Самостоятельная работа обучающихся
Методическая разработка по анатомии и физиологии человека для студентов к практическому занятию №1.
Тема: Человек как предмет изучения анатомии и физиологии.
Актуальность темы: На курсах клинических дисциплин необходимы знания по топографическому расположению органов. Для применения в профессии необходимо овладеть основными терминами, определяющими положение органов, их частей, знаниями о строении органов и систем.
Цель занятия:
1.Формирование системы знаний и общих компетенций, связанных с изучением основных закономерностей развития и жизнедеятельности организма, строение тканей, органов и систем, их функции.
2. Выявить и показать части тела человека, оси и плоскости с применением анатомической номенклатуры.
3. Научиться самостоятельно, работать с дидактическим материалом.
Студенты должны знать:
- строение тканей, органов и систем, их функции, включая в себя:
- основные термины, определяющие положение органов, их частей в теле;
Студенты должны уметь:
- Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании медицинской помощи, включая в себя:
Общее время: 90 мин.
Оснащение: скелет человека, муляж мужского торса, набор плакатов со схемами плоскостей и областей тела человека, системами органов, атласы анатомии человека.
Место проведения: кабинет №205.
Задание на самоподготовку.
Ориентировочная карта №1
№ п/п
| Вопросы для самоподготовки
| Источники информации
| Цель деятельности
| Вопросы для самоконтроля
|
1.
| Части тела человека. Оси и плоскости.
| Учебник А.А. Швыреваа «Анатомия и физиология человека» стр. 3 -12, 38-41,
Н.И. Федюковича «Анатомия и физиология» стр.3-17, 37- 39.
| Знать, чтобы использовать
в практической
деятельности.
| 1. Какие части тела вам известны?
2. Назовите отделы и области головы.
3. Какие выделяют области спины?
4. На какие области делиться живот?
5. Назовите линии грудной клетки?
6. Какие полости тела вам известны?
7. Назовите отделы верхних и нижних конечностей
8. Какие основные плоскости вы знаете?
9. При пересечении, каких плоскостей образуются оси тела?
1.
|
| Анатомическая номенклатура.
Определение органа, системы органов.
|
|
| 1. Как произносится термин: поверхностный, глубокий, внутренний, наружный, черепной, хвостовой, ближе к середине, боковой, более близкий и отдаленный от начала конечности, брюшной, спинной?
2. Что такое орган? Какие органы различают?
Что называют системой органов?
3. Какие системы органов вы знаете, из чего они состоят и какие функции выполняют?
4.Чем аппарат отличается от системы органов? Назовите аппараты.
5. Какие системы органов осуществляют регуляцию функций организма?
|
Самостоятельная работа обучающихся
№
п/п
| Название
| Описание
| Цель
| Время
|
1.
|
Изучить общий план строения организма
| Задание №1
Запомните:
Уровень организации
| Определение
| 1.Орган
2.Система органов
3.Аппарат
|
|
|
Выработать умение систематизировать учебный материал, работать с таблицей.
|
|
2.
|
Изучить плоскости и оси, используемые при описании расположения частей тела.
| Задание №2
1.Изучите основные плоскости и оси человека в «Анатомии и физиологии человека» Швырев А.А. стр.39-40. Скажите:
- на какие части делит тело сагиттальная, фронтальная, горизонтальная плоскость;
- какие движения возможны вокруг осей.
2.Научитесь показывать на муляже и таблице основные плоскости.
|
Выработать навыки работы с учебной литературой, наглядностью чтобы изучить оси иплоскости.
Осознать и осмыслить учебный материал.
|
|
3.
|
Изучить основные проекционные линии груди, спины, боковой поверхности грудной клетки, области живота.
| Задание №3
1.Изучите основные проекционные линии груди, спины, боковой поверхности грудной клетки, области живота.
2.Научитесь показывать на муляже, на скелете, на таблице на друг друге, условные линии и области, определяющие положение органов и частей в теле.
|
Выработать умения, работать с наглядностью, зарисовывать схемы. Осмысливать и систематизировать информацию по теме.
|
15'
|
4.
5.
|
Изучить расположение частей тела человека, его основных областей, полостей, отделов.
