Задание №1
1.Изучите с помощью плакатов, анатомического атласа и учебной литературы внешнее и внутреннее строение мышцы как органа.
2. Изучите классификацию мышц. Найдите, на муляжах, таблицах и в анатомическом атласе мышцы различных форм.
Выработать навыки работы с наглядностью, обоснованно определять, называть и показывать формы мышц.
10'
2.
Изучение мышц туловища.
Задание №2
1.Изучите с помощью муляжей, плакатов, анатомических атласов мышцы туловища, особенности строения положения и функции мышц:
А.Спины;
Б. Груди;
В. Живота.
2.Покажите на муляжах, планшетах и назовите с функциональной характеристикой мышцы спины, груди, живота.
3. Найдите на муляже мужского торса слабые места передней брюшной стенки, охарактеризуйте их.
Выработать умение,
обоснованно определять, называть и показывать на муляжах и планшетах мышцы туловища и давать их функциональную характеристику.
.
10'
3.
Изучение мышц головы.
Задание №3
1. 1.Изучите с помощью муляжей, плакатов, анатомических атласов мышцы головы, особенности строения положения и функции:
А.Мимические мышцы;
Б. Жевательные мышцы.
2.Покажите на муляжах, планшетах, таблицах мышцы головы и дайте функциональную характеристику.
Выработать умение,
обоснованно определять, называть и показывать на муляжах и планшетах мышцы головы и давать их функциональную характеристику.
10'
4.
5.
6.
Изучение мышц шеи.
Изучение мышц верхней конечности.
Изучение мышц нижней конечности.
Задание №4
1. Изучите с помощью муляжей, плакатов, анатомических атласов мышцы шеи, особенности строения положения и функции:
А.Поверхностных мышц шеи;
Б. Глубоких мышц шеи
В. Надподязычных мышц шеи;
Г. Подподязычные мышцы шеи.
2.Покажите на муляжах, планшетах и назовите с функциональной характеристикой мышцы шеи.
Задание №5
1.Изучите с помощью муляжей, плакатов, анатомических атласов мышцы верхней конечности, особенности строения положения и функции:
А. Мышц плечевого пояса;
Б. Мышцы плеча;
В. Мышцы предплечья;
Г. Мышцы кисти.
2.Покажите на муляжах, планшетах и назовите с функциональной характеристикой мышцы верхней конечности
3. Найдите на муляже и таблице топографические образования верхней конечности, имеющих практическое значение, подмышечную и локтевую ямку
Задание №6
1.Изучите с помощью муляжей, плакатов, анатомических атласов мышцы нижней конечности, особенности строения положения и функции:
А. Мышц тазового пояса;
Б. Мышцы бедра;
В. Мышцы голени;
Г. Мышцы стопы.
2.Покажите на муляжах, планшетах и назовите с функциональной характеристикой мышцы нижней конечности
3. Найдите на муляже и таблице топографические образования нижней конечности, имеющих практическое значение, бедренный треугольник и подколенную ямку.
Выработать умение,
обоснованно определять, называть и показывать на муляжах и планшетах мышцы головы и давать их функциональную характеристику.
Выработать умение,
обоснованно определять, называть и показывать на муляжах и планшетах мышцы верхней конечности и давать их функциональную характеристику
Выработать умение,
обоснованно определять, называть и показывать на муляжах и планшетах мышцы верхней конечности и давать их функциональную характеристику
10'
Методическая разработка по анатомии и физиологии человека для студентов к практическому занятию №5.
Тема: Нервная система
Актуальность темы: Нервная система – обеспечивает регуляцию и координацию деятельности организма и его взаимодействие с окружающей средой. Она определяет поведение и деятельность индивидуума в постоянно меняющихся условиях. Нервная система является материальной основой всех видов деятельности, мышления, памяти, чувств и т.п. Знания по данной теме являются базой для изучения таких дисциплин, как нервные болезни, психиатрия, психологи и т.д.
Цель занятия:
1.Формирование системы знаний и общих компетенций, связанных с изучением основных закономерностей развития и жизнедеятельности организма, его нервной системы.
2. Выявить и показать различные отделы нервной системы их основные анатомические образования.
3. Научиться самостоятельно, работать с дидактическим материалом, планировать деятельность, время, ресурсы.
Студенты должны знать:
- значение, принципы строения, функциональная анатомия отделов центральной и вегетативной нервной системы.
