«Суров ты был. Ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 «Суров ты был. Ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья ты отвергал, ты чистоту хранил! Ты жажде сердца не дал утоленья. Как женщину, ты Родину любил! Свои труды, надежды, помышленья, ты отдал ей. Ты честные сердца ей покорял, взывая к жизни новой. И светлый рай, и перлы для венца готовил ты любовнице суровой. Но слишком рано твой ударил час. И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало…» Вопросы и задания. 1. Где жил, учился, трудился Н. А. Добролюбов? Напишите очерк жизни и творчества критика. 2. Прочитайте статьи нашего земляка: а) «О значении авторитета в воспитании». Как относится автор к личности Пирогова-учёного и педагога? В чём разница между авторитетом педагога и авторитарностью в педагогическом процессе? б) «Основные законы воспитания». О каких законах воспитания пишет автор? Как он их обосновывает? Какова основная мысль автора? Составьте план статьи. Возможна ли реализация этих законов в современном образовании? 3. Какие проблемы образования женщин намечает Добролюбов в статье «Об учреждении открытых женских школ»? 4. Каким образом в статье «Луч света в тёмном царстве» отражён уклад жизни нижегородского купечества? Сопоставьте взгляды Добролюбова Н. А. и Островского на проблему эмансипации. 5. В чем причина раскола, произошедшего в журнале «Современник» после публикации статьи Добролюбова Н. А. «Когда же придёт настоящий день»? 6. Составьте вопросы для викторины, кроссворда по биографии, творчеству критика.
Дополнительная информация на уроке
Добролюбов, Николай Александрович - русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высоко даровитого юноши, ослепительно-блестящая по своим литературным результатам, но тусклая в его личном существовании. Судьба с ним сыграла именно ту " обидную шутку", которой так " страшился" его " ум больной" в одном из написанных им перед самой смертью стихотворений (" Пускай умру, печали мало" ). С горьким предчувствием выражал он здесь свои опасения: " Чтоб под могильною землею не стал любви предметом я, чтоб все, чего желал так жадно и так напрасно я живой, не улыбнулось мне отрадно над гробовой моей доской". А вышло как раз так.
Добролюбов родился 24 января 1836 г. в Нижнем Новгороде, где отец его состоял священником Никольской церкви. Семья его была из обеспеченных. Но у отца Добролюбова была страсть строить дома, чтобы обеспечить жильём большую семью; благодаря этому он был вечно озабочен и, отнюдь не будучи злым, изливал на семью горечь многочисленных деловых неудач своих. К сыну он поставил себя в такие отношения, что тот, оказывая ему не только наружно, но и в глубине души самую полную почтительность, решительно его чуждался и так робел перед ним, что рта не открывал в его присутствии. Зато к доброй, приветливой, умной и благородной матери своей Добролюбов чувствовал безграничную привязанность. От нее он унаследовал свой духовный облик, стремление к нравственному совершенствованию и цельность натуры. " От нее, - писал он в своем дневнике вскоре после ее смерти, - получил я свои лучшие качества; с ней сроднился я с первых дней моего детства; к ней летело мое сердце, где бы я ни был; для нее было все, что бы я ни делал". Когда она умерла, Добролюбов предался глубочайшему отчаянию. В любви Добролюбова к матери ярко сказался тот удивительный запас нежности, который так поражает всякого при более близком знакомстве с интимной жизнью отца русского " отрицания". Этот, по уверению его литературных противников, " бессердечный насмешник" и " разрушитель" всяческих " иллюзий", этот мнимый прототип Базарова был не только образцовым сыном, братом и родственником, но весь был переполнен самого романтического стремления к идеальным привязанностям.
