Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Выполнение выпускной квалификационной работы




2. ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

2. 1. Структура и содержание выпускной квалификационной работы

 

Написание выпускной квалификационной работы - это систематизированное и отвечающее ее плану изложение студентом основных сведений по теме, отражающее его понимание определенных научных вопросов и проблем.

Содержание выпускной квалификационной работы должно отвечать следующим основным требованиям:

- иметь достаточный научный уровень, представляющий весь спектр взглядов по исследуемой теме;

- включать в     качестве    важного    источника как

отечественную, так и зарубежную практику;

- отражать теоретическую подготовку студента, способность самостоятельно анализировать материал, уметь связывать теоретические положения с их практическим применением, формулировать и обосновывать выводы и предложения, грамотно и логически излагать свои мысли.

Выпускная квалификационная работа должна иметь четкую структуру, основными элементами которой в порядке их расположения являются:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) основной текст;

5) заключение;

6) список использованных источников; 7) приложения.

Выпускная квалификационная работа – это результат научно-исследовательской деятельности, в которой содержится решение задачи, имеющей практическое значение для психологической отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные решения и разработки, имеющие практическое значение. В научном исследовании, имеющем прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в научном исследовании, имеющем теоретический характер, рекомендации по использованию научных выводов.

Выпускная квалификационная работа должна быть индивидуальным и максимально творческим сочинением ее автора.

 

2. 2. Этапы написания выпускной квалификационной работы

 

После 1) выбора и закрепления темы выпускной квалификационной работы студент совместно с научным руководителем в течение 2-х недель составляет 2) индивидуальный график подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР), в котором отражаются этапы и сроки выполнения работы.

Далее студент с помощью руководителя разрабатывает подробный план работы. В этот период студент должен:

ü определить и четко представить объект и предмет исследования;  

ü сформулировать цель выпускной квалификационной

работы;  

ü определить задачи, которые будут решаться при выполнении отдельных ее составных частей, в том числе с применением информационных технологий;  

ü конкретизировать критерии, условия и ограничения решения задач;  

ü выбрать подходы и методы исследования, которые будут использоваться в отдельных частях выпускной работы;  

ü продумать форму представления промежуточных результатов, например, результатов обработки данных на ЭВМ, форму окончательных результатов, выводов и рекомендаций.  

Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана выпускной квалификационной работы следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены.  

Изменения в плане работы могут быть связаны с корректировкой направления работы, необходимость в котором может возникнуть после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельные разделы, может не оказаться достаточного количества материала или, наоборот, могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес. Все изменения в плане выпускной квалификационной работы должны быть согласованы с научным руководителем. Окончательный вариант плана выпускной квалификационной работы утверждается научным руководителем и по существу должен представлять собой оглавление работы.

Вместе с планом работы студент совместно с научным руководителем определяет 3) библиографический список, т. е. список источников научной информации, подобранных к настоящему времени.

При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам библиотеки МИУ, любых общедоступных библиотек, а также использовать ресурсы Internet, студенческого образовательного портала МИУ.

Высокое качество ВКР обеспечивается глубоким изучением и усвоением специальной литературы. В ее подборе помогут систематические или предметные каталоги библиотек, книжные летописи, журнальные статьи, библиографические указатели. Подробная информация о публикациях дается и в других журналах психологического профиля. Можно также использовать материалы Интернета.  

Знакомству со специальной литературой должно предшествовать тщательное изучение учебников и учебной литературы. Затем целесообразно переходить к фундаментальным монографиям, а от них к более мелким работам и статьям. Однако, это не универсальный прием, все зависит от характера темы ВКР и наличия по ней литературы. Во всех случаях полезно получить консультацию научного руководителя.  

При изучении литературы и нормативно-правовых актов следует обратить внимание на изменения и дополнения, внесенные в соответствующие нормативные правовые акты с момента издания источника до времени окончания работы над ВКР. В связи с этим необходимо пользоваться официальными изданиями.  

Изучение состояния вопроса в научной литературе.

Для понимания темы полезно сначала познакомиться с материалами по психологии, с информацией из психологического словаря, а затем перейти к изучению рекомендованной руководителем литературы; поискам дополни- тельных источников, статей из психологических журналов и других периодических изданий.  

Некоторые правила работы с литературой.  

• не отвергать работы только потому, что их названия не полностью соответствуют изучаемой теме;  

• внимательно        просматривать     все подбираемые

источники;  раскрывать для себя все незнакомые психологические термины;  

• записывать возникающие вопросы;  

• заканчивая чтение любой работы, поставить себе контрольные вопросы типа:  

- какую главную мысль проводит автор?

- каковы его аргументы?

- какие положения он стремится обосновать?

- как согласуется данная работа с другими источниками?