Студенты должны уметь:
- определять, называть и показывать отделы нервной системы, детали их анатомического строения.
Общее время: 90 мин.
Оснащение: атласы анатомии человека, муляжи головного мозга, набор плакатов по теме, набор планшетов с различными анатомическими образованиями нервной системы.
Место проведения: кабинет № 205.
Задание на самоподготовку.
Ориентировочная карта №5
№ п/п
Вопросы для самоподготовки
Источники информации
Цель деятельности
Вопросы для самоконтроля
1.
1.Значение, классификация нервной системы. Общие принципы строения центральной нервной системы – серое вещество, белое вещество. Нервный центр – понятие. Виды нервных волокон, нервы – строение, виды.
Рефлекторная дуга как система нейронов и их отростков, контактирующих посредством синапсов. Структуры рефлекторной дуги. Синапсы, их строение, функции, значение.
Учебник А.А. Швырева «Анатомия и физиология человека» Р.2004
Стр. 303-318.339-345
Знать, чтобы использовать
в практической
деятельности.
1.Каковы главные функции нервной системы?
2.Какие структуры относят к центральной нервной системе?
3.Чем серое вещество отличается от белого вещества?
4. Чем представлена периферическая нервная система?
5. Какова роль в организме соматической нервной системы?
6. Что иннервирует вегетативная нервная система?
7.Какие нейроны вы знаете, какова их функция?
8.Какие оболочки покрывают нервы?
9.Как делятся нервы по функциям?
10. Чем рефлекс отличается от рефлекторной дуги?
11. Какие рецепторы вам известны?
12. Что такое эффектор?
13. Как передается возбуждение от одного нейрона к другому?
14.Назовите звенья рефлекторной дуги?
Краткие данные: спинной мозг. Рефлексы спинного мозга. Рефлекторные дуги простых и сложных соматических рефлексов.
Учебник А.А. Швырева «Анатомия и физиология человека» Р.2004
Стр. 303-318.339-345
1.Какие функции выполняет спинной мозг?
2.Где он находится?
3.Каковы размеры и вес спинного мозга?
4.Сколько и каких сегментов в спинном мозге?
5. Что содержат рога серого вещества?
6. Сколько канатиков в спинном мозге?
7.Чем представлено белое вещество спинного мозга?
8.Кто окружает спинной мозг?
9. Где находятся спинномозговая жидкость?
3.
Головной мозг, функциональная анатомия отделов мозга. Физиологические свойства коры.Функциональная анатомия ядерных субстанций головного мозга. Оболочки мозга, полости головного мозга. Ликвор.
6.Условные и безусловные рефлексы. Универсальные процессы нервной деятельности (возбуждение и торможение), носители информации (нервный импульс и медиаторы), принцип нервной деятельности (саморегуляция на основе прямой обратной связи). Особенности ВНД у человека.
Строение кожи – эпидермис, дерма; подкожный слой, железы кожи; производные кожи: волосы, ногти; функции кожи.
Учебник А.А. Швырева «Анатомия и физиология человека» Р.2004
Стр. 303-318.339-345
Знать, чтобы использовать
в практической
деятельности.
Сколько и каких отделов в головном мозге?
Где находится продолговатый мозг, какие функции он выполняет?
Что включает в себя задний мозг?
Чем занимается мост и мозжечок?
Какие анатомические образования выделяют в среднем мозге?
Каково функциональное значение среднего мозга, чем занимается черное вещество и красное ядро?
Где находится промежуточный мозг?
Какие отделы выделяют в промежуточном мозге?
Кто занимается интеграцией всех видов чувствительности?
Каковы функции гипоталамуса?
Из чего состоит полушарие?
Какие структуры имеет кора?
Какие доли вам известны?
Что такое высшая нервная деятельность?
Какие процессы происходят в коре?
Какие зоны различают в коре
Какие базальные ядра вы знаете?
Какие волокна белого вещества головного мозга осуществляют связь с рабочими органами?
Сколько желудочков в головном мозге?
Какие оболочки мозга вы знаете?
1.Чем образован эпидермис кожи?
2. Из каких тканей состоит дерма?
3. Каково строение и функция подкожной клетчатки?
4 Какие и в каком слое находятся железы?
5.Функции кожи как анализатора и изолятора?
6.Какие волосы вы знаете, их строение?
7.Строние ногтя.