Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Важность проведения в Российской Федерации эффективной политики в сфере разработки и внедрения новых технологий в сфере охраны здоровья населения в настоящее время не вызывает сомнений. Это обосновывается целых рядом моментов, ключевыми из которых являются обеспечение национальной безопасности, повышением эффективности экономики и сохранением престижа государства. Значительное отставание Российской Федерации от экономически развитых стран в части развития инновационной инфраструктуры в здравоохранении, фрагментарность развития фундаментальной и трансляционной медицины приводят к существенному ограничению доступности широко используемых в мире современных технологий диагностики и лечения социально значимых заболеваний, зависимости страны от импорта инновационных средств диагностики, лекарственных препаратов, низким темпам продвижения научных проектов. Внедрение в клиническую практику новых методов диагностики, разработка новых радиофармпрепаратов и появление диагностической аппаратуры нового поколения, позволяющей проводить оценку функционально–морфологического состояния органов на молекулярном уровне и внедрения принципиально новых методических подходов для локального облучения новообразований, позволяет существенно улучшить ранее выявление заболеваний и повысить эффективность лечения. В настоящее время эти методы диагностики и терапии ещё недостаточно широко используются в отечественной системе здравоохранения. Отделения лучевой терапии зачастую оснащены морально и физически устаревшим оборудованием. Медленно осуществляется внедрение в клиническую практику ПЭТ–диагностики. Необходимо также отметить, что не хватает должным образом подготовленных кадров. В настоящее время Россия значительно отстает по уровню оснащенности соответствующим оборудованием от стран с развитой инфраструктурой ядерной медицины.
Одновременно доведением инфраструктуры здравоохранения до уровня технологически развитых стран, перед Российской Федерацией стоит задача осуществить прорыв в развитии науки, сформировав тем самым производственную сферу, планово предлагающую инновационные продукты и технологии. Биомедицинская наука не становится исключением, скорее комплексные биомедицинские исследования во многом определяют социальное развитие человека и общества, обеспечивая безопасное и поступательное развитие цивилизации в целом. Более того, биомедицина как отрасль становится определяющим фактором развития различных отраслей промышленности и экономики, формируя заказ на разработки и производство товаров и услуг для обеспечения здоровья населения. Само деление на фундаментальную и прикладную (ориентированную) науку уходит в прошлое, уступая место междисциплинарной высокотехнологичной отрасли называемой «наукой о жизни» (life science) В современных условиях от уровня и качества развития биомедицинской науки в долгосрочной перспективе зависит не только качество и независимость отечественного здравоохранения, но и стабильное развитие государства как социальной системы. В то же время необходимым условием получения прорывных результатов в медицинской науке является построение единой и эффективной базы и модели управления инновациями, которая в настоящее время в Российской Федерации носит фрагментарный характер. Сметное финансирование инфраструктурного развития в последние годы уже обеспечило определенное поле возможностей для национальной науки. Мировой опыт указывает на необходимость поддержки научной инфраструктуры при одновременном целевом финансировании исследований со стороны заказчика, ориентированном на достижение конкретных значимых инновационных результатов и внедрения их в практику, увеличения доли программно–целевого финансирования научных разработок.
В рамках проработки возможных сценарных решений хода инновационного процесса необходимо не рассредоточивать усилия по всем направлениями, а определить приоритетные ниши, по которым следует добиваться концентрации компетенций. В основе указанной концентрации компетенций лежит организационный механизм, предполагающий, что все проводимые исследования должны реализовываться в рамках единой стратегии, состоящей из ряда тематических платформ, включающих приоритеты исследований. Для каждой научной платформы формируется своя программа, включающая проработку таких разделов, как продуктовая стратегия, эпидемиологические и эконометрические модели, многоуровневое развитие инфраструктуры. Содержательное и инфраструктурное наполнение каждой платформы может быть декомпозировано до программы развития отдельного научного учреждения – участника платформы. Программа развития предполагает системное планирование в разрезе видов научной деятельности и соотнесена с формированием государственного задания. Платформы позволяют переместить акцент научного взаимодействия с административного звена учреждений науки непосредственно на исследовательские группы, преодолевая, таким образом, имеющуюся в настоящее время межведомственную разобщенность. Результатом функционирования платформы должны стать: получение принципиально новых знаний о функционировании организма человека в норме и при патологии, а также конкретные инновационные продукты (лекарственные препараты, медицинские изделия, клеточные продукты). Медицинские научные платформы, в основном, сформированы на основе анализа тенденций и приоритетов с учетом единства научно–технологических подходов. Программно–целевой принцип коррелирует с мероприятиями Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (Программа БИО–2020). Комплекс мероприятий программы БИО–2020 планируется к реализации в ходе выполнения данной Подпрограммы.
