Изучение и определение степени обученности учащихся
Одним из дидактических показателей результативности развивающего обучения является уровень обученности и обучаемости школьников. В школе достаточно широко используется термин "обученность", реже "обучаемость". Содержание каждого из этих понятий явно проявляется при их сопоставлении. Обученность - это те характеристики развития ребенка, которые сложились в результате предыдущего обучения. Обученность, в нашем понимании, включает в себя как запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучали. Обученность - это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником. Обучаемость - это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития, будущие возможности. Обучаемость - это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Если обученность - это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития. Начиная работу с классом, учителю необходимо выявить состояние обученности и обучаемости детей, чтобы правильно поставить обучающие и развивающие задачи и затем, после завершения определенного этапа работы (например, в конце учебного года), вновь оценить состояние обученности и обучаемости тех же ребят. Остановимся подробнее на характеристике обученности, так как она зачастую сводится только к количеству "5", "4", "З".
Содержание обученности определяют: 1. Знания (образы предметов, явлений материального мира, действий человека с этими предметами) - первый итог обучения. В школе этому компоненту придают основное значение. 2. Но знания не возникают в голове ребенка вне той деятельности, которая привела к их усвоению. Поэтому при анализе обученности надо знать состояние тех видов активной деятельности ученика (учебной, мыслительной, мнемической и др.), которые обеспечивают их усвоение. Этому компоненту обученности психологи придают большое значение, в школе же его роль оценивают все еще недостаточно. Учителю, изучающему состояние знаний ученика, мало указать в общем виде на их недостаточность, важно определить, что именно в них не достает. Для этого желательно учесть описанные в психологии и дидактике параметры знаний. К ним относятся: 1) виды знаний (знания фактов, понятий и терминов, знания законов и теорий, знания о способах деятельности и методах познания и др.); 2) этапы усвоения знаний (заучивание, запоминание, понимание, применение в знакомых и новых условиях, оценивание). К.Д. Ушинский повторял: "Развитие без накопления знаний - мыльный пузырь"; 3) уровень усвоения знаний (репродуктивный, состоящий в воспроизведении образцов, продуктивный - выбор оптимального и творческого способа решения); 4) характеристика качества знаний по группам: а) научность, системность, систематичность, обобщенность, осознанность; б) гибкость, мобильность, оперативность; в) действенность, направленность на практическое использование; г) полнота, объем, прочность. Изучая знания школьника, можно выявить, например, что ученик владеет только фактами, но не вполне понимает их и не может оперировать ими, в этом случае знания хотя и полные, и прочные, но негибкие и т.д. Следующий "пласт" обученности - состояние видов деятельности - также имеет свои психологические показатели:
1. Процесс выполнения заданий и упражнений на уроке проходит этапы: понимание задачи, поставленной учителем, принятие и перераспределение задачи для себя в соответствии с уровнем своих притязаний; самостоятельная постановка одной или нескольких учебных задач. 2. Овладение учебными действиями как способом преобразований изучаемого материала (языкового, математического и естественно-научного) также проходит ряд этапов: 1) выполнение отдельных учебных действий (изменение, сравнение, моделирование и др.) и операций внутри них; 2) выполнение нескольких учебных действий, осуществляемых с одной задачей и объединенных в крупные блоки (приемы, способы, методы учебной работы). Овладение тем или иным приемом выражается, например, в умении ученика рассказать своими словами о последовательности действий и применить их; 3) использование этих способов, приемов, методов должно быть быстрым, правильным и автоматическим, что и составляет "умения и навыки"; 4) устойчивое сочетание индивидуально окрашенных способов учебной работы и их повторение может привести к появлению индивидуального стиля учения школьника, тесно связанного с его психофизиологическими особенностями. Таким образом, выполнять каждое действие надо с отдельных операций и идти к приемам, способам, затем к умениям, навыкам. Несформированность умений и навыков свидетельствует о пропуске предыдущих этапов в их формировании. 3. Способность ученика к самоконтролю и самооценке. Существуют разные виды самоконтроля: - итоговый, как оценка учеником полученного им результата на основе сопоставления с образцом; - поэтапный, состоящий из умения школьника в ходе работы оценить свой путь, сопоставить его с возможными, своевременно устранять ошибки; - планирующий, предваряющий (умение школьника до начала работы наметить ее этапы, предвидеть результат). Самооценка бывает: адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной); общей, глобальной (оценка своей работы в целом) и детальной, дифференцированной (оценка отдельных сторон и аспектов своей работы). Учебные действия, как и знания, могут обладать разными качествами: материальные действия с предметами, материализованные действия с заменителями предметов, "устноречевые", умственные действия.
Основным показателем учебной деятельности школьника, которую также надо учитывать при анализе его обученности, является результат. Объективный результат выражается в правильном решении задачи, в оптимальном числе "шагов" до результата, расходе времени, в решении задач разного уровня сложности. Субъективный результат - в значимости итога работы для данного ученика, субъективной удовлетворенности результатом, его психологической цене (расход усилий, соотношении возможностей ребенка и его реальных успехов, сопоставлении способностей ребенка в целом и усилий при выполнении данного задания и т.д.). Говоря об оценке уровня обученности учащихся, определим методику расчета степени обученности учащихся (СОУ)
СОУ = AX + BY + CZ,
где N - количество учащихся, Р - число изучаемых предметов NP X, У, Z - соответственно общее количество отметок "5", "4", "3" в классе.
