Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок выбора и назначения квалитетов точности и посадок




Выбор квалитета точности. Определение оптимальной точности обработки и выбор квалитета точности часто представляют собой сложную задачу. При произвольном назначении необоснованно высокого квалитета с малыми допусками увеличивается стоимость изготовления деталей. При выборе более грубого квалитета точности стоимость изготовления уменьшается, но снижается надежность и долговечность работы деталей в узле. Для решения этой задачи необходимо учесть не только характер посадки конкретного соединения, условия его работы, но и рекомендации, учитывающие целесообразность назначения того или иного квалитета и возможность изготовления деталей необходимой точности.

Общее представление о применении квалитетов в соединениях машин и механизмов можно получить из следующих примеров.

Квалитеты 5 и 6 применяются в особо точных соединениях, таких как поршневой палец – втулка верхней головки шатуна двигателя автомобиля, шейки коленчатого вала – вкладыши подшипников и тому подобное.

Седьмой и восьмой квалитеты применяются для соединений зубчатых колес с валом, установки подшипников качения в корпус, фрез - на оправки и тому подобное.

Квалитеты 9 и 10 применяются в соединениях, где требования к точности понижены, но предъявляются сравнительно высокие требования к соосности и центрированию. Например, поршневое кольцо – канавка поршня по высоте, посадка звездочек на вал и т.д.

Квалитеты 11 и 12 распространены в подвижных соединениях сельскохозяйственных машин, в посадках часто снимаемых деталей не требующих высокой точности центрирования, в сварных соединениях.

Посадки с зазором. Характер и условия работы подвижных соединений отличаются разнообразием. Например, соединения поршень – гильза, шейка коленчатого вала – вкладыш, поршневой палец – втулка верхней головки шатуна одного и того же двигателя отличаются друг от друга характером взаимного перемещения деталей, температурным режимом, действующими нагрузками и т.д. Поэтому использовать единую методику расчета зазоров подвижных соединений для конкретного случая практически невозможно. Для каждого типа соединений существует своя методика расчета зазоров. Так как подбирать специальную методику в большинстве случаев не целесообразно, часто используют установленные практическим опытом примерные области применения рекомендуемых посадок.

Посадки группы H/h характерны тем, что минимальный зазор в них равен нулю. Они применяются для пар с высокими требованиями к центрированию отверстия и вала, когда взаимное перемещение вала и отверстия предусматривается при регулировке, а также при малых скоростях и нагрузках.

Посадку Н5/h4 назначают для соединений с высокими требованиями к точности центрирования и направлению, в которых допускается провора­чивание и продольное перемещение деталей при регулировании. Эти посадки используют вместо переходных (в том числе для сменных частей). Для вращающихся деталей их применяют только при малых скоростях и нагрузках.

Посадку Н6/h5 назначают при высоких требованиях к точности центрирования, например, в пиноли задней бабки токарного станка, при установке измерительных зубчатых колес на шпинделях зубоизмерительных приборов.

Посадку H7/h6 (предпочтительную) назначают при ме­нее жестких требованиях к точности центрирования (например, для сменных зубчатых колес в станках, в корпусах под подшипники качения в станках, автомобилях и других технических системах).

Посадку Н8/h7 (предпочтительную) назначают для центри­рующих поверхностей, когда можно расширить допуски на изготов­ление при несколько пониженных требованиях к соосности деталей.

ЕСДП допускает применение посадок группы H/h, образованных из полей допусков квалитетов с 9 по 12 для соединений с низкими тре­бованиями к точности центрирования. Например, для посадки шки­вов зубчатых колес, муфт и других деталей на вал с креплением шпонкой для передачи крутящего момента при невысоких требованиях к точности механизма в целом и небольших нагрузках.

Посадки группы H/g (H5/g4; H6/g5 и H7/g6 (предпочтительная)) имеют наименьший гарантированный зазор из всех посадок с зазо­ром. Их применяют для точных подвижных соединений, требующих гарантированного, но небольшого зазора для обеспечения точного центрирования, например, золотника в пневматических устройствах, шпинделя в опорах делительной головки, в плунжер­ных парах и тому подобное.

Посадки группы H/f наиболее распространены для всех подвижных соединений (Н7/f7 (предпочтительная), H8/f8 и подобные им посадки, образованные из полей допусков квалитетов 6 и 9). Например, посадку Н7/f7 применяют в подшипниках скольжения малых и средних по мощ­ности электродвигателей, в поршневых компрессорах, в коробках скоростей станков, центробежных насосах, в двигателях внутрен­него сгорания и других технических системах.

Посадки группы H/e (Н7/е8, Н8/е8 (предпочтительные), Н7/е7 и посадки, подобные им, образованные из полей допусков квалитетов 8 и 9), обеспечивают легкоподвижное соединение при жидкостном трении. Их применяют для быстровращающихся валов. Например, первые две посадки применяют для валов турбогенера­торов и электромоторов, работающих с большими нагрузками. По­садки Н9/е9 и Н8/е8 применяют для крупных подшипников в тяжелом ма­шиностроении, свободно вращающихся на валах зубчатых колес и других деталей, включаемых муфтами сцепления, для центриро­вания крышек цилиндров.

Посадки группы H/d (H8/d9, H9/d9 (предпочтительные) и подобные им посадки, образованные из полей допусков квалитетов 7, 10 и 11), применяют сравнительно редко. Например, посадку H7/d8 применяют при большой частоте вращения и относительно малом давлении в круп­ных подшипниках, а также в сопряжении поршень — цилиндр в компрессорах, а посадку H9/d9 — при невысокой точности меха­низмов.

Посадки группы H/c (Н7/c8 и Н8/с9) характеризуются значительными гаран­тированными зазорами, и их применяют для соединений с невысокими требованиями к точности центрирования. Наиболее часто эти по­садки назначают для подшипников скольжения (с различными тем­пературными коэффициентами линейного расширения вала и втулки), работающих при повышенных температурах (в паровых турбинах, двигателях, турбокомпрессорах, других технических системах, в которых при работе зазоры значительно уменьшаются вследствие того, что вал нагревается и расширяется больше, чем вкладыш под­шипника).

Переходные посадки. Переходные посадки групп H/j , H/k, H/m, H/n применяются для неподвижных разъемных соединений, в которых требуется обеспечить центрирование сменных деталей или, при необходимости, перемещение друг относительно друга. Посадки характеризуются возможностью появления в сопряжении как зазоров, так и натягов. Неподвижность соединения достигается дополнительным креплением с помощью шпонок, штифтов и других видов креплений.

Переходные посадки предусмотрены только в квалитетах с 4 по 8. Причем точность вала в них предусматривается на один квалитет выше точности отверстия.

В переходных посадках наибольший натяг получается при сочетании наибольшего предельного размера вала (dmax) и наименьшего предельного размера отверстия (Dmin), а наибольший зазор - при сочетании наибольшего предельного размера отверстия (Dmax) и наименьшего предельного размера вала (dmin).

Примерное соотношение натягов и зазоров в различных переходных посадках представлено в табл. 3.7.

 

Таблица 3.7

Соотношение зазоров и натягов в переходных посадках в %

 

Вид соединения Соотношение зазоров, %, и натягов при посадке
С натягом        
С зазором        

 

Из таблицы видно, что при посадке H7/k6 большая часть сопряжений будет иметь натяги, а средние зазоры - близки к нулю. Поэтому эта посадка получила наибольшее распространение для центрирования деталей. Посадку H7/n6 рекомендуется применять в тех случаях, когда кроме центрирования необходимо обеспечить натяг для предотвращения осевых перемещений. При частой разборке и сборке соединений чаще всего рекомендуется посадка H7/js6.

Примеры назначения переходных посадок показаны на рис. 3.10.

Посадки с гарантированным натягом. Посадки с натягом применяют для получения неподвижных неразъемных соединений, причем относительная неподвижность сопрягаемых деталей обеспечивается за счет упругих деформаций, возникающих при соединении вала с отверстием. При этом предельные размеры вала больше предельных размеров отверстия. В некоторых случаях, для повышения надежности соединения дополнительно используют штифты или другие средства крепления, при этом крутящий момент передается штифтом, а удерживаются детали от осевых перемещений посредством натяга.

Благодаря надежности и простоте конструкции и сборки узлов, включающих соединения с натягом, эти посадки применяются во всех отраслях машиностроения. Например, при сборке оси с колесом для железнодорожного транспорта, втулок с валами, ступицы червячного колеса с венцом и т.д.

Выбор способа получения соединения (под прессом, с нагревом охватывающей или охлаждением охватываемой детали и т.д.) определяется конструкцией деталей, их размерами, требуемой величиной натяга и другими факторами.

Надежность посадок с натягом зависит от многих составляющих: физико-механических свойств материалов соединяемых поверхностей, шероховатости и геометрии поверхностей, конструктивных факторов, величины натяга, метода сборки и т.д. Часть этих факторов учитывается при расчете посадки с натягом, а часть учесть в расчетах трудно или невозможно. Поэтому в ответственных случаях, выбранную в соответствии с расчетом посадку рекомендуется проверять экспериментально.

Примеры применения посадок с натягом. Предпочтительные посадки с натягом по применяемости можно представить в порядке увеличения гарантированного натяга.

Для соединений тонкостенных деталей, а также деталей, испытывающих небольшие нагрузки, предпочтительной является посадка H7/p6. Для соединений кондукторных втулок с корпусом кондуктора, запорных втулок с дополнительным креплением и подобных соединений предпочтительными являются посадки H7/r6, H7/s6. Посадка H7/u7 применяется для соединений втулок подшипников скольжения в тяжелом машиностроении, венцов червячных колес, маховиков и других подобных. Посадки, характеризуемые самыми большими величинами гарантированного натяга – H8/x8, H8z8, применяются для тяжело нагруженных соединений, воспринимающих большие крутящие моменты и осевые силы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...