На основе сформулированных медицинскими платформами приоритетных направлений научных исследований по соответствующим тематическим разделам, с учетом создаваемых медицинскими платформами инструментов развития научных направлений руководящие органы формируемых приоритетных технологических платформ и пилотных проектов инновационных территориальных кластеров должны планировать свою деятельность и осуществлять координацию усилий входящих в них организаций. Таким образом может быть обеспечена конкурентоспособность продуктов и технологий, которые будут создаваться технологическими платформами и территориальными кластерами для использования в практическом здравоохранении. Современные исследования в биомедицине носят в большинстве случаев междисциплинарный характер. Предполагается создать механизмы вовлечения в работу над проектом множества различных групп учёных независимо от их ведомственной принадлежности. Реализация мероприятий будет построена на основе трёхлетних/четырёхлетних циклов, в рамках которых последовательно осуществляется мониторинг и анализ существующих разработок, определение наиболее перспективных направлений разработок, отслеживание и экспертиза хода реализации научных проектов. При этом в тематической связи друг с другом могут быть поддержаны фундаментальные разработки и прикладные исследования. Кроме того, должны быть созданы условия и механизмы для эффективной рыночной оценки накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности. Будет создана возможность капитализации и возврата государственных инвестиций. В направлении мотивации и привлечения молодых специалистов в медицинскую науку необходимо осуществить переход от традиционного линейного управления проектами, в котором доминирует административное звено, к системе реализации проектов в условиях распределённой научной среды (планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов для молодых ученых, их поощрений, государственного субсидирования ипотеки для молодых специалистов в сфере науки, инжиниринга, проектной деятельности, иных высокотехнологичных видов деятельности, предоставление грантов, займов и венчурное финансирование на реализацию собственных разработок).
В пределах медицинских научных платформ должны быть максимально устранены административные барьеры и сформировано эффективное взаимодействие между исследовательскими группами. Медицинские научные платформы будут сформированы с участием учреждений, подведомственных Минздраву России, РАН, РАМН. Указанная логическая систематизация должна сопровождаться соответствующей систематизацией инфраструктуры и управления. Проведенный анализ дает основания полагать, что основным сдерживающим фактором в получении прорывных научных результатов является не отсутствие финансирования, а отсутствие управленческих компетенций, позволяющих эффективно администрировать процесс получения инновационных продуктов от их разработки до применения у конкретного пациента. Не обеспечивается трансфер технологий, должное маркетинговое сопровождение, ориентация на последующее обслуживание и поддержание продукта, т.е. сохранение заинтересованности потребителя на долгосрочную перспективу. Государство должно определиться с тем, какой круг научных учреждений ему требуется для выполнения стратегических функций лидерства в отечественной науке и поддержания необходимой степени эффективности научного потенциала страны. Изменения коснутся подходов к оценке результативности деятельности учреждений науки, в ее основе должны лежать такие измеримые показатели, как цитируемость научных публикаций, накопленный по размещению импакт–фактор, количество объектов интеллектуальной собственности, а в дальнейшем также и рыночная (инвестиционная) оценка результатов прикладных исследований. Должны быть пересмотрены подходы к формированию коечного фонда учреждений науки таким образом, чтобы они соответствовали научному профилю, не превращаясь в клинические учреждения. Основной стратегической целью деятельности научных учреждений является развитие медицинской науки в Российской Федерации, получение прорывных научных результатов, их апробация и последующее внедрение в практическое здравоохранение. Коечный фонд является важным показателем, характеризующим деятельность учреждений науки, подведомственных Минздраву России, и необходимой базой, обеспечивающей возможность осуществления научной деятельности.
