Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Постановочный план.




· Первое эмоциональное впечатление. Обоснование выбора пьесы.

Когда я впервые прочла пьесу Нины Садур «Замёрзли», у меня возникло множество вопросов. На первый взгляд сюжет прост и понятен, хоть и не без доли мистики. Но если читать внимательнее, то начинаешь замечать образы и символы. Сама атмосфера пьесы ассоциируется с вечным, всепоглощающим холодом. Пока читаешь, в голове рисуются картинки в белых, серых и чёрных тонах. При прочтении пьесы мое отношение к главной героине менялось. Сначала рисовался образ бедной, никому не нужной, одинокой девочки, затем грубой, дерзкой, злой девушки, которая бросается на всех, словно «зверёк». В конце пьесы Надя снова – беззащитная и беспомощная, но все же, «зверек». Невольно начинаешь испытывать чувство жалости к Наде (и не только к ней) и проникновения, пытаясь оправдать её грубое поведение. Не менее интересны и также непросты образы уборщицы театра Лейлы и местного юродивого дяди Левы. Этих трех персонажей объединяет абсолютное одиночество, неприкаянность и дисгармония с внешним миром.

Одна из особенностей Нины Садур - это внедрение мистических проявлений в бытовую ситуацию жизни. В какой-то момент стираются границы между реальностью и мистикой, и уже не понимаешь, где, правда жизни, а где сон или видение.

Что же касается эмоций, которые вызвала у меня эта пьеса, то их возникло очень много, вот, например, некоторые из них: жалость, сочувствие, злость, ненависть, негодование. Вообще, произведения Нины Садур практически невозможно понять с первого прочтения, ведь за каждой фразой скрываются подтексты и потаённые смыслы, поэтому её нужно читать медленно, осмысленно и не один раз, чтобы хотя бы приблизиться к частичному пониманию материала.

· Жизненная основа пьесы.

Пьеса «Замерзли» написана в 1987 году. Это была эпоха СССР, а точнее конец этой эпохи, буквально через несколько лет произойдёт распад Советской империи.

80-ые годы в СССР – это окончание «Эпохи застоя». В 1982 году умер легендарный, увековеченный книгами «Малая земля» и «Целина» Леонид Ильич Брежнев. Ему на смену пришел Юрий Андропов, правда, срок правления его был коротким – всего один год (1983-1984). Не успела страна похоронить одного генсека, как почил и вновь выбранный, а за ним и третий - Константин Черненко (1984-1985). К власти в СССР приходит Михаил Горбачев, с 1985 года по 1991-й он занимает пост Генерального секретаря ЦК КПСС. В 1987 году начинается перестройка, продлившаяся до 1991 года.

Все, кому довелось пережить конец 80-х и 90-е годы, конечно, хорошо помнят проблемы того времени: дефицит товаров, очереди, талоны и так далее. Даже, если у людей были деньги, они не могли свободно купить самые обычные товары, ведь за всем надо было стоят в очереди, а некоторые продукты вообще нельзя было найти в магазинах, полки которых заметно опустели.

В советском ассортименте имелся явный дефицит продуктов, которые можно было просто вытащить из холодильника и съесть. Даже шпроты были деликатесом, которые давали в наборах к празднику. И только в Москве, выстояв длинную очередь, можно было купить сосисок, колбасы или ветчины и несколько дней не переживать насчет чая с бутербродами. В провинциальных городах их было практически не достать. И это, притом, что во многих городах на полную мощь функционировали мясокомбинаты!

Из Москвы привозили хорошие шоколадные конфеты – «Белочка», «Мишка косолапый», «Красная Шапочка». Привозили растворимый кофе, апельсины, лимоны, и даже бананы. Москва казалась сказочным местом, где живут необыкновенные люди. Также в Москву ездили за одеждой и обувью. В Москве покупали все: от гречки до детских колготок, так как все это было дефицитом в средней полосе.

Тяжелые 80-ые годы – это те предлагаемые обстоятельства жизни талантливого драматурга, в которые создавался сборник «Чудная баба», принесший автору признание и славу. Пьеса «Замерзли» входит в его состав.

