Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ.




Правовые основы – это совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления включающие:

1. международные правовые акты - Европейская Хартия местного самоуправления, принятые в Страсбурге в 1985 г., подписанная Россией в 1996 и ратифицированная в 1998. Структура Европейской Хартии местного самоуправления включает: преамбулу, часть 1 -основное положение, часть 2 - особые положения, часть 3 - заключительное положение. В преамбуле определяются главные принципы, на которых она базируется: срганы местного самоуправления составляют одну из основ демократического строя; право граждан участвовать в управление государственными делами является общим демократическим принципом и непосредственно может быть осуществлен только на местном уровне; для обеспечения эффективного приближенного гражданина к управлению необходимо существование облеченное реальной власти органов местного самоуправления. Европейская Хартия закрепляет обязательность конституционного регулирования вопросов местного значения во всех государствах ее подписавших и необходимость установленные Конституцией гарантий местного самоуправления..

2 Федеральный уровень представлен Конституцией 1993; ФЗ №131 от 6. 10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Указы Президента, Постановления Правительства, постановления Конституционного Суда РФ. В Конституции РФ ст.20 регулирует организацию и деятельность местного самоуправления, местное самоуправление составляет основу Конституционного строя. В ст 3. определено, что народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В ст8. Сказано, что государство признает и защищает все формы собственности, включая и муниципальную, включая муниципальную собственность на землю (ст 9). Ст.12 закрепляет организационное разделение государственной власти и местного самоуправления. Глава 8 Конституции РФ, включающая ст. 130-133, полностью посвящена вопросам организации местного самоуправления. Основным нормативным правовым актом в сфере государственного регулирования местного самоуправления является ФЗ №131 от 6. 10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Он определяет общие принципы организации местного самоуправления, создает единую систему местного самоуправления во всех субъектах РФ. Следует также отметить Закон РФ«Об обеспечении конституционных прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.» (1996), федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» (2002) и ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (2007).

3. Региональный уровень включает: Конституции республик входящие в состав РФ, уставы и законы субъектов РФ по вопросам, касающихся полномочий в области местного самоуправления. По вопросам местного самоуправления субъектов РФ могут принимать примерные, рекомендательные или модельные акты. Вопросы организации и деятельности местного самоуправления регламентируются постановлением законодательного органа гос власти субъектов РФ, высших должностных лиц субъектов РФ (распоряжения) и решение конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

4. Муниципальный уровень представлен Уставом муниципального образования, решениями, принимаемые на референдуме, сходах, собраниях граждан и муниципальными нормативными правовыми акты по предметам ведения муниципальных образования, принятие которое предусмотрено уставами, например, решения представительного органа муниципального образования, постановления, распоряжения главы муниципального образования. В уставе муниципального образования закрепляется: территориальную и финансово-экономическую основы местного самоуправления; вопросы местного значения отнесенных к ведению муниципального образования; порядок, гарантии и форм участия населения в решение вопросов местного значения.

 

56 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ.

Муниципальное образование - это территория в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местное самоуправление (территория местного самоуправления является территорией муниципального образования). В соответствии с ФЗ-131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» выделяют следующие видымуниципальных образований:

Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов в которых местное самоуправление, осуществляется населением непосредственно и (или)через выборные и иные органы местного самоуправления..

Городское поселение – это город или поселок с прилегающей территорией в которых местное самоуправление, осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местное самоуправление,.

Внутригородская территория города федерального значения – это часть территории города федерального значения в которых местное самоуправление, осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местное самоуправление.

Муниципальный.район – это несколько поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией в границах которой местное самоуправление, осуществляется в целях реализации вопросов местного самоуправления, межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местное самоуправление, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия передаваемые органам местного самоуправления, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Городской округ – это городское поселение которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия передаваемые органами местное самоуправление, Федеральными законами и законами субъектов РФ.

К особенностям управления муниципальными образованиями можно отнести следующее: муниципальный район и городской округ могут наделяться отдельными государственными полномочиями; представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения составляет менее 100 человек, в этом случае полномочия представительного органа осуществляется сходом граждан; в поселении с численностью населения менее 1000 человек глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального района может формироваться: во-первых, из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, при этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района; во-вторых, на муниципальных выборах.

Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

 

 

57 Участие населения в реализации местного самоуправления: содержание и формы.

К основным формам участия населения в реализации местного самоуправления в соответствии с ФЗ №131 от 6. 10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления. в РФ» относятся: местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориально-общественное самоуправление, публичные слушания, опрос граждан, собрание граждан, обращение граждан в органы местного самоуправления, конференция граждан.

Муниципальные выборы – наиболее распространенную форму непосредственной демократии, единственный способ формирования представительного органа МСУ. Организация и проведение муниципальных выбороввключает следующие этапы: 1. определение и составление списка избирателей за 25 дней, 2. образование избирательных округов с обозначен центром, границ, списков за 60 дней. 3. образование избирательных участков за 30 дней. 4. формирование избирательных комиссий: муниципальная, окружная, участковая. 6. процедура выдвижения кандидатов: право выдвижения кандидата, регистрация кандидатов, 6 оптация, 8. финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 8. организация и проведение голосования, 9. подсчёт голосов избирателей, 10. определение результатов выборов. Муниципальные выборы признаются недействительными: 1. если допущены при проведении голосования или установление итогов голосов нарушения, не позволяющие с достоверностью установить результаты волеизъявление населения. 2. если признаны недействительными не менее чем на 1\4 избирательных участков. 3. по решению суда.

