Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №50. Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России.




Вопрос № 49. Государственное управление как система

Государственное управление – это деятельность по реализации законодательной, исполнительной, судебной и иных властных полномочий (государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций, как в обществе в целом, так и отдельных его частях.

Система в переводе с греческого — целое, состоящее из час­тей, совокупность взаимосвязанных элементов.

Системный подход к изучению государственного управления позволяет пред­ставить его как функционирование нескольких сложных социаль­ных систем. Условно назовем их:

1. управляющая система -государство как определяющий субъект управления;

2. у правляемая система - компоненты общества, подвержен­ные государственному воздействию как объекты управления;

3.система взаимодействий - различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживаю­щие и пр.

Признаки системы: адаптивность, целостность, иерархичность.

Выделяют следующие подсистемы системы государственного управления:

Институциональная подсистема — важнейший элемент сис­темы госуправления, ибо невозможно оказывать управляющее воз­действие, не определив, кто конкретно правомочен (имеет пра­во и может) это делать.

Специфика институтов власти и управления состоит в том, что они всегда узаконены, организационно упорядочены, структуриро­ваны, их статус функциональная деятельность и правомочия регламентированы соответствующими нормативными актами.

К институтам государственной политической власти федерального уровня, создаваемым на основе Конституции РФ, от­носятся: институт Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, судебные органы, институт Прокуратуры РФ.

Институты государственной политической власти регио­нального уровня, создаваемые на основе Конституций и Уставов субъектов Российской Федерации, — это представительные законодательные органы субъектов РФ и администрация субъектов РФ: президенты, мэры, губернаторы.

Нормативно-правовая подсистема может быть определена как фундаментальная основа, на которой строится и без чего не может функционировать система государственного управ­ления.. Нормативно-правовой компонент госуправления — это сложная система с собственными элементами, важнейшими из которых являются: совокупность норм и методов, регулирующих организацию и порядок деятельности госорганов власти и управ­ления, а также совокупность норм и методов правового воздействия государственных органов на общественную среду, правового ре­гулирования как управленческого процесса.

Следующей подсистемой является коммуникативная подсистема. Ее сущностной частью являются управленческие отношения, официальные (юридически урегулированные) и неофициальные (деловые и неформальные) связи субъ­ектов управления между собой по горизонтали и вертикали, их взаимодействие с общественными институтами, организациями, гражданами.

Следующая подсистема - функционально-структурная. Государственные органы в своих управленческих функциях различаются по пред­мету, содержанию, способу, объему воздействия. Это позволяет и обязует не только выделить и описывать функции госуправле­ния, но и анализировать распределение функций, их размеще­ние по вертикали и по горизонтали управления. Функциональ­ная структура системы госуправления дает в свою очередь пред­ставление о форме государственного устройства, уровне центра­лизации и децентрализации, развитости местного самоуправления, характере и объеме самоуправляющихся механизмов и о многом другом.

Другой подсистемой является профессионально-кадровая подсистема. Никакие наилучшим образом обустроенные институты власти и управления, самые хорошие законы не обеспечат качество государственного управ­ления, не сделают его эффективным, если не будет подготов­ленных кадров, способных правильно и своевременно использо­вать нормативно-правовые установки, достижения науки в прак­тической функционально-управленческой деятельности.

И последним элементом является профессионально-культурная подсистема. Культура управленцев как важная составляющая системы гос­управления во многом определяет ее целостность, зрелость. От этого фактора зависит способность госслу­жащих реагировать адекватно на происходящие изменения в эко­номике, социальной, культурной сферах и при этом обеспечивать устойчивость в управлении.

Возможно выделение и других сущностных подсистем, предопределяющих современную сущность госуправления.

 

 

Вопрос №50. Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России.

Джон Локк и Шарль Монтескье разработали теорию разделения властей в связи с антиабсолютистскими революциями 17 – 18 века. Данная теория была направлена против концентрации всей власти в руках абсолютного монарха и призвана гарантировать народовластие путем обеспечения равновесия и взаимодействия 3 ветвей государственной власти, этот принцип был положен в первые конституции США 1787 и Франции 1793 г. Первое время единство государственной власти противопоставлялось разделению ее на различные ветви, считалось, что такое единство не совместимо с многообразием форм и направлений выражений этой власти. Но по мере утверждения и совершенствования демократических государственных систем крепло и понимание того, что эти противоположности достаточно относительны и вполне совместимы. Демократическое единство государственной власти требует её разделения на различные ветви, а демократическое разделение этой власти на законодательную, исполнительную, и судебную должны опираться на единство их источника и общего направления их деятельности. Разделение позволяет предотвращать узурпацию, присвоение всей полноты власти и ее концентрацию в руках одного лица, одного государственного органа или одной ветви власти. Подлинный демократизм современного общества и государства не совместимы с отказом от признания ее разделения на различные ветви. Принцип разделения ветвей власти четко закрепляется в конституциях многих стран. Конкретное содержание принципа разделения включает: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным представительным органом; исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и парламенту; между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них; судебные органы не зависимы и действуют в пределах своей компетенции; не одна из 3 ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой, а тем более сливаться с ней; споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру (конституционным судом); конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, то есть содержать взаимные противовесы для всех ветвей власти.

Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно статьи 3 Конституции РФ, является многонациональный народ Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует глава 4 "Президент Российской Федерации", объясняется важностью единства государственной власти.

Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом:

1. Законодательный орган - Федеральное Собрание.

2. Судебные органы – представлены Конституционным судом, Верховным судом и Высшим Арбитражным судом.

3. Исполнительные органы - представлены Правительством РФ, Государственными органами (госорганами) исполнительной власти, Федеральными: Министерствами, Службами, Агентствами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...