Изучить основные латинские анатомические термины, используемые при описании расположения органов относительно друг друга.
| Задание №4
1.Изучите на таблицах, в атласах, запомните:
А) части тела человека;
Б) области мозгового и лицевого отдела головы;
В) области спины и живота;
Г) отделы конечностей;
Д) полости тела для внутренних органов;
Е) полости тела, заполненные жидкостями
Задание №5
1.Изучите основные терминв в «Анатомии и физиологии человека» Швырев А.А. стр.40 -41. Запомните.
1. поперечный – transversalis;
2. поверхностный
3. глубокий,
4. внутренний
5. наружный
6. черепной
7. хвостовой
8. ближе к середине
9. боковой,
10. более близкий к началу конечности
11. отдаленный от начала конечности
12.брюшной
13. спинной
14.правый
15. левый
|
Выработать навыки работы с учебной литературой, чтобы осознать и осмыслить учебный материал по топографии.
Выработать навыки работы с учебной литературой, чтобы осознать и осмыслить учебный материал по анатомической терминологии
|
15'
|
Методическая разработка по анатомии и физиологии человека для студентов к
Практическому занятию №2.
Тема: Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека. Соединения костей.
Актуальность темы: Движение – это приспособление организма к меняющимся условиям среды. Оно осуществляется с помощью опорно – двигательного аппарата, пассивной частью которого являются кости. Скелет определяет внешние формы тела, а от баланса химических веществ в кости зависит ее жизнедеятельность, а значит и благополучие организма. Значение темы велико для изучения всех разделов анатомии и также при изучении таких дисциплин как акушерство, гинекология, хирургия, педиатрия и др. Велик процент людей страдающих различными патологиями позвоночника.
Цель занятия:
1.Формирование системы знаний и общих компетенций, связанных с изучением общих вопросов анатомии и физиологии аппарата движения человека и анатомического строения скелета, его определение и функции.
2. Выявить и показать структурные и функциональные особенности видов костей, их соединений и скелета.
3. Научиться самостоятельно, работать с дидактическим материалом, планировать деятельность, время, ресурсы.
Студенты должны знать:
- анатомическое строение скелета, его определение и функции, кость как орган, соединение костей; анатомическое строение скелета туловища.
Студенты должны уметь:
- обоснованно определять, называть и показывать части скелета, на скелете основные виды костей, соединения костей, называть и показывать части скелета, их анатомические образования с функциональной оценкой;
Общее время: 90 мин.
Оснащение: атласы анатомии человека, набор плакатов по остеологии и артросиндесмологии, скелет, набор костей скелета туловища.
Место проведения: кабинет №205.
Задание на самоподготовку.
Ориентировочная карта №2
№ п/п
| Вопросы для самоподготовки
| Источники информации
| Цель деятельности
| Вопросы для самоконтроля
|
1.
|
1.Структуры организма, осуществляющие процесс движения. Скелет – понятие, функции. Кость как орган, химический состав. Виды костей, строение.
|
Учебник Н.И. Федюковича «Анатомия и физиология» М.2006
Стр. 40-55.
А.А.Швырев «Анатомия и физиология человека» Р..2004 стр.41-65
|
Знать, чтобы использовать
в практической
деятельности.
|
- Сколько костей принимают участие в оразовании опорно – двигательного аппарата?
- Какие функции выполняет скелет?
- Каков химический состав костей?
- Какое значение имеют органические и неорганические вещества, из которых состоит кость?
- Как меняются кости с возрастом?
- Какие клетки принимают участие в строении кости?
- Чем покрыты эпифизы костей?
Изменяются ли они с возрастом?
- За счет чего кость растет в длину и толщину?
- Как расположены относительно друг друга компактное и губчатое вещество?
- Как называется структурная единица косной ткани?
- Что такое красный костный мозг? Где он находиться у детей и взрослых?
- Где находиться желтый костный мозг? Какими тканями он построен?
|
| 2.Соединения костей. Строение сустава. Вспомогательный аппарат суставов. Классификация суставов. Виды движений в суставах.
| Учебник Н.И. Федюковича «Анатомия и физиология» М.2006
Стр. 40-55
|
Знать, чтобы использовать
в практической
деятельности
| 1. Какие типы соединения костей вы знаете? Приведите примеры.
