Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сбор информации методом интервьюирования




Практическое задание №2

На тему: «Сбор информации. Построение модели.

(Цветочный салон)»

По дисциплине Системный анализ и принятие решений (САиПР)

 

Выполнила:

 

Студентка гр.019

Семьянихина Я.Ю. _________

 

 

Проверил:

Мещеряков П.С.___________

 

 

Томск - 2012 г.

Задания:

№1. Тема: Сбор информации о системе методом Интервьюрирования.

 

Порядок выполнения:

Ознакомьтесь с материалом статьи, выложенной преподавателем в форуме «Говорим о Системном анализе».

 

№ 2. Тема: Формирование требований (ограничений) к исследуемой системе.

Порядок выполнения:

Сформулируйте требования, предъявляемые системами окружающей среды (со стороны потребителей, поставщиков, вышестоящих организаций и т.д.), и собственные требования.

Требования могут предъявляться по ассортименту и качеству продукции и услуг, по стоимости продукции и услуг, по срокам поставок, по уровню экологичности и т.д. Требования должны быть конкретными, применимыми для исследуемой системы. Требования могут формулироваться с использованием как количественных, так и качественных параметров.

 

№ 3. Тема: Построение иерархической содержательной модели исследуемой системы.

Порядок выполнения:

1. Постройте дерево подсистем исследуемой системы с использованием стандартных моделей (оснований декомпозиции). Дерево должно содержать не менее 4-х уровней и включать подсистемы основного и вспомогательного производства.

2. Для некоторых подсистем (не менее 5) из построенной иерархии подсистем составить содержательное описание в виде классификаторов структурных элементов (ПД — предметов деятельности, СД — средств деятельности, КП — конечных продуктов, К — кадров), параметров каждого структурного элемента и параметров процесса.

3. Для каждой декомпозируемой подсистемы указать основание (классификационный признак) декомпозиции.

Ввиду того, что иерархическое описание в графическом представлении является довольно громоздким, его рекомендуется производить с использованием многоуровневого списка и/или в табличном виде.

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1.Теоретические основы по каждому из данных заданий……………...5

1.1.Сбор информации методом интервьюирования……………………………6

1.2.Формирование требований (ограничений) к исследуемой системе…….9

1.3.Иерархическая содержательная модель исследуемой системы……..…………………………………………………………………….10

Глава 2. Моделирование Цветочного салона……...…………………...………13

2.1. Интервьюирование………………………………………………………….13

2.2. Содержательное описание исследуемого объекта...……………………...15
2.3. Требования (ограничения) к системе……………………...…………..…..16
2.4. Построение иерархической содержательной модели…………………….18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………22

Введение

 

Целью данного индивидуального задания является изучение теоретических основ на тему курса Системного анализа: «Сбор информации. Построение модели», основываясь на выводы по практическим заданиям.

Задачи:

1.Найти и изучить теоретические основы, понятия, термины, пояснения к методам и т.д., используемые в формулировке заданий;

2.Выполнить практические задания, тем самым усвоить теоретический материал;

3.Подвести краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее экономическую, научную, социальную значимость.

 

 

Глава 1. Теоретические основы по каждому из заданий

Модель (от лат. “образец”) – отображение: целевое, абстрактное или реальное, статическое или динамическое, ингерентное, конечное, упрощенное, приближенное, имеющее наряду с безусловно истинным условно-истинное и ложное содержание, реализующееся и развивающееся в процессе его практического использования.

Модель состава системы — модель, описывающая, из каких подсистем и элементов состоит система.

Модель структуры системы – модель, описывающая все связи (отношения) между элементами модели состава системы.

Содержательное описание исследуемого объекта. –

Этот этап является одним из основных. Объект описывается с позиций системного подхода. В полной мере реализуется вся совокупность методологических установок этого подхода. Описание исследуемого объекта ведется на естественном языке. В результате получают концептуальную модель. Эта модель должна быть ориентирована на выявление определенных свойств объекта-прототипа и показателей эффективности в соответствии с целями исследования. При разработке концептуальной модели необходимо обосновать то, что должно войти в нее, и то, что может быть отброшено без существенных искажений результатов моделирования. Как правило, концептуальная модель характеризуется избыточностью информации. Процесс ее создания нельзя полностью формализовать, однако при его проведении возможно использование элементов теории графов, множеств и т.д. Во время построения концептуальной модели происходит дальнейшее осмысление поставленной задачи. Этот этап является обязательным в процессе моделирования, так как содержательное описание служит базисом для дальнейших исследований.[1]

Сбор информации методом интервьюирования

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах. Рассмотрим их.

Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при которомисследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этотметод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях: а) вопросов без ответов при нем практически не бывает; б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены; в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций; г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой. Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений. Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования. Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем. Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным. Только опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации. Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы. Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться: а) однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал); б) в межличностной (интервьюер-респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и группо-групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов). Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...