А = 1.00; В = 0,64; С = 0,36 - это постоянные величины.
Например, в 5а из 27 учащихся по 8 предметам отметка "5" повторялась 84 раза, "4" - 100, "3" - 32. СОУ = 1.00х84+0,64х100+0.36х32 = 0,73 (в процентах - 73%)
27х8 от 75% до 100% - высокая степень обученности класса от 45% до 75% - средняя степень обученности ниже 45% - низкая степень обученности
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УРОКА
I. Организационная деятельность 1. Степень реализации намеченного плана урока. 2. Степень реализации основных психологических и гигиенических требований. 3. Наличие обратной связи со всеми учащимися и ее уровень. 4. Знание учебного предмета и мастерство учителя. 5. Оформление документации на уроке (выставление оценок). 6. Качество речи учителя (темп, дикция, образность, эмоциональная грамотность). 7. Оптимальность темпа урока и его соответствие возрасту. 8. Рациональное использование времени урока на всех этапах. 9. Педагогическая культура, такт и внешний вид учителя. 10. Охрана труда и соблюдение ТБ, ПБ и ЭБ. II. Образовательные функции
1. Степень реализации принципа научности. 2. Степень реализации принципа наглядности. 3. Принцип прочности, глубины, осознанности знаний, умений и навыков (качество знаний). 4. Принцип доступности и посильности. 5. Проблемность изложения (эвристическая беседа). 6. Принцип связи обучения с жизнью, с теорией и практикой. 7. Степень достижения главной дидактической цели урока. 8. Оптимальность выбора методов обучения, их соответствие возрасту и развитию учащихся. 9. Контроль за знаниями и умениями. 10. Оптимальность объема домашнего задания, его инструктаж, эффективность доведения. III. Воспитательная деятельность 1. Оценка идейно-нравственной мировоззренческой направленности. 2. Степень влияния урока на формирование трудовых, учебных навыков учащихся. 3. Профориентация и экономическое воспитание. 4. Влияние урока на умственное воспитание и развитие учащихся. 5. Требования к физическому и гигиеническому воспитанию в ходе урока. 6. Эстетическое воздействие урока на учащихся. 7. Другие направления воспитания личности на уроке. 8. Степень воспитательных возможностей словесной оценки и бальной отметки. 9. Позиция учителя по отношению к учащимся (стиль управления). 10. Степень воспитательного значения личности учителя и его деятельность на уроке. IV. Требования к учащимся 1. Степень, уровень познавательной активности учащихся в ходе всего урока. 2. Наличие у учащихся интереса к уроку и в целом к предмету. 3. Учебный труд и его уровень. 4. Самостоятельная работа учащихся на уроке и уровень ее познавательной деятельности. 5. Уровень аналитических умений и навыков учащихся, как развиты и как развиваются. 6. Уровень развития речи, письменных, графических и специальных умений и навыков. 7. Наличие индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, их эффективность. 8. Степень организованности и дисциплинированности учащихся на уроке. 9. Уровень эстетики работы учащихся в тетради, на доске и со специальным оборудованием. 10. Степень соответствия внешнего вида учащихся к требованиям. V. Валеологические требования 1. Уровень мобилизации учащихся на урок, создание положительного эмоционального настроя на рабочую обстановку в классе. 2. Обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности в течение урока. 3. Создание благополучного психологического климата, отношения доброжелательные. 4. Содержание учебного материала способствует формированию валеологической культуры учащихся. 5. Методы и формы обучения, используемые учителем адекватны учебному содержанию, психофизическим и учебным возможностям учащихся.
6. Степень оказания дозированной помощи учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха. 7. Использование приемов психо-эмоциональной разрядки. 8. Умение снимать у учащихся зрительные утомления, мышечные напряжения, используя различные приемы. 9. Оптимальность методов контроля и оценки знаний учащихся на уроке способствующих сохранению их психического здоровья. 10. Учитель использует средства обучения в соответствии с гигиеническими нормами и требованиями.
РЕЙТИНГОВАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УРОКА
Эффективность урока оценивается по формуле
Эу = Н / В * 100%
Где Н - количество набранных баллов по пунктам: 0 - не выполнено 1 - частично выполнено 2 - полностью выполнено В - максимальное количество баллов, в данной схеме равное 100. 100% - 85% - отличный урок 84% - 65% - хороший урок 64% - 45% - удовлетворительный урок
Используемая литература
1. Долженко Ю.А. Проблемы формирования "успешного" педагога в системе постдипломного образования. (Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ) Барнаул: АКИПКРО, 2001 год 2. Долженко Ю.А. Современные образовательные технологии: теория и практика. Барнаул:1996год 3. Комитет администрации Алтайского края по образованию. Главная аттестационная комиссия. Информационный сборник № 2. Организация и проведение аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в Алтайском крае.(из опыта работы) Барнаул: 2001 год 4. Шалаев И.К. Программно - целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. Москва: МГПИ, 1987 год 5. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Учебное пособие по психологии управления. Барнаул, 2000 год. 6. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. Москва: центр "Педагогический поиск", 2000 год 7. Шакуров Р.Х. Мотивы и стимулы педагогического труда: ориентация на личность. 8. Щедровицкий П. Новшества и инновации (о новых учебных технологиях). 9. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М., 1996 10. Советский энциклопедический словарь. Москва: "Советская энциклопедия", 1989 г. 11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: "Русский язык", 1987 год
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|