Местный референдум - форма прямого волеизъявления граждан при помощи, которых может быть решены вопросы местного значения. Осуществляется путём голосования. Решение о проведении принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения. Условием назначения по инициативе граждан является сбор подписей, количество которых должно составлять не менее 5 % участников. Референдум назначается в течение 30 дней со дня поступления инициативы. Если референдум не был назначен, он назначается судом. Вопросы местного референдума: 1. досрочное прекращение или продление срока полномочий, проведение досрочных выборов органов местного самоуправления 2. формирование состава органов местного самоуправления. 3. избрание, утвержден, назначение или дача согласия на назначение \ освобождение от должности депутата и должностных лиц. 4. принятие или изменен местного бюджета Проведение: 1.создание инициативной группы. 2. назначение даты 3.формиров комиссии. 4. формирование списков участников 5. образование участков. 6. агитация 7. финансирование 8. организация голосования 9. подсчёт голосов. 10. установление результатов. В течение 3 месяцев со дня голосования публикуются данные об итогах и результатах референдума.

Сход гражда н осуществляется в поселении с численностью жителей, не более 100 чел. Сход граждан правомочен при участии 1\2 жителей. Осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, созываться главой самостоятельно либо по инициативе группы жителей не менее 10 человек. На сходе граждан председательствует глава или иное лицо, избираемое. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения подлежат обязательному исполнению.

С правотворческой инициативой граждан может выступать инициативная группа, min численность установлена нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, не может быть больше 3 % от числа жителей. Проект муниципальных правовых актов подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления в течении 3 мес. со дня подачи.

Публичные слушания проводится для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, проводятся представительным органом, главой муниципального образования. Рассматриваются: устав, проект бюджета и отчет об исполнении, планы развит, вопросы преобразования муниципального образования.

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или части для выявления мнения населения. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Проводится по инициативе: главы, представительного органа, органов государственной власти субъекта. Порядок проведения определяется уставом.

 

 

58.Система органов местного самоуправления в РФ.

В соответствии с Европейской хартией и Конституцией РФ население вправе определить наименование органов местного самоуправления, порядок формирования, компетенцию, срок полномочий органов местного самоуправления. В соответствии ФЗ №131 от 6. 10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» статьи 34, часть 3 структуру органов составляют представительный орган, глава муниципального образования, местной администрации, которые формируются в обязательном порядке, контрольный орган и избирательная комиссия муниципального образования, если предусмотрены уставом муниципальные образования. Наименование представительного органа, главы и местной администрации устанавливается законом субъекта. Структура органов местного самоуправления в случаи преобразования существующего муниципального образования определяется населением на муниципальном референдуме. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляются путем внесения изменений в устав муниципального образования. Финансирование на содержание органов осуществляется за счет собственных доходов.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений и из депутатов представительного органа поселений. Также представительный орган может избираться на муниципальных выборах. Численность депутатов представительного органа городского округа определяется уставом муниципального района и не может быть менее 7депутатов при численности населения -менее1000человек, 35депутатов- при численности населения свыше 500.000человек. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 15 чел. Представительный орган обладает правом юридического лица. В исключительной компетенции п редставительного органа муниципального образования находится: 1- принятие устава муниципального образования, 2- принятие и утверждение местного бюджета, 3- утверждение планов и программ муниципального образования, 4- определениеие порядка управления и распоряжения имуществом и т.д.. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предоставляется в местном бюджете отдельной строкой.

ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (единоличный орган) -это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления и наделенного соответствующими полномочиями. Глава муниципального образования

1)избирается на муниципальных выборах и в этом случаи является либо главой местной администрации, либо входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и является его председателем.

2)избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.

Глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может являться главой местной администрации и председателем представительного органа, если численность поселения менее 1000 чел. Глава муниципального образования: представляет муниципальное образование в отношениях с местным самоуправлением др.муниципальными образовательными органами государственной власти; подписывает и обнародует нормативно-правовые акты принятые представительным органом; издает в пределах своих полномочий собственные правовые акты. Глава муниципального образования подконтролен населению и представлен органу муниципального образования.

Полномочия главы прекращаются досрочно в случае: смерть, отставка по собственному желанию, прекращение гражданства РФ, признание судом недееспособным, безвестно отсутствующим.

МЕСТНАЯ АДМИНИСТР-Я – это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяемый уставом муниципального образования, полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочий переданных органам местного самоуправления, федеральными законами и законами субъектов. Главой местной администрации является:

1. глава муниципального образования

2. лицо назначенное на должность по контракту по результатам конкурса на срок полномочий определенных уставом. Условия контракта для главы администрации поселения утверждается представительным органом муниципального образования, а для главы местной администрации муниципального района представительным органом муниципального района. Порядок проведения конкурса устанавливается представительным органом муниципального образования. Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Полномочия прекращаются досрочно в случае: смерть, отставка по собств.желанию, прекращение гражданства РФ, признание судом недееспособным, безвестно отсутствующим, призыва на военную службу, контракт может быть расторгнут по соглашению сторон либо в судебном порядке на основании заявления представительного органа, главы муниципального образования в связи с нарушением условий в части касающейся вопросов местного значения; высшего должностного лица субъекта РФ в связи с нарушением условий контракта в части касающейся отдельных государственных полномочий.

Контрольный орган муниципального образования образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проектов местного бюджета, отчета об его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка распоряжения имуществом находятся в муниципальной собственности. Формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом. Результаты проверок подлежат опубликованию. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять контрольному органу по его требованию необходимую информацию.

Муниципальная избирательная комиссия формируется на территории муниципального образование, если это предусмотрено уставом муниципального образования и в этом случае является юридическим лицом, а работники аппарата муниципальной избирательной комиссии имею статус муниципальных служащих..

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...