Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Изложение текстовой части работы




2. 3. Изложение текстовой части работы

 

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент должен решить следующие основные задачи:  

- обосновать актуальность выбранной темы, ее значение для конкретной сферы деятельности;  

- изучить по избранной теме теоретические положения, нормативно-правовую документацию, справочную и научную литературу;  

- собрать и обработать необходимый статистический материал       для проведения        конкретного анализа,    оценки состояния исследуемой проблемы;  

- изложить свою точку зрения по дискуссионным

вопросам, относящимся к теме;  

- провести   анализ       собранных данных,     используя специальные методы, и сделать соответствующие выводы;  

- определить направления и разработать конкретные рекомендации и мероприятия по решению исследуемой проблемы.

Составление программы исследования, формулирование задач и разработка или подбор психодиагностических методик.

Для того чтобы составить программу исследования, надо продумать, как при помощи доступных, надежных психологических методов и психодиагностических методик объяснить, проверить или подтвердить определенные факты, теоретические положения.  

В программе выделяют две части: методологическую и процедурную.  

Методическая часть включает разработку программы исследования (постановка проблемы, задач,        определение объекта и предмета изучения, уточнение этапов исследования).  

Определение проблемы, объекта и предмета исследования:

- проблема – это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании; любая проблема характеризуется не ясностью, неопределенностью и именно поэтому стимулирует исследовательскую мысль;  

- объект – это предмет исследования к конкретному возрасту личности либо к группе людей с данной проблемой;  

- предмет исследования – это проблема исследования, написанная более подробно, либо конкретно во взаимосвязи, либо с указанием детерминант, обуславливающих предмет исследования.  

Определение цели, задач:  

- цель – это предполагаемый основной результат исследования, то, что должно быть достигнуто в конечном результате (пишется одним предложением и в совершенном виде глагола).  

Формулирование задачи       исследования       и     подбор методов и методик исследования.  

Цель исследования должна быть четко сформулирована, исходя из   предмета        исследования.      Она может        быть детализирована путем выделения частных задач.  

Задачи обычно касаются 5–7 аспектов, вытекающих из цели исследования:  

1. Проанализировать теоретические положения, лежащие в основе данной проблемы.  

2. Определить методики и процедуры исследования.  

3. Проанализировать полученные результаты исследования.  

4. Обобщить материалы теоретического анализа.  

5. Сформулировать выводы по практической части исследования.  

6. Разработать рекомендации.  

Выделение предмета исследования позволяет конкретно сформулировать цель (общую задачу), которая стоит перед студентом. Она может быть детализирована путем выделения частных задач.  

Формулирование гипотезы: Это – предположительный ответ на проблему исследования, построение некоторого предположения на основе имеющихся знаний о существовании какой-либо закономерности, причины явления или связи нескольких явлений.  

Гипотеза – направляющая научная идея, требующая дальнейшей проверки.  

Выбор гипотезы важен, поскольку, во-первых, нельзя проводить исследование, не имея перед собой четких направлений и целей; во-вторых, от правильной постановки гипотезы зависит выбор методов исследования; в-третьих, только имея какую-то предварительную идею, можно определить, какие материалы и факты необходимо проанализировать для изложения проблемы.  

Условия построения гипотезы:  

- она должна быть проверяема при помощи наличных методических средств;  

- она не должна включать слишком много ограничений и допущений.  

Эмпирическая      проверка   гипотезы   –     оценка       ее правильности или ложности устанавливается практическим путем, на основе анализа данных, полученных в исследовании.  

Гипотеза в русском языке только в единственном числе, даже если мы выдвигаем несколько предположений.  

Методическая часть программы исследования включает в себя:  

а) план организация исследования:  

- указывается время и условия проведения исследований, критерии выбора испытуемых и их характеристики: возраст, пол, образование, их количество, качество жизни; кратко описываются этапы исследования; составление плана исследования. Если план не продуман и составлен наспех, то он потребует в дальнейшем многократных уточнений, исправлений и легко может привести к невыполнению исследования в срок;  

б) определение психодиагностических методик исследования необходимо, поскольку они предрешают эмпирическую ценность исследования, статистическую обработку эмпирических данных, в целом эффективность всей работы. Подчас недостаточная тщательность в выборе совокупности методов и методик исследования приводит к необходимости повторения всей работы. Все методики должны быть валидными и надежными или пройти соответствующую проверку после пилотажного исследования.  