Очень посчастливилось ему в выборе учителей. Когда ему было 8 лет, к нему приставили семинариста философского класса М. А. Кострова, который впоследствии женился на сестре своего ученика. Костров повел обучение не шаблонным путем зазубривания, а по возможности старался развить острые и без того мыслительные способности мальчика. Мать Добролюбова постоянно говорила, что из классной комнаты сына только и слышно: " почему", " отчего", да " как". Результат занятий с Костровым был блестящий. Когда 11-летнего Добролюбова отдали в старший класс духовного училища, он всех поразил осмысленностью ответов и начитанностью. Через год он перешел в семинарию и здесь также сразу стал в ряду первых учеников, большинство которых года на 4, на 5 были старше его. Робкий и застенчивый, он сторонился от забав и игр своих товарищей и буквально целый день читал - читал дома, читал и в классе во время уроков. Это дало ему то замечательное знакомство с русской литературой, как изящной, так и научной, которое сказывается уже в первых статьях его. В 14 лет Добролюбов уже стал сноситься с редакциями относительно переведенных им стихотворений Горация, а лет в 15 стал вести свой дневник, который вполне может быть назван литературным произведением. В 1853 г. Добролюбов одним из первых кончил курс семинарии. Он мечтал о Казанском университете, но для этого у запутавшегося отца не хватало средств, и Добролюбов поехал в Петербург, чтобы поступить в духовную академию. В Петербурге, после сильных колебаний, вызванных опасением огорчить отца, он поступает в главный педагогический институт. Институт сыграл очень большую роль в ходе умственного развития Добролюбова. В середине 1857 г., уже после окончания института, Добролюбов Н. А. уже был хотя и тайным, но весьма деятельным сотрудником " Современника"; он твердо решил всецело отдаться литературной деятельности и пустил в ход разные знакомства, чтобы только числиться по учебному ведомству. В первый же год пребывания в институте умерла мать. Летом 1854 г., во время каникулярной побывки Добролюбова в Нижнем, умер от холеры отец его. Затем последовал целый ряд других родственных потерь, потрясавших Добролюбова своей непрерывностью и какой-то систематичностью: в течение двух-трех лет умерли у Добролюбова брат, сестра и две любимые тетки. Все это нагнало на него такой ужас, что часто он боялся открывать письма из Нижнего, ожидая, что сейчас узнает о новой смерти. Когда умер отец, Добролюбову было 18 лет. Но он ни на минуту не усомнился в том, что теперь он глава семьи и должен взять в свои руки устройство ее благосостояния. И вот, сам нуждаясь в поддержке, он не только отказывается от своей доли в наследстве, но тотчас же по возвращении в Петербург энергично берется за уроки, корректуру, литературную работу, всякий лишний грош отсылая в Нижний, где за его малолетними братьями и сестрами присматривали несколько ближайших родственников. При жизни на его долю выпала исключительно роль пионера, роль безымянного (потому что он писал или вовсе без подписи, или с подписью - " бов" ) возделывателя того поля, на котором посев взошел только после его смерти. Торжество идей Добролюбова ярко выразилось в успехе собрания его сочинений, вышедшего в 1862 г., - успехе совершенно неожиданном даже для самых близких его друзей. И успех этот оказался не эфемерным: 7 изданий выдержало собрание сочинений Добролюбова с 1862 по 1911 г., каждый раз в таком количестве экземпляров, что, в ряду произведений, быть может, первое место по распространенности.
Литературная деятельность Добролюбова началась еще в институте. Студентом 3 курса отнес он в " Современник" статью о " Собеседнике Российского Слова", которая и была напечатана осенью 1856 г., под псевдонимом Лайбова (окончания имени и фамилии: Николай Добролюбов).
Портрет работы В. Щербакова
Первая из больших статей 1857 г. - " О значении авторитета в воспитании" - открывает собой целый цикл общественно-педагогических статей Добролюбова, которые все почти вызваны деятельностью Пирогова. И во второй статье, посвященной Пирогову, появившейся значительно позже (1859), Добролюбов все еще в высшей степени сочувственно к нему относился. К 1857 г., когда Добролюбов весь отдается журнальной работе, относится первая большая статья его на чисто литературную тему - о " Губернских очерках" Щедрина. В " Темном царстве" и " Что такое Обломовщина" талант Добролюбова достиг своего кульминационного пункта. Добролюбов был наиболее деятельным вкладчиком " Свистка" и под псевдонимом Конрада Лилиеншвагера, Якова Хама и других написал множество стихотворений и сатирических статеек, занимающих собой целую половину IV тома собрания его сочинений. В течение 1857, 1858 и половины 1859 г. Добролюбов писал по 4 печатных листа ежемесячно. Что же удивительного, что он, в конце концов, надорвался. После смерти Добролюбова писали, что он с детства был хил и болезнен; это оказывается совершенно неверным. Его надломило только чрезмерное напряжение ума и сердца. С полным правом говорил он в последнем стихотворении своем, что умирает от того, что был " честен", т. е. слишком близко принимал к сердцу благо родины и обязанность содействовать ему всем объемом своих душевных и физических сил. Чтобы предотвратить начинающуюся чахотку, редакция " Современника" отправила Добролюбова, весной 1860 г., за границу. Он прожил более года в Германии, южной Франции, Италии, где посватался к дочери состоятельного итальянца, но получил отказ. Лечение прошло без существенного облегчения. В августе 1861 г. через Грецию и Константинополь он вернулся в Петербург. Медленно угасая, он умер 17 ноября 1861 г. и похоронен на Волковом кладбище. Главным источником для биографии Добролюбова являются " Материалы", собранные Н. Г. Чернышевским.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|