В биографии Нины Садур были годы безденежья и неустроенности. В 1983 году Садур окончила литературный институт, а в 1985-ом к ней из Новосибирска переехала мать и двенадцатилетняя дочь. Жили они в ужасной коммуналке на Патриарших прудах, постоянного заработка у драматурга не было, пришлось работать уборщицей: «Я мыла пол в Театре им. Пушкина сразу по окончании Литинститута. Про это моя пьеска-малютка «Замерзли» и цикл рассказов «Проникшие». К сожалению, меня выгнали с должности уборщицы, а то я бы мыла там пол до сих пор…» [12, с. 186].

В одном из интервью Нина Николаевна об этом месте своего проживания сказала так: «До этого я жила недалеко от Патриарших прудов, там же, совсем рядом, жил Малюта Скуратов. То есть – средоточие зла. Патриаршие пруды – это не Булгаков, это Воланд. Я жила в треугольнике зла. Там было ужасно. Рядом церковь, где венчался Пушкин, но без креста она была мертва. Не было спасительной ауры…» [17, с. 11].

В этой пьесе также затрагивается реальная история, которая произошла в Московском драматическом театре имени Пушкина. В середине прошлого века его основатель и руководитель Александр Яковлевич Таиров был изгнан из собственного театра за «эстетство и формализм». По легенде, жена Таирова, знаменитая драматическая актриса Алиса Георгиевна Коонен «прокляла» этот театр, и в нем по сей день творятся мистические вещи, а сама Коонен появляется в виде одинокого призрака.

Садур всегда тяготела к сверхъестественному и исследованию потустороннего, внеземного. Журналист Алена Солнцева в своем интервью «Квартира на первом этаже или Страшные сказки Нины Садур» пишет о ней так: «Садур всегда любила пугать - ей это нравится само по себе - и в жизни, и в текстах. Она и сама охотно боится, нагонит всякого ужасу, иногда даже и через край» [20]. И здесь она не изменила себе, используя в пьесе «Замерзли» мистическую историю о призраке актрисы.

Истории персонажей пьесы просты и понятны нам: часто встречающаяся ситуация неполной семьи, в которой не складываются отношения у матери с дочерью, бегство в Москву молодой дагестанской девушки от издевательств жестокого отца, жалкое существование прикормившегося в театре юродивого. Все эти истории мы зачастую наблюдаем и в нашей жизни, из чего можно сделать вывод, что персонажи, заложенные в основу этого сюжета – жизненные.

· Автор и направленность его творчества. Место данного произведения в творчестве автора.

Критики отмечают, что герои Нины Садур часто натыкаются на нечто такое, что заставляет их менять жизненные ориентиры, переоценивать казавшиеся незыблемыми жизненные ценности.

Пьеса-малютка «Замёрзли» входит в сборник «Чудная баба», выпущенный в 1989 году и принёсший Нине Садур популярность. С этого момента про её творчество начали узнавать даже за границей. На сценах профессиональных театров активно стали идти постановки ее пьес. Однако в большинстве случаев это была «Чудная баба» и «Ехай», а пьеса-малютка «Замёрзли» была не очень востребована в театральной среде. На данный момент пьеса «Замёрзли» активно используется в студенческих постановках, а также известно несколько постановок в профессиональных театрах.

Изначально произведение «Замерзли» было маленьким рассказом, впоследствии выросшим в полноценную пьесу.

Это проза пограничных состояний и странных героинь, появляющихся, как кажется поначалу, ниоткуда — то ли из сна, то ли из бреда. На самом деле бредовая, по сути, сама наша жизнь, а героини с этим бредом сражаются — в одиночку, без малейшей надежды на понимание. «Замерзли» - драма о двух уборщицах Наде и Лейле, которые моют полы в Московском драматическом театре имени Пушкина. Пьеса раскрывает судьбы героинь. Две печальные биографии одиночества, неприкаянности, две истории молодых, но уже не сложившихся жизней. По ходу действия происходят необъяснимые чудеса: глухие обретают слух, немые - дар слова, на бутафорском кресте проступает чей-то лик. Как и во всех пьесах Садур, в «Замерзли» много абсурда, иррациональности, сумасшествия. Но при этом она по-человечески понятна и близка каждому.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...