Описание психодиагностических методик:  

- в методику входит задание (инструкция, материал для работы), описание условий проведения исследования (эксперимент групповой или индивидуальный, длительность и т. д. ), характеристика зависимых и независимых переменных.  

Составляется перечень методик, указываются авторы; если методика оригинальна (авторская), то дается ее подробное описание и инструкции к ней.  

Выбор методов исследования зависит от следующих моментов:  

- от предмета исследования;  

- от объекта;  

- от цели;  

- от гипотезы;  

- от технических возможностей;  

- профессиональных умений и знаний студента.  

Проведение эмпирической работы:  

- овладение психодиагностическими методиками;  

- проведение пилотажного (пробного) исследования; проведение практической работы.  

Исследовательскую работу по теме следует начинать с пробы на 2–3 испытуемых. Это позволяет выяснить, насколько удачно в содержательном отношении по форме составлен исследовательский материал, проиграть ход эмпирической работы, увидеть на двух–трех примерах получаемый результат. После пробы студент вносит коррективы либо в содержание, либо в порядок проведения работы и после этого привлекает к выполнению задания большее количество испытуемых;

- проведение исследования. Главное получить надежную и достоверную        информацию.       В    ходе сбора первичной информации должна      строго        соблюдаться научная     этика (использование полученных данных только в научных целях, устранение недостаточно качественной информации и т. д. ) и этические принципы работы практического психолога; - обработка полученного материала:  

- материал систематизируется;  

- положения и факты работы проверяются на наличие расхождений и противоречий между ними.  

Подготовив эмпирический материал необходимо его последовательно обработать.  

Выделяют ряд стадий:  

1) описание способов   обработки эмпирического материала, который будет получен в исследовании: качественная и количественная обработка собранных данных;  

2) математико-статистические способы анализа данных, позволяющие       упорядочить,        классифицировать результаты исследования с тем, чтобы придать им обозримый вид;  

3) таблицы, графики, схемы, которыми будет завершаться математико-статистическая обработка. Интерпретация результатов исследования.

Интерпретация полученных данных после обработки и анализа является творческим процессом, который не подчиняется четкой алгоритмизации и часто требует привлечения дополнительных данных теоретических и эмпирических исследований.  

При обсуждении результатов (после математической и графической обработки) следует показать связь результатов исследования с научными данными в литературе, объяснить возможные отклонения полученных данных; показать, какие закономерности получены в ходе исследования.  

При анализе     и     обобщении полученных фактов необходимо логическое        умозаключение.   Анализируется завершенность каждой      отдельной части работы        и доказательность их как по отдельным положениям, так и в масштабах исследования в целом. Формулирование выводов.  

В конце интерпретации необходимо сделать выводы, которые должны быть краткими и содержательными.  

Выводы рекомендуется формулировать в соответствии с поставленными задачами исследования, точно, не пропуская, не перегружая статистическими данными и частностями и не пытаясь включить в них, помимо утверждений, их обоснование.  

В работе также формулируются предложения и рекомендации по практическому применению выводов. Как правило, необходимо учитывать не только существующие условия, но и те изменения, которые могут произойти в предмете и объектах исследования в ближайшем будущем.  

В выводах нужно показать:  

- какие основные результаты получены в исследовании с аргументированными ссылками        на   конкретные данные

(таблицы, графики);  

- как результаты соотносятся с литературными данными; их объяснение с точки зрения теоретических положений; - практическое значение полученных результатов; - по возможности дать практические рекомендации. Формулирование выводов.

Эта заключительная часть выпускной квалификационной работы. В ней автор перечисляет основные положения, которые излагались и доказывались в работе. Выводыдолжны быть краткими (1–2) предложения, без сносок на авторов. Желательно по главам сделать 5–7 выводов.  

Заключение.

