Вопрос №50. Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Вопрос № 49. Государственное управление как система Государственное управление – это деятельность по реализации законодательной, исполнительной, судебной и иных властных полномочий (государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций, как в обществе в целом, так и отдельных его частях. Система в переводе с греческого — целое, состоящее из частей, совокупность взаимосвязанных элементов. Системный подход к изучению государственного управления позволяет представить его как функционирование нескольких сложных социальных систем. Условно назовем их: 1. управляющая система -государство как определяющий субъект управления; 2. у правляемая система - компоненты общества, подверженные государственному воздействию как объекты управления; 3.система взаимодействий - различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и пр. Признаки системы: адаптивность, целостность, иерархичность. Выделяют следующие подсистемы системы государственного управления: Институциональная подсистема — важнейший элемент системы госуправления, ибо невозможно оказывать управляющее воздействие, не определив, кто конкретно правомочен (имеет право и может) это делать. Специфика институтов власти и управления состоит в том, что они всегда узаконены, организационно упорядочены, структурированы, их статус функциональная деятельность и правомочия регламентированы соответствующими нормативными актами. К институтам государственной политической власти федерального уровня, создаваемым на основе Конституции РФ, относятся: институт Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, судебные органы, институт Прокуратуры РФ.
Институты государственной политической власти регионального уровня, создаваемые на основе Конституций и Уставов субъектов Российской Федерации, — это представительные законодательные органы субъектов РФ и администрация субъектов РФ: президенты, мэры, губернаторы. Нормативно-правовая подсистема может быть определена как фундаментальная основа, на которой строится и без чего не может функционировать система государственного управления.. Нормативно-правовой компонент госуправления — это сложная система с собственными элементами, важнейшими из которых являются: совокупность норм и методов, регулирующих организацию и порядок деятельности госорганов власти и управления, а также совокупность норм и методов правового воздействия государственных органов на общественную среду, правового регулирования как управленческого процесса. Следующей подсистемой является коммуникативная подсистема. Ее сущностной частью являются управленческие отношения, официальные (юридически урегулированные) и неофициальные (деловые и неформальные) связи субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, их взаимодействие с общественными институтами, организациями, гражданами. Следующая подсистема - функционально-структурная. Государственные органы в своих управленческих функциях различаются по предмету, содержанию, способу, объему воздействия. Это позволяет и обязует не только выделить и описывать функции госуправления, но и анализировать распределение функций, их размещение по вертикали и по горизонтали управления. Функциональная структура системы госуправления дает в свою очередь представление о форме государственного устройства, уровне централизации и децентрализации, развитости местного самоуправления, характере и объеме самоуправляющихся механизмов и о многом другом.
Другой подсистемой является профессионально-кадровая подсистема. Никакие наилучшим образом обустроенные институты власти и управления, самые хорошие законы не обеспечат качество государственного управления, не сделают его эффективным, если не будет подготовленных кадров, способных правильно и своевременно использовать нормативно-правовые установки, достижения науки в практической функционально-управленческой деятельности. И последним элементом является профессионально-культурная подсистема. Культура управленцев как важная составляющая системы госуправления во многом определяет ее целостность, зрелость. От этого фактора зависит способность госслужащих реагировать адекватно на происходящие изменения в экономике, социальной, культурной сферах и при этом обеспечивать устойчивость в управлении. Возможно выделение и других сущностных подсистем, предопределяющих современную сущность госуправления.
Вопрос №50. Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России. Джон Локк и Шарль Монтескье разработали теорию разделения властей в связи с антиабсолютистскими революциями 17 – 18 века. Данная теория была направлена против концентрации всей власти в руках абсолютного монарха и призвана гарантировать народовластие путем обеспечения равновесия и взаимодействия 3 ветвей государственной власти, этот принцип был положен в первые конституции США 1787 и Франции 1793 г. Первое время единство государственной власти противопоставлялось разделению ее на различные ветви, считалось, что такое единство не совместимо с многообразием форм и направлений выражений этой власти. Но по мере утверждения и совершенствования демократических государственных систем крепло и понимание того, что эти противоположности достаточно относительны и вполне совместимы. Демократическое единство государственной власти требует её разделения на различные ветви, а демократическое разделение этой власти на законодательную, исполнительную, и судебную должны опираться на единство их источника и общего направления их деятельности. Разделение позволяет предотвращать узурпацию, присвоение всей полноты власти и ее концентрацию в руках одного лица, одного государственного органа или одной ветви власти. Подлинный демократизм современного общества и государства не совместимы с отказом от признания ее разделения на различные ветви. Принцип разделения ветвей власти четко закрепляется в конституциях многих стран. Конкретное содержание принципа разделения включает: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным представительным органом; исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и парламенту; между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них; судебные органы не зависимы и действуют в пределах своей компетенции; не одна из 3 ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой, а тем более сливаться с ней; споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру (конституционным судом); конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, то есть содержать взаимные противовесы для всех ветвей власти.
Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно статьи 3 Конституции РФ, является многонациональный народ Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует глава 4 "Президент Российской Федерации", объясняется важностью единства государственной власти. Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов. На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом: 1. Законодательный орган - Федеральное Собрание. 2. Судебные органы – представлены Конституционным судом, Верховным судом и Высшим Арбитражным судом. 3. Исполнительные органы - представлены Правительством РФ, Государственными органами (госорганами) исполнительной власти, Федеральными: Министерствами, Службами, Агентствами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|