Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам




 

Современное уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации впервые выделяет в самостоятельный правовой институт нормы, регламентирующие особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, занимающих особые государственные (иные) должности. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР не содержал какого-либо системного изложения данных особенностей, что, несомненно, создавало практические трудности по его применению в случаях привлечения к уголовной ответственности указанных категорий лиц. Необходимость законодательного закрепления особого порядка производства по уголовным делам в отношении определенных лиц была обусловлена в первую очередь их должностным статусом, связанным с предоставлением им дополнительных гарантий. Такие гарантии способствуют их самостоятельности и независимости, обеспечивают повышенную охрану их личности и в большем объеме ограждают от незаконного или необоснованного уголовного преследования, осуждения или иного нарушения прав.

Гарантии, предоставляемые государством отдельным категориям лиц, закреплены целым рядом законодательных актов России, устанавливающих их специальный правовой статус (См., напр., Конституцию России; федеральные конституционные законы: от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”; от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”; Закон Российской Федерации от 14 апреля 1993 г. №3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации”; федеральные законы: от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”; от 17 января 1992 г. №2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”; от 11 января 1995 г. №4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”; от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”; от 10 января 2003 г. №19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”; от 12 февраля 2001 г. №12-ФЗ “О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи” и др.). А уголовно-процессуальное законодательство, в свою очередь, корреспондируясь с этими нормативными правовыми актами, определяет особые условия, при которых такие лица в случае совершения преступлений подвергаются уголовному преследованию и в отношении них постановляются приговоры (гл.52 УПК РФ).

В соответствии с частью 1 ст.447 УПК РФ особый порядок уголовного судопроизводства применяется в отношении следующих категорий лиц:

занимающих выборные должности в органах законодательной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органах местного самоуправления. К ним относятся:

– члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания России;

– депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации;

– депутаты, члены выборных органов местного самоуправления;

– выборные должностные лица органов местного самоуправления;

судей, т.е. лиц, занимающих государственные должности в органах судебной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, а также лиц, временно привлеченных к осуществлению правосудия. В соответствии с положениями законодательства о судебной системе к судьям относятся:

– федеральные судьи;

– судьи конституционных или уставных судов субъектов Федерации;

– мировые судьи;

– присяжные или арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия;

должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов. К ним относятся:

– Председатель, заместители Председателя и аудиторы Счетной палаты России;

– прокуроры;

– Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

– Руководитель следственного органа;

– следователи;

– адвокаты;

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

•прекратившего исполнение своих полномочий Президента России и кандидатов в Президенты (Действующий Президент России в соответствии со статьей 91 Конституции РФ обладает неприкосновенностью и ни при каких обстоятельствах не может быть привлечен к уголовной ответственности. Однако в случае совершения тяжкого преступления Президент может быть отрешен от должности в порядке, установленном статьей 93 Конституции РФ, после чего он может быть привлечен к уголовной ответственности как прекративший свои полномочия);

членов избирательных комиссий и комиссии референдума с правом решающего голоса.

Уголовное судопроизводство в отношении указанных категорий лиц осуществляется в соответствии с общими требованиями уголовно-процессуального законодательства, но с учетом некоторых особенностей, обусловленных дополнительными процессуальными гарантиями, определяющими правовой статус этих лиц. Такие особенности касаются:

1) принятия решений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о привлечении лица в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления; в) о переквалификации деяния на более тяжкое (Далее по тексту говорится только о возбуждении уголовного дела, при этом подразумевается, что в аналогичном процессуальном порядке принимаются также и решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, и решения о переквалификации деяний на более тяжкие);

2) персональной подследственности и подсудности;

3) производства отдельных процессуальных мероприятий и принятия решений, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...