Заключение должно содержать общие выводы, сделанные по результатам проведенного исследования. В заключении необходимо проанализировать проделанную работу, изложить в порядке проведения исследования промежуточные практические и теоретические результаты и выводы, обобщить их и сформулировать общий вывод по всей работе, оценив ее успешность, показать общий вывод в контексте складывающихся перспектив дальнейшего изучения, охарактеризовать его научную значимость и возможность практического применения. Желательно оценить не только главные итоги работы, но и побочные, второстепенные результаты, которые также могут обладать самостоятельным научным значением.  

Следует указать пути и перспективы дальнейшего исследования темы, обрисовать задачи, которые еще предстоит решить.  

Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования.  

Основные выводы необходимо изложить в форме тезисов, в каждом из которых выделить и обосновать один конкретный вывод. Формулировки всех выводов должны быть предельно четкими, ясными, краткими и логически безупречными; давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.  

Таким        образом,    заключение представляет        собой окончательный, итоговый синтез всего ценного и значимого, существенного и нового, что содержится в ВКР.  

Объем заключения составляет 5–7 страниц.  

Список использованных источников.

После заключения дается список использованных источников, в котором указываются все использованные студентом-выпускником источники в алфавитном порядке и пронумерованные. При этом:  

– список использованных источников должен в разумном соотношении содержать названия учебников и учебных пособий, монографий, научных статей и публикаций в специальных изданиях (сборниках научных статей вузов, профессиональной периодике и т. п. ), авторефератов диссертаций, статистики, если нужно – законодательных и нормативных правовых актов и пр. (в зависимости от предмета, по которому пишется ВКР и ее темы);  

– основной акцент следует делать на монографии, научные статьи и публикации, а также на фактические и практические материалы (статистику, аналитику, опыт работы в исследуемой сфере и т. д. ). Это повышает научную и практическую ценность ВКР;  

– не менее две трети использованных источников датироваться пятью последними годами. Это также относится и к учебникам и учебным пособиям;  

– при разработке определенных тем в ВКР бывает необходимо ссылаться на авторов и их работы прежних лет (2000-х гг. и даже ранее). Однако при этом обязательно нужно отразить современное состояние вопроса и привести в списке использованной литературы новые издания;  

– если ВКР написана по правовым источникам (законам, нормативным правовым актам), то в списке использованной литературы обязательным является указание на последнюю редакцию правового акта (помимо источника его первой публикации). Без этого можно будет подумать, что студент пользовался устаревшей или недействующей редакцией документа

Приложения.

В приложения выносятся за пределы основного текста материалы вспомогательного характера:  

- схемы, рисунки;

- таблицы, графики и другие справочные материалы, содержание которых необязательно для понимания основного текста;  

- иллюстрации,      скриншоты, сканированные    копии документов, необходимые        для демонстрации      основного содержания исследования.  

В основной текст помещаются лишь те таблицы и документы, без которых трудно проследить логику вашего изложения, а также те, которые подробно обсуждаются в тексте. Материалы, только упоминаемые в тексте, лучше вынести в приложение.  

Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу.

Написание текста выпускной квалификационной работы следует начинать с введения.  

Введение. В нем обосновывается актуальность выбора темы, выделяется цель, гипотеза исследования, описываются задачи, объект, предмет исследования, перечисляются респонденты и их демографическая характеристика, база проведения исследования, основные методы исследования и психодиагностические методики; отражаются особенности структуры работы и ее содержания. Во введении должны быть включены краткий обзор методологических и теоретических предпосылок исследования по рассматриваемому вопросу, практическая значимость в работе.

По содержанию введение должно отражать:  

- актуальность темы исследования;

- цель исследования;

- задачи исследования;

- объект исследования;

- предмет исследования;

- респонденты и их демографическая характеристика:

- база проведения исследования;

- теоретическая и методологическая основа исследования;

- методы исследования и психодиагностические методики;

- научная новизна исследования;

- теоретическая значимость исследования; - практическая значимость исследования.

Введение должно быть кратким и сжатым изложением основных идей работы. В нем должны отсутствовать подробности, связанные, например, с возникновением замысла работы или с личными переживаниями исследователя. Рекомендуемый объем введения – не более 3 страниц машинописного текста.  

