Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нижний Новгород и В.И.Даль. Вопросы и задания.




Нижний Новгород и В. И. Даль

В середине июля 1849 года Даль приехал в Нижний Новгород. В его обязанности входило ведение дел удельной конторы, иными словами он занимался крестьянами, принадлежащими царской фамилии. Здесь в Нижнем Новгороде, Даль использует все свое свободное от службы время для работы над составлением словаря. 4 октября 1853 г. Турция объявила войну России.

В Нижнем Новгороде В. И. Даль создал один из первых в России добровольческий стрелковой полк. В составе этого полка в Севастополь добровольцем идет девятнадцатилетний сын его Лев (в то время студент Петербургской Академии художеств). В Севастополе Лев встретился со старыми друзьями своего отца Пироговым и Нахимовым. В 1855 году во время одного из боев смертельно был ранен Павел Нахимов.

Владимир Иванович тяжело переживает смерть друга. За плечами Даля 45 лет службы в различных учреждениях России. Ему все труднее совмещать службу в удельной конторе и работу над своим словарем. И здесь, в Нижнем Новгороде, Даль не может закрывать глаза на беззаконие и произвол, которые царили в Нижегородской губернии. У него постоянные столкновения с начальством на этой почве.

После очередной размолвки с губернатором он решает подать в отставку.

Вопросы и задания.

1. Где жил и трудился в Н. Новгороде, какую должность

занимал В. И. Даль?

2. Чем занимался, с кем поддерживал отношения В. И. Даль в

Н. Новгороде?

3. Каким образом В. И. Даль был связан с Пушкиным А. С.?

4. Что объединяло интересы В. И. Даля и П. И. Мельникова-Печерского?

5. Каково творческое наследие писателя и лексикографа?  

6. Выпишите из «Толкового словаря живого великорусского языка» 5-7 незнакомых для вас слов (из тематических областей  педагогики, воспитания, литературы, фольклора, искусства) вместе со словарной статьёй. В чём особенности словообразовательного гнезда, использованного для толкования слов?   

 

 

                      

 

 

Тема 3. «Светильник разума» Н. А. Добролюбов и нижегородская интеллигенция. Жизнь и творчество критика (1836-1861)

«По степени большего или меньшего уважения к труду и по умению оценивать труд... соответственно его истинной цен­ности - можно узнать степень цивилизации народа»

«Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершен­ства, то, по крайней мере, нельзя не согласиться, что они несравненно нравственнее взрослых» Н. А. Добролюбов.

«Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время».               В. Г. Белинский.

 

«Милый друг, я умираю оттого, что был я честен;

Но зато родному краю верно буду я известен... »             Н. А. Добролюбов.

 

За Театральной площадью продолжается ул. Пискунова. От здания районной администрации Советского района влево по Откосу над съездом начинается Октябрьская улица (бывшая Дворянская).

 

Здесь в небольшом двухэтажном доме № 2 24. 01. (5. 02. ) 1836г. родился и провел детские и юношеские годы известный критик, публицист и поэт, один из молодых идейных вождей революционной демократии Н. А. Добролюбов, который «дорог всей образованной и мыслящей России, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного вос­стания против «внутренних турок» - против самодержавного правительства... » Жизнь Добролюбова являет собой пример полного слияния творческой деятель­ности с задачами освободительной борьбы народных масс.

Отец А. И. Добролюбов, священник Никольской церкви, энергичный и деяте­льный, увлекся строительством четырехэтажного доходного каменного дома над Лыковой дамбой, с флигелем. Но это предприятие отца не было особенно удачным: доходный квартирный дом не окупал расходов, и многие годы на се­мье Добролюбовых тяжелым грузом висел значительный долг, с которым отец так и не мог расплатиться до самой смерти, оставив свои долги восемнадцатиле­тнему сыну. Когда старший сын Николай подрос, ему выделили отдельную уг­ловую комнату с окном, выходящем на улицу (около террасы, пристроенной в позднее время). В этой низенькой, но уютной комнатке Н. А., по словам его сес­тры, будучи семинаристом, постоянно писал и работал до глубокой ночи, обло­женный книгами.

Первоначальное образование Н. А. получил дома, занимаясь с матерью Зина­идой Васильевной, а затем с учителем-семинаристом философского класса Ни­жегородской семинарии Михаилом Костровым, вдумчиво руководившим воспитани­ем и обучением мальчика, способности которого в усвоении уроков поражали молодого учителя.

Стремление к знаниям у мальчика проявилось очень рано. Пользуясь тем, что у отца была неплохая по тем временам библиотека, в которой, помимо произведении духовного содержания, имелось много книг научного характера и журналов («Вестник Европы», «Современник»), Николай увлекается чтением. И когда в 1847г. мальчик поступает в 4(последний) класс духовного училища, а в 1848г. переходит в Нижегородскую духовную семинарию, он сразу выделяется среди учеников своей начитанностью и серьезными знаниями.

« Двенадцатилет­ний мальчик, -так отмечал Чернышевский в «Материалах к биографии Добролю­бова», - уже «имел большой запас знаний, приобретенных неутомимым чтением всяких книг, попадавшихся ему в руки». Знакомство с нижегородским книгопродавцем Н. Улитиным и с Д. А. Улыбышевым позволяет Николаю пользовать­ся книгами из их отлично подобранных домашних библиотек. Он полемизирует на злободневные темы, близко знакомится с преподавателями семинарии, чтобы читать книги из их библиотек.  

«Я читал все, что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы — всего больше романы», - признавался позднее критик. В семина­рии он впервые познакомился со статьями В. Г. Белинского, оказавшими огром­ное влияние на формирование взглядов Добролюбова и определившими интерес к критике. Здесь в семинарии он впервые пробует свои силы как поэт, о чем впо­следствии скажет: «Это просто какая-то галиматья, без складу и ладу, без чувст­ва и меры», написанная четырнадцатилетним подростком:

Нет, я буду полезен и нужен отчизне,

Нет, не сгиб я, и люди прославят меня!

Еще я на заре моей жизни,

Еще много надежд у меня! («Надежды», 1850г. ) Какие благородные, возвышенные чувства и мысли, волнующие молодого поэта, раскрываются в этих стихах:

Я в броню терпенья облекусь,

Истины мечом вооружусь

И, с сознаньем правды и добра,

Буду жить и завтра, как вчера. («Будущее», 1851г. )

А в таких ранних стихах, как «Крест и Пест» и других, при всей их поэтической наивности, формальной слабости, заметна и та склонность к сатире, которая по­лучит дальнейшее развитие в его сатирических стихах и пародиях.

В 1853г. Нижегородская семинария была окончена. Отец решил, что сын по­едет в Петербург, в Духовную академию. Но по прибытии в столицу, Н. А. реша­ет самостоятельно учиться в Главном педагогическом институте. В Петербурге проходит вся его дальнейшая короткая по времени, но насыщенная литератур­ными событиями жизнь. Он работает в тесном содружестве с Н. Г. Чернышев­ским и Н. А. Некрасовым в журнале «Современник».

После отъезда в Петербург Н. А. Добролюбов, потерявший вскоре мать и отца (1854г. ), лишь несколько раз приезжал в родной город навестить осиротевших младших братьев и сестер, оставшихся в Н. Новгороде на попечении у родных и знакомых Добролюбовых.

Н. А. Некрасов видел в Н. А. Добролюбове идеал гражданина и посвятил ему известное стихотворение:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...