1.5. Выбор темы выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа является профессионально направленной и выполненной по теме, связанной с будущей профессиональной деятельностью. Основанием выбора темы ВКР служит примерный список тем, перечень которых разработан и утвержден на выпускающей кафедре. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы из предложенного перечня. По согласованию с руководителем студент может выбрать для научного исследования тему, не включенную в данный перечень, а также изменить название темы из предложенного списка, придав ей желаемую направленность, расширив или сузив предметное поле исследования. Выпускная квалификационная работа может выполняться по заказу предприятия, организации и т. п. Выбранная тема исследования должна соответствовать накопленному практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклонностям студента, базироваться на конкретном фактическом материале. Тема определяется студентом по согласованию с научным руководителем и оформляется заявлением (Приложение 1). Заявления рассматриваются на заседании кафедры, решение кафедры оформляется протоколом. В решении кафедры фиксируются следующие позиции: утверждение темы ВКР, закрепление научного руководителя согласно заявлению. Далее тема ВКР утверждается приказом ректора. Внесение изменений в приказ ректора о закреплении за студентами тем ВКР возможно только в исключительных случаях при убедительном обосновании этой необходимости. Тема ВКР должна быть абсолютно одинаковой во всех документах (в приказе о закреплении тем ВКР, в задании на подготовку ВКР, на титульном листе ВКР, в отзыве на ВКР, в протоколе заседания ГЭК по защите ВКР).
Тема должна быть актуальной, соответствовать направлению подготовки выпускника, учитывать его профессиональные интересы и опыт практической работы. Формулировка темы должна быть краткой, лаконичной. При формулировании темы работы необходимо придерживаться следующего алгоритма: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза. Проблема – это соотношение неизвестного к известному в научном знании, это степень неразрешенности или наличия противоречий в науке и практике, это область неизвестного в научном знании, «белое пятно в науке». Тема – это название выпускной квалифицированной работы бакалавра. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Она должна отражать соотношение достигнутого в науке и нового и содержать момент столкновения старого с новым. Например, тема «Психологические условия планирования карьеры с учетом латеральной асимметрии полушарий головного мозга» отражает установку на изучение психологических условий планирования карьеры. Теория психологии и практическая психология накопили определенные знания и опыт формирования карьеры, однако данная проблема в том, что психологические условия планирования карьеры с учетом латеральной асимметрии полушарий не разрешены ни теоретически, ни практически. Объект исследования – тот объект, на котором проводится психологическое исследование, это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом могут выступать различные психологические феномены, составляющие предмет науки «Психология», такие как: различные психические свойства, процессы, состояния, общение, деятельность, взаимодействие и пр. Предмет исследования – сторона объекта исследования, которая в данном случае изучается. В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: конкретные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные и временные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими явлениями, их динамика и т. д.
Цель исследования – это представление о желаемом конечном результате. Основные виды целей психологического исследования: - описание характеристик психического явления; - выявление взаимосвязей психических явлений; - изучение динамики явления; - описание нового феномена, эффекта; - обобщение новых представлений, сведений; - создание классификации, типологии; - создание или адаптация новой методики. Задачи исследования – это логика общего пути исследования для достижения его цели. Это определение основных шагов, ведущих к решению проблемы. Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления и т. д. Основные требования к гипотезе: - не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т. е. не «операционализированы»; - не должна содержать ценностных суждений; - не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений; - должна быть проверяемой. После выбора и утверждения темы выпускной квалификационной работы студент составляет ее план и график разработки ВКР и согласовывает его со своим научным руководителем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|