Актуальность исследования. Актуальность исследования определяется, прежде всего, запросами практики и необходимостью научного решения выявленных проблем. Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования.

Начинается словами «Актуальность работы заключается в... ».

Степень разработанности проблемы включает определение степени изученности проблемы исследователями в России и за рубежом с тем, чтобы указать перспективные направления для дальнейшего анализа.  

При анализе     научно-исследовательской        литературы можно использовать следующие фразы:  

- Интерес к изучению... нашел свое отражение в многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов...  

- В работе были использованы наработки и развиты идеи российских и зарубежных авторов относительно...  

- При работе над выпускной квалификационной работой были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских ученых, посвященные...

В соответствии с формулировкой выявленной проблемы формулируется цель исследования.  

Цель исследования – это научное решение сформулированной проблемы. Цель исследования, как правило, лежит за границами исследования. Цель исследования предполагает формулировку желаемого конечного итога работы. При постановке цели следует использовать термины: «проанализировать.. », «обосновать. », «раскрыть... », «выявить... », «охарактеризовать... » и т. п.  

Для достижения необходимо решение задач исследования, которые формулируются и указываются последовательно, в соответствии с планом и структурой ВКР, ее главами и параграфами.  

Количество задач должно соответствовать количеству параграфов.  

Например: «Цель обусловила постановку следующих задач», «Достижение поставленной цели требует решения следующих задач».  

Предпочтительно не ограничивать цель исследования «изучением», «описанием», «выявлением» и т. д., так как не изучение само по себе является целью исследования, но решение с помощью такого изучения вполне определенных практических задач. Цели работы могут быть разнообразными, например:  

– Разработка рекомендаций для….  

– Организация профилактических мероприятий для….  

– Обеспечение эффективности ….  

– Разработка психокоррекционных    (тренинговых) программ в ….  

Предложенный перечень целей достаточно условен и характеризует общие направления исследований, в конкретном исследовании различные направления могут пересекаться и представлять собой единую, интегрированную цель.  

Задачи исследования. Постановка задач исследования - это своего рода обозначение этапов исследования, выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Соответственно, в работе может быть поставлено несколько задач. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования в соответствии с методологическими требованиями и принципами.  

Предмет исследования. Предметом профессиональной деятельности специалиста-психолога являются теоретически определѐ нные феномены жизнедеятельности (психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности). Предмет исследования - это всегда определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические характеристики человека, психические состояния, поведенческая, когнитивная, эмоциональные сферы, виды деятельности и общения, а также взаимосвязи и взаимовлияния их друг на друга, взаимосвязи с другими уровнями и внутри одного уровня психической организации человека и т. д.  

Объектом исследования           являются   процессы, их участники и причинно-следственные связи, возникающие между ними в процессе деятельности организации.  

Объектом психологического исследования может быть пациент (клиент), группа пациентов, терапевтическая группа, семья, коллектив. При описании объекта исследования указывается количество обследованных, их возраст, пол и другие клинико-психологические характеристики, важные для понимания изучаемого явления, например, наследственная отягощенность и длительность расстройства.  

Пример     формулировки:    «Объектом исследования является... », «Предметом исследования является... ».

Важный компонент введения - построение рабочей гипотезы. Гипотеза - это изложение логически обоснованного предположения о характере и сущности связей между изучаемыми явлениями. Гипотеза – это утверждение (суждение), соответствие которого действительности необходимо проверить в ходе исследования, с помощью его результатов. Гипотеза может быть подтверждена результатами исследования, а может быть опровергнута, что также является научным результатом. Например, выдвигается гипотеза о том, что некая модификация методики коррекции позволит повысить ее эффективность, однако в ходе проведенного исследования данная гипотеза не получила надежного доказательства. Для того чтобы это было возможно, гипотеза должна быть сформулирована точно и однозначно. Не следует выносить на анализ несколько гипотез, даже логически связанных друг с другом. Множество гипотез, как правило, невозможно ни доказать ни опровергнуть в ходе планируемого исследования.  

