Педагогическая профессия в системе других профессий, ее функции и структура
По мнению психологов-гуманистов, любая профессиональная деятельность должна выступать сферой для наиболее полного раскрытия человеком своего личностного потенциала, т. е. для его самореализации. Но в существующих дефинициях «профессия» (от лат. рrofessio — «объявляю своим делом») определяется по-разному. Например, в малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона профессия определена как «род занятий, специальное занятие, дающее средства к жизни». В советском энциклопедическом словаре указывается, что «профессия — род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования». Как видно, в приведенных определениях профессия рассматривается как специфическая, квалифицированная трудовая деятельность, которая позволяет человеку обеспечить материальные основы жизни. Однако, как заметил Э. М. Калицкий, «человеку важно не просто трудиться, но и иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои потребности и интересы». Исходя из этого, заключается, что человеку в профессии важно иметь возможности для удовлетворения трех основных потребностей: экономически обеспечивать свое существование; выполнять в благоприятной среде работу, которая нравится; удовлетворять потребности в общественных связях и отношениях» (приводится по: Калицкий, Э. М. Профессия, профессиология и профессиональное образование / Э. М. Калицкий. Мн., 1996. С. 16). При такой трактовке профессия не просто вынужденное занятие, а сфера, в которой человек реализует свои ценности, развивает себя, свой творческий потенциал и вносит свой личный вклад в социальный прогресс.
Профессия — род трудовой деятельности человека, предполагающий наличие у него знаний и умений, которые позволяют квалифицированно выполнять определенный вид работ и благодаря этому реализовывать свой личностный потенциал. Педагогическая профессия характеризуется направленностью на передачу подрастающему поколению социокультурного опыта, что отражается в следующем определении. Педагогическая профессия — род деятельности, которую осуществляет субъект, имеющий педагогическое образование и необходимую квалификацию, основной целью которой выступает целенаправленное обучение и воспитание подрастающего поколения. Любая профессия содержит совокупность определенных требований, которым должен соответствовать человек. При описании профессии с точки зрения этих требований используется понятие «профессиограмма». Профессиограмма — разностороннее описание характера профессиональной деятельности и соответствующих требований к личности. Рассмотрение любой профессии при помощи понятия «профессиограмма» предполагает выделение в ней четырех составляющих: социальной (социально-статусные характеристики; место профессии в структуре социальных отношений; социальные коммуникации и т. д.); производственно-технической (содержание производственных операций, техническая сторона деятельности и т. д.); психофизиологической (требования к психофизиологическим характеристикам субъекта деятельности); психологической. В основе выделения психологической составляющей лежит положение, что эффективность любой профессии, в том числе и педагогической, обусловливается соответствием психологических свойств и процессов человека требованиям деятельности. Для описания профессии с этой стороны используется понятие «психограмма». Психограмма — характеристика профессии с точки зрения психологических требований к личностным качествам и навыкам.
Нас особо интересует именно психограмма педагогической деятельности, так как во многом анализируя ее, мы можем лучше понять вопросы, связанные с психологическими основами деятельности педагога. Педагогическая профессия, в соответствии с подходом известного российского специалиста Е. А. Климова, принадлежит к группе профессий системы «человек — человек». Помимо этого ученый также выделяет такие группы, как «человек — природа», «человек — техника», «человек — знак», человек — образ». По мнению Климова, субъекту профессиональной деятельности в рамках системы «человек — человек» должны быть свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; 2) умение слушать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая (коммуникативная) культура; 5) «душеведческая направленность ума», наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; 6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; 7) способность сопереживания, 8) наблюдательность; 9) «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; 10) решение нестандартных ситуаций, 11) высокая степень саморегуляции (приводится по: Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д, 1997. С. 175). Педагогическая деятельность — воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное развитие и выступающее основой для формирования у него мотивации саморазвития. Для понимания особенностей педагогической деятельности важно проанализировать ее социальную роль и назначение (т. е. функции), а также строение (т. е. структуру). Многие авторы все педагогические функции разделяются на две группы: целеполагающие и организационно-структурные. Целеполагающие функции указывают на основное целевое назначение педагогической деятельности. К ним относятся:
ориентационная функция (одна из основных задач педагога — сориентировать учащегося в системе знаний); развивающая функция (предполагает создание педагогом особой образовательной ситуации взаимодействия, которая позволит ребенку раскрывать свой потенциал); мобилизующая (означает необходимость стимулирования педагогом учащихся для концентрации усилий на наиболее важных учебных задачах); информационная функции (педагог выступает организатором процесса формирования у учащегося системы знаний). К организационно-структурным функциям относятся: конструктивная функция (обеспечивает отбор и организацию содержания учебной информации; проектирование деятельности учащихся для усвоения информации; проектирование педагогом собственной деятельности); организаторская функция (предполагает организацию процесса передачи информации учащимся; организацию различных видов деятельности учащихся; организацию собственной деятельности): коммуникативная функция (указывает на установление правильных взаимоотношений с учащимися, с другими учителями, с администрацией школы); гностическая (исследовательская) функция (предусматривает познание особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков; возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; познания себя и особенностей своей деятельности). Структурный анализ деятельности подразумевает выделение в ней ряда составляющих (компонентов), их характеристику и описание характера связи между ними. В этой связи, с одной стороны, педагогическая деятельность определяется психологическим содержанием таких ее компонентов, как мотивация, цели, предмет, средства, способы и результат, а с другой — может быть рассмотрена, как состоящая из совокупности действий педагога. Мотивация является важнейшим компонентом педагогической деятельности. Она определяет уровень и направленность профессиональной активности личности. Важно, чтобы в основе деятельности педагога лежали внутренние мотивы: процессуальные (сам процесс работы доставляет удовольствие) и результативные (ориентация на достижение высоких результатов). На основе мотивов педагог ставит определенные цели, в которых выражается идеальный образ желаемого результата. Предметом педагогической деятельности выступает организация учебной деятельности учащихся по усвоению социокультурного опыта, а также содействие их личностному развитию. Средствами педагогической деятельности являются научные знания, текстовые и электронные носители информации, технические, графические и другие вспомогательные средства. Способы педагогической деятельности — совокупность используемых приемов (объяснение, показ, лабораторные работы, опыты и т. д.), обеспечивающие усвоение социокультурного опыта. Результатом педагогической деятельности является познавательное и личностное развитие учащегося. На основе соотношения целей и результатов делается вывод об эффективности педагогической деятельности и при необходимости в нее вносятся коррективы.
Педагогическая деятельность включает в себя совокупность самых различных действий, которые обусловлены конкретной педагогической ситуацией, мастерством педагога, его индивидуальными особенностями, возрастными характеристиками учащихся и другими факторами. Так, педагогическая деятельность может включать в себя перцептивные действия (направлены на восприятие информации, других людей), мнемические действия (запоминание и хранение информации), коммуникативные действия (организация общения), предметно-преобразующие действия, исследовательские действия (более глубокое познание предметов, людей), контрольные действия (направлены на оценку хода образовательного процесса) и др. Все эти действия подчинены педагогическим целям, а их уникальное сочетание определяет индивидуальный стиль деятельности конкретного педагога и свидетельствуют об уровне его педагогических способностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|