Мероприятие 4.4. Развитие специализированной медицинской помощи детям
Показатели, определяющие состояние здоровья детского населения в Российской Федерации, в течение последних лет свидетельствуют о наметившихся позитивных тенденциях. Вместе с тем, педиатрическую службу ожидают серьезные перемены и в связи с изменением законодательства. Принятые Федеральные законы «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» значительно меняют не только саму систему организации медицинской помощи детям, ее доступность, но и формируют позитивное общественное мнение о медицине. Стационарная медицинская помощь детям, в т.ч. специализированная, оказывается в 69 областных, краевых, республиканских детских больницах, в 231 детских городских больницах, в 28 детских инфекционных и 10 детских туберкулезных больницах, в дневных стационарах на койках при больничных и амбулаторно–поликлинических учреждениях. В последние годы отмечается снижение числа детских стационарных медицинских учреждений, меняется номенклатура детских стационарных медицинских учреждений. На фоне функционирования многопрофильных стационаров, создаются специализированные учреждения и центры (травматология и ортопедия, медицинская генетика, сердечно–сосудистая хирургия, онкология и др.). Ежегодно госпитализируется более 6 000 тыс. детей, однако до настоящего времени вопрос обеспечения доступности и качества специализированной медицинской помощи детям во всех регионах Российской Федерации остается не решенным. Не во всех субъектах Российской Федерации имеются государственные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь детям, материально–техническая база действующих учреждений детства имеет значительный износ капитальных фондов, устаревшее оборудование, ограниченные возможности приобретения современного высокотехнологичного медицинского оборудования, что обусловлено его высокой стоимостью.
Кроме того, большое влияние на качество и доступность специализированной медицинской помощи детям оказывает тот факт, что во многих регионах медицинская помощь по ряду профилей оказывается в стационарах для «взрослых» пациентов, например по детской онкологии – в онкологических диспансерах, по офтальмологии – в офтальмологических больницах или республиканских, краевых, областных больницах и т.д. Необходимо отметить, что лечение детей требует междисциплинарного подхода: как правило, у ребенка выявляется несколько заболеваний одновременно, лечение детей требует специальных навыков и умений от врачей всех специальностей, включая диагностику, дети чаще нуждаются в проведении реанимации и интенсивной терапии, дети требуют особого подхода при назначении и применении лекарственных препаратов, особенно при проведении терапии иммуносупрессивными и генноинженерными препаратами, у детей быстрее и чаще развиваются прогнозируемые осложнения терапии и др. Лечение детей в стационарах для взрослых пациентов не позволяет в полной мере обеспечить такой междисциплинарный подход. В рамках региональных программ модернизации здравоохранения предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повышение доступности специализированных видов медицинской помощи детям. Однако решить все проблемы реструктуризации педиатрического коечного фонда, улучшения материально–технической базы педиатрических лечебных учреждений, обеспечения высококвалифицированными кадрами не удастся. В то же время с 2015 года предусматривается включение высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования и нельзя допустить снижения доступности данных видов помощи. Одним из условий такого эффективного включения высокотехнологичной медицинской помощи детям в систему обязательного медицинского страхования является развитие возможности оказания высокотехнологичной медицинской помощи детскому населению в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения дальнейшего снижения показателей младенческой и детской смертности, заболеваемости и инвалидности необходимо развивать специализированные виды медицинской помощи детям с учетом роста показателей заболеваемости и смертности в каждом регионе. В связи с переходом с 2012 года на новые критерии регистрации живорождения крайне актуальной становиться проблема ретинопатии недоношенных, которая занимает лидирующее положение среди причин слепоты и слабовидения с детства и остается в центре внимания офтальмологов всего мира последние десятилетия. Ежегодно в Российской Федерации рождается около 100 тыс. недоношенных детей, по данным выборочных научных исследований среди этих детей около 70% относятся к группе риска по развитию нарушения зрения. Примерно у 25–37% (20–25 тысяч детей) формируется ретинопатия недоношенных. Среди этой категории детей 20–50% (4–10 тысяч) требуют хирургической коррекции. Диагностика заболевания на ранних стадиях, а также своевременно начатое лечение, включая использование современных передовых технологий, позволяют предотвратить развитие тяжелых и необратимых стадий ретинопатии недоношенных, снизить число детей–инвалидов по зрению, в том числе с полной слепотой. Вместе с тем, данный вид помощи пока доступен только в отдельных лечебных учреждениях крупных городов некоторых регионов. Да настоящего времени сохраняется высокая потребность в развитии большинства видов специализированной помощи для детей: не в полной мере обеспечены качественной медицинской помощью дети с онкологическими заболеваниями, не создана система оказания медицинской помощи детям с аутоиммунными заболеваниями и заболеваниями иммунного генеза, малодоступной остается нейрохирургическая и травматолого–ортопедическая помощь детям, требуют серьезной модернизации психиатрическая, наркологическая и фтизиатрическая помощь и т.д.
Залогом повышения качества медицинской помощи детям станет развитие в субъектах многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров, с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи. Решение вопроса государственной поддержки строительства и реконструкции областных (краевых, республиканских) детских многопрофильных стационаров, структура которых должна полностью соответствовать современным требованиям позволит обеспечить реальное достижение целей и задач, поставленных в данном разделе подпрограммы. Необходимо также кардинально изменить подходы к госпитализации детей: госпитализация должна быть обоснована, стационарное звено не может заменять собой амбулаторно–поликлиническое. Одним из важнейших направлений развития детской медицины является более широкое внедрение стационарзамещающих технологий как на уровне амбулаторно–поликлинических, так и стационарных учреждений оказывающих медицинскую помощь детям. Только улучшение материально–технического базы медицинских организаций субъектов Российской Федерации не позволит достичь поставленных целей. Все это диктует необходимость развития в каждом регионе страны организационных технологий, предусматривающих четкую маршрутизацию больных детей в тесной привязке к действующей сети медицинских организаций с учетом региональных особенностей заболеваемости и смертности детского населения. В совершенствовании специализированной медицинской помощи детям важная роль принадлежит федеральным государственным учреждениям здравоохранения, в первую очередь многопрофильным педиатрическим стационарам. Они являются научными и лечебными организациями, оказывающими специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь детям от 0 до 18 лет с различными заболеваниями по многим направлениям педиатрии, детской хирургии, травматологии–ортопедии, детской онкологии, детской хирургии и т.д.
В данных учреждениях работают высококвалифицированные медицинские кадры, задачей которых является не только оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи детям из всех субъектов Российской Федерации, но и разработка и внедрение новых технологий диагностики, лечения и реабилитации в педиатрическую практику, а также тиражирование инновационных подходов в оказанию данных видов помощи детям за счет обучения и подготовки квалифицированных кадров для регионов России. Для выполнения целей и задач, поставленных государством для федеральных медицинских организаций, играющих координирующую роль в развитии и организации специализированной медицинской помощи детям, необходимо улучшение состояния их материально–технической базы с позиции создания условий для разработки инновационных технологий в педиатрии. Таким образом, развитие специализированной медицинской помощи детям подразумевает строительство (реконструкцию) областных (краевых, республиканских) детских больниц, совершенствование онкологической, травматологической, кардиохирургической, офтальмологической помощи детям, улучшение материально–технической базы федеральных медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, помощь детям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|