Варианты гипотезы:  

1. Существует взаимосвязь между        агрессивностью подростка и его самооценкой.  

2. У младших школьников имеются стойкие нарушения письма, устраняемые в процессе проведения целенаправленной систематической коррекционной работы по предложенной коррекционной программе.

Теоретические и методологические основы исследования - в этой части введения необходимо кратко перечислить источники информации, на базе которых построена теоретическая часть и сформирован понятийный аппарат исследования, а также определить методы исследования. Например: «Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых (авторы), законодательные акты, материалы международных научно- практических конференций.  

Наиболее распространенные методы исследования:  

1) анализ - логическая операция, которая заключается в объяснении неизвестного объекта при помощи его мысленного, абстрактного разъединения, расчленения на составные понятные части;  

2) синтез - логическая операция, которая заключается в объединении изученных в ходе анализа частей в единое понятное для осознанного восприятия целое;  

3) моделирование - создание искусственного подобия объекта (т. н. модели) для изучения отдельных сторон его работы;  

4) системный подход (или принцип системности) заключается в комплексном изучении границ объекта в окружающей среде, внутренней структуры, целостности, иных характеристик объекта во взаимосвязи с характеристиками внешней и внутренней среды;  

5) структурно-функциональный   подход      состоит     в выявлении элементов, из которых состоит объект, их признаков, предназначения и характера взаимосвязей между ними;  

6) сравнительный анализ - сравнение с прошлыми показателями,     сравнение со        средними показателями,      с плановыми, с лучшими по отрасли и т. д.  

При обосновании методов исследования можно употребить такие обороты: «При написании работы в методологическом плане применялась следующая совокупность методов... », «В методологическом отношении для понимания... использовались разработки... ».  

Структура работы. Например: «Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения. Для написания работы использовались 53 источника. В качестве иллюстративного материала использовались 15 таблиц, 4 рисунка, 19 диаграмм и приложения».

Основная часть работы, как правило, состоит из нескольких глав, чаще всего из двух-трех глав.  

Каждая глава имеет целевое назначение и в определенной мере является основой последующей. Основной текст обычно включает обзор литературы по выбранной теме, описание организации собственных исследований, описание полученных результатов, заключение, выводы и рекомендации. К основному тексту относится также и список использованных источников, которые были прочитаны и проанализированы в процессе работы.  

Структура основной части выпускной квалификационной работы существенно зависит от характера работы. Однако, в большинстве случаев, основная часть должна содержать следующие разделы: теоретическое исследование и практическую работу бакалавра. Ее содержание для психологов может быть изложено в 2-х или 3-х главах:

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования.  

Глава 2. Практическая часть.

Глава 3. Результаты.

Глава 1. Теоретическое обоснование содержит обзор научной литературы и выводы, пишется по материалам, собранным на этапе информационного поиска.  

Глава имеет свою собственную внутреннюю структуру, то есть делится на параграфы. Необходимо соблюдать логику изложения материала. Это предполагает плавные, естественные переходы между отдельными составными частями всей дипломной работы и между параграфами литературного обзора, в частности. Для этого можно использовать «переходные фразы», смысл которых может заключаться в выводах из уже изложенного, и в отсылках к следующей части работы.  

Теоретическое обоснование заканчивается формулировкой основных выводов, сделанных при анализе материалов главы 1. Содержание вывода по первой главе должно сводиться к тому, что исследуемая проблема нуждается в более детальной проработке и глубоком изучении той или иной стороны развития. Такая структура текста позволяет сделать логичный переход от обзорной к практической экспериментальной части работы.  

Глава 2. Практическая глава представляет описание практической части исследования и содержит:

а) программу организации исследования и описание психодиагностических методик. Подробно представить базу исследования, характеристику испытуемых, их количество, пол, возраст. Выделить этапы развернутой программы исследования (что делали сначала, далее, потом, в итоге работы), желательно также представить условия сбора эмпирических данных, процедуры пилотажного исследования, проверки надежности получаемых данных.  

