Литература как искусство слова (2 час)
Литература как искусство слова (2 час) Художественная литература как одна из форм освоения мира, богатства и многообразия духовной жизни человека. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства. Русский фольклор (20 час) Особенности русского фольклора, его связь с христианством и славянской мифологией. Картина мира в представлении человека Древней Руси. Жанры русского фольклора. Народное представление о героическом. Отражение в русском и родном фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Природа в русском фольклоре. Быт, семья, государство, патриотическое чувство в русском фольклоре. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по 1 сказке) (10 час) Миф и сказка. Виды сказок. Образы животных в русских сказках и сказках родного фольклора. Фольклорная и литературная сказка. Реалистичность деталей и фантастичность сюжета и образов в сказке. Народные песни, загадки, пословицы, поговорки (4 час) [1] Виды народных песен в русском и родном фольклоре. Выражение народной мудрости и юмора в загадках, пословицах и поговорках. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (в сокращении) (6 час) Эпический характер былины. Ритмико-мелодическое своеобразие русской былины в сопоставлением с родным эпосом. Противоборство добра и зла. Гипербола в фольклоре. Образ богатыря в русском и родном фольклоре (возможен выбор другой былины)
Древнерусская литература (15 час) Христианско-православные и языческие истоки древнерусской литературы. Патриотический пафос и поучительный характер. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Черты национального характера в произведениях древнерусской литературы. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Связь литературы с фольклором.
«Слово о полку Игореве» (в сокращении) (6 час). Вопрос о времени создания и об авторстве слова. Историческая основа произведения. Нравственно-патриотическая идея «Слова о полку Игореве», мысль об объединении русских земель. Развитие образа князя Игоря. Образ Ярославны – нравственный идеал русской женщины. «Золотое слово» Святослава. Фольклорная образность в произведении. Трагический и оптимистический смысл финала. Значение «Слова» для русской литературы и культуры. Повесть временных лет (Смерть Олега от своего коня) (2 час) (возможен выбор другого произведения). Жанр летописи. Соотношение документального и художественного начала в летописи. Образ текущего времени и человеческой судьбы, сила и слабость земной власти в повествовании о смерти князя Олега. Поучение Владимира Мономаха (фрагменты) (3 час) (возможен выбор другого произведения). Жанр поучения, его особенности. Высокий нравственный пафос и христианская мораль в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений. Житие Сергия Радонежского (фрагменты) (4 час) (возможен выбор другого произведения). Жанр жития. Повествование о великом подвижнике земли русской. Образ Сергия Радонежского как носителя высоких нравственных начал: кротость, жертвенность, крепкая вера, беззаветное служение родине. Русская литература XVIII века – 13 час Эпоха Просвещения в русской литературе и культуре. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства в литературе классицизма. Сатира в классицизме. Обращение к жизни и внутреннему миру «частного» человека в сентиментализме. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Идейно-художественное своеобразие литературы XVIII в.
Материал изучается обзорно с кратким изложением жизни и творчества писателей и с чтением фрагментов следующих произведений: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»; Д. И. Фонвизин Комедия «Недоросль»; Г. Р. Державин «Памятник», «Река времен в своем стремленьи…», «Властителям и судиям», «Фелица»; А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н. М. Карамзин Повесть «Бедная Лиза» М. В. Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Жанр оды в творчестве Ломоносова. Дидактическая, просветительская направленность «Оды на день восшествия... ». Яркая образность, масштабность поэтического мышления Ломоносова. Комедия «Недоросль» как политическая сатира. Отражение в ней художественных принципов классицизма. Идеи Просвещения в комедии, обличение Фонвизиным невежества, дикости помещиков. Мастерство драматурга в изображении различных типов русского национального характера. Тема назначения поэта в лирике Державина. Проблема жизни и смерти в его философской лирике. Обращение поэта к библейской символике. Традиции и новаторство поэта в жанре оды. Жанр путешествия в русской литературе. Протест против самодержавия и крепостничества в книге “Путешествие из Петербурга в Москву”. Величественная и трагическая фигура русского просветителя-гуманиста. Н. М. Карамзин – историк, писатель, реформатор русского языка. Глубина чувств простого человека в прозе Карамзина. Демократическая направленность творчества писателя. Роль пейзажа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|