2.Что собой представляет простой сустав?
4. Откуда в суставе появляется жидкость?
5..Какие суставы бывают по форме суставных поверхностей? Приведите примеры.
7.Какие движения могут осуществляться в суставах?
8.Назовите одноосные, двуосные и трехосные суставы, какие движения в них осуществляются?
|
| 3.Функциональная анатомия отдельных частей скелета: скелета туловища, скелета черепа, скелета верхних и нижних конечностей
|
Учебник Н.И. Федюковича «Анатомия и физиология» М.2006
Стр. 40-55.
А.А.Швырев «Анатомия и физиология человека» Р..2004 стр.41-65
|
Знать, чтобы использовать
в практической
деятельности
| 1.Чем образован скелет туловища?
2. Сколько отростков имеет позвонок?
3. Сколько и каких позвонков в позвоночнике?
4. Что проходит в позвоночном канале, чем он образован?
5. Какие физиологические изгибы имеет позвоночный столб?
6. Как соединяются ребра с грудиной и позвонками?
7. Чем образована грудная клетка?
8. Сколько костей образуют мозговой и лицевой отдел черепа? Назовите их.
9.Какие соединения черепа вам известны?
10. Как меняется череп с возрастом?
11.Назовите отделы верхней конечности, какими костями они представлены?
12.Какие отделы различают в кисти?
13.Как соединяются кости верхней конечности?
14.Назовите кости отделов нижней конечности.
15.Из каких костей состоит голень?
16.Из каких костей состоит стопа?
16.Изкаких костей состоит тазовая кость?
17.Чем построен таз? Какие соединения он имеет?
18. Чем мужской таз отличается от женского?
19. Какие размеры таза вам известны какое значение они имеют?
20. Какими костями образованы суставы нижней конечности?
21. Как влияют физические нагрузки на формирование скелета? Что необходимо для формирования правильной осанки? Влияет ли качество пинания на формирование скелета?Как меняется состояние костной ткани с возрастом? Одинаковы ли эти процессы у мужчин и женщин?
|
Самостоятельная работа обучающихся
№
п/п
| Название
| Описание
| Цель
| Время
|
1.
|
Изучить строение кости как органа, соединение костей.
| Задание №1
1.На скелете покажите осевой и добавочный скелет их
основные части.
2.Изучите по таблице виды соединения костей.
|
Выработать умение
обоснованно определять, называть и показывать на скелете основные части.
|
10'
|
2.
|
Изучить строение позвоночного столба и грудной клетки.
| Задание №3
1.Изучите общее строение позвонка в атласе и на муляже.
2.Выявите особенности в строении позвонков различных отделов позвоночника на скелете.
3.Найдите на муляже изгибы позвоночного столба.
4.Изучите в атласе и на муляжах ребра и грудную клетку.
5.Найдите и назовите на скелете основные отделы грудной клетки.
| Выработать умение,
обоснованно определять, называть и показывать на скелете основные части костей позвоночного столба и грудной клетки, их анатомические образования.
|
10'
|
3.
4.
5.
|
Изучить череп
Изучить кости верхней конечности
Изучить кости нижней конечности
| Задание №4
1.Изучите на таблицах, в атласах и на муляжах кости мозгового и лицевого черепа.
2. Изучите строение основания черепа и череп в целом.
Задание №5
1.Изучите на таблицах, в атласах и на муляжах кости плечевого пояса и свободной верхней конечности.
2. Научитесь показывать на скелете и муляжах основные части костей верхней конечности.
3. Научитесь собирать из муляжей костей суставы верхней конечности.
Задание №6
1.Изучите на таблицах, в атласах и на муляжах кости тазового пояса и свободной нижней конечности.
2. Научитесь показывать на скелете и муляжах основные части костей нижней конечности.
3. Научитесь собирать из муляжей костей суставы нижней конечности.
| Выработать умение,
обоснованно определять, называть и показывать на скелете основные части костей черепа, их анатомические образования с функциональной оценкой, костей верхней конечности, их анатомические образования, части костей нижних конечностей, их анатомические образования с функциональной оценкой.
|
15'
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: