какое время на уроке было отведено изучению нового материала, его разбору, закреплению и выявлению результатов усвоения.

4. Как организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, уровень взаимопроверки своих знаний на уроке.

5. Как работа с учебником способствовала усвоению и закреплению знаний учащихся.

6. Выявить, каков уровень обратной связи со всеми учащимися.

7. Какова система заданий работы учителя с учащимися и как она способствует достижению необходимого уровня знаний на данном уроке.

8. Рациональность проведения уроков - лекций, семинара, конференции, диспута, конкурса и т.д., выдача материала блоками, использование опорных сигналов на данном уроке.

9. Какие методы и приемы обучения были использованы и их активность на уроке.

10.Осуществляется ли опора на межпредметные связи.

11.Как творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого ученика, его оптимальность с учетом объема заданий по другим предметам.

12.Каков результат усвоения знаний учащихся и не снизится ли он в новых условиях, ситуациях.

 

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

 

1. Выявить главные элементы урока и определить основные виды работы с учащимися.

2. Определить их последовательность и целесообразность.

3. Выявить временной фактор и его рациональность по этапам урока.

4. Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего структурного элемента урока.

5. Какова взаимосвязь отдельных структурных элементов урока.

6. Какова результативность отдельных этапов урока в конечном усвоении знаний учащихся.

 

АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

 

1. Постановка и решение на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие)

2. Оптимальность выбора типа и структуры урока для решения данной аспектной задачи.

3. Соответствие содержания, понятий, факторов и идей изучаемого материала решению данной аспектной задачи.

4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.

8. Достигнут ли результат по его аспектной цели.

9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.

 

КРАТКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

 

1. Постановка на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие).

2. Какими методами она решалась.

3. Примеры, подтверждающие работу учителя по реализации.

4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.

8. Достигнут ли результат по его аспектной цели.

9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

 

1. Общие сведения об учителе и классе.

2. Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.

3. Цели-задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения.

4. Оптимальный отбор содержания обучения под поставленные цели.

5. Адекватность т.е. соответствие методов и средств целям и содержанию урока.

Их оптимальность и интенсивность.

6. Тип урока, рациональность избранной структуры урока, т.е. соответствие ее целям,

содержанию и методам обучения.

7. Дидактическое взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.

8. Посильность объема и сложности домашнего задания.

9. Степень реализации триединой задачи урока.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

 

Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой; планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает); учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

- педагогический такт (случаи, проявления);

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению),

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно- чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений, - обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ КЛАССА В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

 

1. Состав класса и уровень умственного развития учащихся.

2. Психологические особенности детей данного возраста.

3. Оптимальность учебного расписания на данный день недели.

4. Учет недостатков работы класса и постановка целей, способствующих их устранению.

5. На каких уроках уровень решения данной цели был наиболее высоким.

6. Как прослеживалась обратная связь со всеми учащимися в учебной деятельности от урока к уроку, причины ее снижения и рекомендации по повышению ее уровня.

7. Как совершенствовались навыки и техника чтения каждого ученика на протяжении всех уроков.

8. Каков результат усвоения знаний каждым учеником на всех уроках данного дня.

9. Оптимальность и посильность домашнего задания учащихся в целом и по каждому уроку в отдельности.

10. Какие методы, приемы и средства способствовали более эффективному усвоению знаний, умений, навыков учащихся и рекомендации по их использованию другими учителями.

11. Рекомендации по технологии ликвидации отмеченных общих и индивидуальных недостатков в организации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...