Одним из важнейших признаков койки в научном учреждении является ее приспособленность к научным исследованиям, она служит источником информации, необходимой ученому, дает возможность для сбора биоматериала, который подлежит дальнейшему пристальному изучению. В задачу федеральных научных учреждений входят поиск и разработка новых методов и способов лечения и их последующая передача в практическое здравоохранение. Ценность научной койки в такой работе сложно переоценить. Она выступает в качестве апробационной площадки новых способов и методов лечения, разработанных в научном учреждении, и дает возможность в полной мере оценить эффективность внедряемого метода и внести, при необходимости, коррективы. Вместе с тем создание и внедрение новых технологий диагностики и лечения – дорогостоящий процесс. Переход от рутинных хирургических операций к инновационным методам диагностики и лечения требует от федерального учреждения инвестировать средства в оборудование экспертного класса, в фундаментальные и прикладные научные разработки, в обучение персонала при снижении нагрузки на оперирующих хирургов и на производственные мощности. Уникальность заболеваний, при которых пациент оказывается на койке в федеральном учреждении, не позволяет при формировании коечного фонда федеральных учреждений применять те же подходы, что и для коечного фонда лечебно–профилактических учреждений регионального и муниципального уровней. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области здравоохранения является основной стратегической целью деятельности научных медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению. Поэтому подходы, используемые при финансовом обеспечении деятельности государственных научных учреждений здравоохранения федерального уровня, могут быть основаны на использовании таких понятий, как «научная койка» и «объем деятельности научных медицинских учреждений с использованием научной койки». Научная койка – единица производственной мощности государственного научно–исследовательского учреждения, предназначенная для проведения в условиях круглосуточного стационара фундаментальных и прикладных исследований, а также для подготовки научных медицинских кадров по конкретным научным медицинским специальностям. Объем деятельности с использованием научной койки – число больных, пользованных государственным научно–исследовательским учреждением в условиях круглосуточного стационара для получения конкретного результата фундаментальных и прикладных исследований. Формирование системы «головных учреждений», то есть закрепление за крупными исследовательскими центрами функций по формированию исследовательского древа в соответствующей приоритетной нише биомедицинской науки, методологического сопровождения исследовательских проектов является одним из путей повышения эффективности администрирования инновационного процесса в медицине. Кроме того, головные учреждения должны обеспечить сопряжение инновационного и практического звена, транслируя уникальные решения в практическую медицину, а актуальные потребности практики – в программы исследований. Такой подход позволяет оптимально использовать механизм самоуправления медицинской наукой, ориентируясь на авторитетное мнение. Мировая практика научного развития основана на эффективности тесного взаимодействия образования, науки и бизнеса. Именно поэтому часть мировой элиты научной мысли сосредоточена в крупнейших вузах. Необходимо рассмотреть вопрос расширения материально–технической базы сильнейших медицинских вузов с концентрацией исследовательских лабораторий, добиваясь тем самым максимального синергетического эффекта от совмещения научной и образовательной деятельности. Необходимо создание и активное развитие малых инновационных предприятий. Важной является деятельность институтов развития (Фонд «Сколково», Российская венчурная компания и др.). Их направления деятельности должны быть сосредоточены на комплексной поддержке проектов, а сами эти институты должны превратиться из финансовых операторов в центры компетенций в области финансового и проектного менеджмента. Развитие инновационной инфраструктуры является одним из важных направлений обеспечения прорывных результатов в медицинских исследованиях, способных привести к появлению новых диагностических и лекарственных препаратов, технологии и продуктов. Высокие международные требования к инновационным продуктам для здравоохранения требует создания специальных условий, использования современного оборудования, биологических моделей, использования унифицированных методов и научных подходов. Имеющиеся мощности учреждений достаточны для проведения определенного круга исследований, однако не могут обеспечить получение прорывных разработок. Недостаточная оснащенность современными приборами, комплексами, биологическими моделями, отсутствие охарактеризованных систематизированных коллекций биоматериалов, специальных моделей и биомишеней, сдерживают развитие актуальных областей биомедицины и приводит к утечке создаваемой российскими учеными интеллектуальной собственности. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации Подпрограммы В настоящее время государственная политика в области здравоохранения реализуется в соответствии с Концепцией долгосрочного социально–экономического развития. Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, и виды и качество, которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовыми достижениями медицинской науки. Подпрограмма направлена на достижение поставленной цели. Цели, задачи, показатели, результаты, сроки и контрольные этапы реализации Подпрограммы отражены в паспорте Подпрограммы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|