Допуски и посадки подшипников качения
Подшипники качения являются наиболее распространенными стандартными сборочными единицами, которые изготавливаются на специализированных заводах и обладают полной внешней взаимозаменяемостью, что и обуславливает их широкое распространение. Стандарт ГОСТ 520-71 «Подшипники качения. Общие технические условия». устанавливает пять классов точности подшипников: 0, 6, 5, 4, 2 (в порядке повышения точности) Качество подшипников определяется (рис. 3.12): · точностью выполнения присоединительных размеров D, d, B, шероховатости рабочих поверхностей, отклонениями их формы; · точностью вращения дорожек качения и торцев подшипника (радиальное и торцевое биение). Отклонения наружного и внутреннего кольца подшипников не зависит от посадки, по которой они будут устанавливаться на валы и в корпус. Это значительно сокращает номенклатуру выпускаемых подшипников. Для всех классов подшипников верхнее отклонение присоединительных размеров равно нулю. Наружное кольцо подшипника выполняет роль основного вала и сопряжения с ним образуется по системе вала. Внутреннее кольцо является основным отверстием, но поле допуска расположено в «минус», а не в «плюс», как у обычного основного отверстия. На схемах поля допусков колец подшипников обозначают буквами L и l (соответственно – внутреннего и наружного кольца) и цифрами соответствующего класса точности. Рекомендованные посадки для различных видов соединений указаны на рис. 3.13. Для установки подшипников нельзя применять посадки с большими натягами из-за тонкостенности конструкции и необходимости получения рабочих зазоров. Поэтому поле допуска отверстия внутреннего кольца повернуто, что обеспечивает соединения с небольшим гарантированным натягом при использовании стандартных полей допусков валов m, n, k, js.
На чертежах сопряжений подшипников указываются только обозначения полей допусков валом и отверстий корпусов, которые сопрягаются с подшипниками (рис. 3.14). Выбор посадок подшипников качения на валы и в отверстия корпусов зависит от видов нагружения, условий эксплуатации, от типа и размера подшипников. Различают нагружения: местные, циркуляционные и колебательные. При местном нагружении результирующая радиальная нагрузка воспринимается ограниченным углом окружности дорожки качения, а при циркуляционном – последовательно всей окружностью дорожки качения. При колебательном нагружении равнодействующая нагрузка не совершает полного оборота, а колеблется на отдельном участке. При выборе посадок для подшипников качения необходимо соблюдать следующие правила: вал вращается: необходимо обеспечить неподвижное соединение внутреннего кольца с валом. Наружное кольцо устанавливается в корпус с небольшим зазором. вращается корпус: наружное кольцо устанавливается с натягом, а внутреннее кольцо устанавливается на вал с зазором. С зазором монтируют то кольцо, которое испытывает местное нагружение, т.к. в этом случае улучшается условие работы тел качения. При циркуляционном нагружении кольца посадку для него определяют расчетом по интенсивности радиальной нагрузки:
Pr= где Fr – результирующая радиальная нагрузка на опору, учитывающая радиальную и осевую нагрузки; b – рабочая ширина подшипника с учетом фасок, b=B-(r1+r2); K1 – динамический коэффициент посадок, зависящий от нагрузки: при перегрузке до 150% K1=1, при перегрузке до 300% K1=1,8 и т.д.; K2 – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе. При сплошном вале K2=1; K3 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения радиальной нагрузки между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипников или между сдвоенными шарикоподшипниками. Для однорядных не сдвоенных подшипников K3=1.
По расчетной величине интенсивности нагрузки по табл. 3.8 и 3.9 определяем вид сопряжения для рассматриваемого кольца.
Таблица 3.8 Зависимость вида сопряжения внутреннего кольца с валом от допускаемых нагрузок.
Таблица 3.9 Зависимость вида сопряжения наружного кольца с корпусом от допускаемых нагрузок.
Сопряжения подшипников осуществляют при соблюдении следующих соотношений квалитетов отверстий и валов с классами точности подшипников (табл. 3.10)
Таблица 3.10 Соотношение квалитетов точности валов и отверстий с классами точности подшипников.
При работе подшипников в условиях повышенных температур необходимо учитывать неравномерность нагрева колец подшипников, и чем выше температура, тем больший натяг нужно брать для сопряжения внутреннего кольца.
Контрольные вопросы:
1. Что такое система вала и система отверстия? 2. Что такое поля допусков предпочтительного применения и как их применяют? 3. Что называют основным отклонением? Как располагается основное отклонение на схемах? 4. Что называют посадкой в системе вала? 5. Что называют посадкой в системе отверстия? 6. Как обозначают посадки на чертежах? 7. Как выбрать квалитет точности? 8. В зависимости от каких параметров выбирают и назначают посадки? 9. Сколько классов точности подшипников? 10. Какую роль играют наружное и внутреннее кольцо подшипника при обеспечении сопряжений?
11. Как рассчитать интенсивность радиальной нагрузки? Глава 4 Система допусков и посадок конусов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|