38. Закон. Подзаконные акты.. Законы
38. Закон. Подзаконные акты. Законы Слово " закон" в специальной и популярной литературе, в бытовой речи зачастую обозначает общеобязательное правило, обеспеченное принудительной силой государства. В таком понимании закон отождествляется, по сути, с правом. В строгом юридическом смысле закон – это правовой акт, обладающий специфическими, только ему присущими признаками. Во-первых, закон – акт высшего представительного органа Российской Федерации или представительного органа субъекта РФ. Законы, принимаемые представителями всего населения, в наибольшей степени выражают интересы народа (должны, по крайней мере, выражать), являются актами первичного характера, формулируя и закрепляя отправные начала для всей системы законодательства. Во-вторых, законы регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и, прежде всего, основного из них – Конституции РФ – закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти и управления и т. д. Законами определяются формы и виды собственности, основы налоговой политики, предпринимательской деятельности, приватизации, образования и другие важные направления жизнедеятельности общества и государства. По мере стабилизации и развития общества роль закона в нашей жизни будет постепенно возрастать. В государстве, стремящемся быть правовым, наряду с общегосударственными, наиболее значимыми проблемами законом и только законом должны регулироваться все вопросы, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан. В-третьих, законы – это акты, принятые в особом порядке и обладающие высшей юридической силой. Порядок принятия законов определяется конституцией и регламентами представительных органов власти.
Высшая юридическая сила законов выражается в том, что все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов, в соответствии с ними и им противоречить не могут. Таким образом, закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы, как и другие нормативные правовые акты, представляют собой результат правотворчества. Но их разработка и принятие имеют свои особенности, обусловленные местом и ролью закона в правовой системе общества. Создается закон в процессе законотворчества – важнейшей составной части нормотворческой деятельности. Законотворческий (законодательный) процесс включает в себя ряд последовательных стадий. 1. Законодательная инициатива – право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Право законодательной инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть в определенный срок предложение об издании закона или внесенный на его рассмотрение законопроект. Готовят законопроекты различные органы и даже отдельные лица.
Нередко в законотворческой практике применяется отраслевой, ведомственный принцип, в соответствии с которым проекты законодательных актов готовятся теми органами, профилю которых они соответствуют. Так, МВД России разработало проекты федеральных законов от 07. 02. 2011 № З-ФЗ " О полиции", от 12. 08. 1995 № 144-ФЗ " Об оперативно-розыскной деятельности"; Минобороны России – проект Федерального закона от 28. 03. 1998 № 53-Φ 3 " О воинской обязанности и военной службе"; Прокуратура России – проект Федерального закона от 17. 01. 1992 № 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации" и т. д. Такой порядок подготовки законопроектов далеко не безупречен, ибо здесь могут отчетливо просматриваться ведомственный интерес, кабинетное согласование вопросов, а иногда и некомпетентное вмешательство некоторых государственных структур и должностных лиц. Закономерно поэтому, что наличие Федерального Собрания как постоянно действующего органа (ч. 1 ст. 99 Конституции РФ) привело к подготовке законопроектов в его комитетах и комиссиях, причем нередко на альтернативной основе. Однако полное отстранение министерств и ведомств, организаций от подготовки проектов законов, которые будут регулировать их деятельность, было бы также неправильным.
Официальными источниками (изданиями) опубликования нормативных правовых актов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, решений Конституционного Суда РФ о толковании Конституции и соответствии ей нормативных правовых актов высших законодательных и исполнительных органов власти являются " Российская газета" или " Собрание законодательства Российской Федерации".
" Собрание законодательства Российской Федерации" состоит из пяти разделов:
Принятый Государственной Думой федеральный конституционный закон и федеральный закон направляются на одобрение в Совет Федерации, где он должен быть рассмотрен в срок, не превышающий 14 дней (если в течение этого срока закон не рассмотрен, он считается одобренным Советом Федерации). Одобренный Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту РФ. В течение 14 дней Президент РФ либо подписывает закон, либо отклоняет его. Публикуется закон не позднее семи дней после подписания его Президентом РФ. Принимаемые в Российской Федерации законы можно сгруппировать следующим образом. 1. По значимости и юридической силе – законы конституционные и обыкновенные (текущие). Главным конституционным законом является Конституция РФ. Принятая на всероссийском референдуме в 1993 г. Конституция РФ устанавливает и закрепляет основы, принципы и положения общественного и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, государственное устройство, структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления и т. д.
Федеральные конституционные законы – это законы, вносящие поправки к гл. 3–8 Конституции РФ, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции РФ. Таковы федеральные конституционные законы " О Конституционном Суде Российской Федерации"; " О референдуме Российской Федерации"; " О Правительстве РФ". Федеральные конституционные законы принимаются не простым большинством, а в особом порядке – для его принятия требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации – не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты. Все остальные законы, принятые Федеральным Собранием РФ в пределах его компетенции и в порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таковы, например, все принятые и ныне действующие кодексы, Федеральный закон от 29. 07. 2004 № 98-ФЗ " О коммерческой тайне", Федеральный закон от 27. 07. 2004 № 79-ФЗ " О государственной гражданской службе" и др. Они принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания. При этом датой принятия обыкновенного федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|