- какие теоретические и прикладные вопросы особенно значимы для моего исследования?  

- какой объем данной работы?

Изучение литературы не может быть сведено к механическому восприятию информации, а представляет собой целеустремленный активный процесс ее творческого освоения и анализа. Стоит помнить, что изучение нескольких источников, демонстрирующих возможность разноречивой и разноаспектной трактовки темы, столкновение с исключающими друг друга суждениями будут стимулировать выработку собственной точки зрения и правильного обобщения материала.  

При чтении нескольких публикаций разных авторов студенту надлежит вычленить и сопоставить точки зрения, найти сходное и различное как в трактовке отдельных положений, так и в доказательстве их. Если студент работает над научной публикацией экспериментального характера, то следует обратить внимание на формулирование задачи использованные исследователем психодиагностические методики.  

Подготовка научного обзора по выбранной теме.  

Собранную научную   информацию        необходимо проанализировать, систематизировать, подготовить ссылки и обсудить теоретическую главу с руководителем.  

Теоретический обзор по проблеме может быть построен двояко:  

1) в виде изложения истории изучения проблемы (какие этапы прошло исследование вопроса, что нового внесли те или иные исследователи).  

2) в виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности, при этом, опять-таки делается краткий обзор разных взглядов) 

Теоретический обзор любого вида должен представлять собой не констатацию перечисления, а анализ и сопоставление работ; выявление данных, подтверждающих друг друга или противоречащих друг другу.  

При сопоставлении работ необходимо учитывать, какие конкретные факты получены, в каких исследованиях и что Вам близко с научным руководителем.  

Теоретический     обзор нужно       заканчивать краткими выводами, содержащими:  

- перечисление исследованных аспектов проблемы;  

- результаты исследований;  

- суть дискуссионных вопросов и новых аспектов, подлежащих изучению.

4) Сбор и аналитическая обработка фактического материала по теме исследования.

Сбор фактического материала является необходимым условием для написания ВКР. Практический материал студент должен собрать в период практик. Изучая материалы практики, необходимо выявить, насколько последовательно и единообразно разрешаются те или иные вопросы, касающиеся изучаемой студентов проблемы; какое обоснование дается определенному варианту решения; установить имеющиеся противоречия в разрешении аналогичных вопросов и определить их природу.  

Особой формой фактического материала являются заимствованные утверждения – цитаты. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т. д. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы; во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т. е. определяться потребностями разработки темы, цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.

Систематизация изученных и полученных материалов, их правильное и уместное использование, выделение главного в содержании      работы      зависят      от   выбора      методологии исследования.

Основными научными методами исследования являются анализ и синтез.  

Анализ позволяет сложное явление или понятие представить в виде отдельных взаимосвязанных между собой элементов, что дает возможность студенту выделить главное звено в системе и опустить  второстепенный материал.  

Синтез же позволяет сравнить отдельные признаки изучаемого явления в едином целом, что позволяет студенту дать правильную оценку рассматриваемым явлениям, что важно для выпускной квалификационной работы.

Результатом аналитической работы студента должна быть четко выстроенная схема материалов и знаний по выбранной теме выпускной квалификационной работы, а также сформулированы научно обоснованные выводы, рекомендации и предложения.

На основе       обобщения полученных из   различных источников данных        следует      составить соответствующие таблицы, графики и т. п.

5) Выполнение выпускной квалификационной работы. Оформление выпускной квалификационной работы должно соответствовать требованиям, изложенным в данном учебнометодическом пособии.  

6) Защита выпускной квалификационной работы. Завершенная выпускная квалификационная работа сдается научному руководителю для предварительной проверки. Проверенная выпускная квалификационная работа, в случае необходимости, дорабатывается и дооформляется в соответствии с полученными от научного руководителя замечаниями.  

Перед защитой выпускной квалификационной работы на заседании ГЭК проводится ее предварительная защита. Замечания и дополнения к работе, высказанные на предварительной защите обязательно должны учитываться студентом-выпускником при представлении работы в ГЭК.

Научный руководитель готовит отзыв на выпускную квалификационную работу.

Защита ВКР проводится в установленное время на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии по направлению подготовки 37. 03. 01 «Психология». Защита ВКР носит публичный характер. Обязательными элементами процедуры защиты являются: выступление выпускника с докладом, ознакомление членов ГЭК с отзывом научного руководителя и работой, а также дискуссия по теме проведенного исследования.

Особое внимание студенту для предоставления работы к публичной защите следует уделить докладу, которой должен быть строго научным, хорошо аргументированным и основанным на основных теоретических и прикладных положениях, выводах и предложениях по совершенствованию законодательства, сформулированным в ходе проведенного исследования (см. подробнее 4. 1).  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...