Обязательно раскрыть содержание используемых методов и подробное описать параметры психодиагностических методики психодиагностическую модель в целом. Вопросы психодиагностических методик, инструкцию, ключ следует поместить в приложении.  

Сделать вывод о соответствии целей исследования с выбранными методиками;

Глава может содержать характеристику исследуемой организации, методов исследования, выборки испытуемых, методов статистической обработки данных. Эта часть работы может содержать обоснование выбора использованных диагностических методов, процесс разработки конкретных методик, педагогических технологий и их описание.  

Описание выборки испытуемых должно содержать обоснование использования именно этих групп испытуемых с точки зрения репрезентативности выборки, указание на состояние испытуемых во время проведения исследования, а также сведения о других релевантных особенностях испытуемых. Среди них могут быть: распределение испытуемых по полу и возрасту, их образовательный и социальный статус, успешность обучения, медицинский диагноз, логопедическое заключение ПМПК и другие характеристики.  

При описании методики экспериментального исследования необходимо подробно перечислить задания констатирующего эксперимента, их цель, инструкцию экспериментатора, используемый дидактический материал, критерии оценки полученных результатов. Когда в работе используется новая или адаптированная методика, то все этапы работы должны быть тщательным образом прописаны. Также необходимо обратить внимание на описание организации исследования: в каком учреждении проходил эксперимент, когда, в течение какого времени обследовались испытуемые, какова была процедура эксперимента.  

Глава 3. Результаты исследования включают описание и анализ полученных данных в соответствии с логикой поставленных задач и гипотез; результаты исследования должны быть представлены качественным и количественными данными, сведенными в схемы, таблицы, а также рисуночное отображение исследований в виде диаграммы, гистограммы, графиков, дендограммы; обсуждение результатов исследования, выводы.  

В этой части должны быть представлены результаты проведенного исследования, причем:  

- результаты могут носить качественный характер и заключаться, например, в констатации определѐ нного речевого уровня развития, выявления психологических особенностей и т. д. Соответственно и изложение таких результатов будет носить качественный характер, т. е. будет представлять собой описание этого речевого состояния.  

- если результаты носят количественный характер - т. е.

являются результатом проведенных измерений или оценивания, то они могут быть оформлены в таблицу, схему, диаграмму. Кроме количества обследуемых высчитывается процент того или иного результата от общего количества испытуемых.  

Например: низкий уровень развития фонематического слуха – 55%. При этом необходимо помнить, что данные, приведенные в таблице или на графике (диаграмме) должны быть обязательно описаны (объяснены) и в текстовой форме.  

Результаты статистического анализа данных могут быть представлены в текстовой форме, либо в табличной. При этом необходимо приводить не только значения самих статистических показателей, но и обязательно указывать уровень их статистической достоверности. Данные, приведенные в табличной форме, должны быть интерпретированы и объяснены и в текстовом виде.  

Подразделы могут заканчиваться выводами. Это позволяет освободить основные от выводов второстепенных, которые, тем не менее, важны для понимания сущности изучаемого явления. Промежуточные выводы подготавливают автора к написанию заключения о работе и формулировке основных выводов по всему проведенному исследованию.  

Выводы должны строго соответствовать задачам и гипотезе, каждая задача должна, так или иначе, найти отражение в выводах. Выводы должны быть содержательными и убедительными, могут включать цифры, должны быть пронумерованы. Выводы – это краткая презентация результатов выполненного исследования.  

Все выводы должны быть аргументированы ссылками на конкретные данные (таблицы, графики). В конце работы необходимо проанализировать возможные побочные факторы, снижающие достоверность выводов, с делать собственный вывод о возможных путях уточнения, проверки, расширения и использования полученных данных.

Все материалы, не являющиеся необходимыми для решения поставленной в работе задачи, выносятся в приложение.

Заключение, которое является завершающей частью исследования, должно кратко, не повторяя содержания основного текста ВКР, включать основные выводы и предложения, с рациональными вариантами решения рассматриваемой проблемы и их обоснования. Подводя итоги выполненной работы, даются краткие обобщения по каждой главе и выводы по задачам, обозначенным во введении.  

В заключении следует отметить, насколько подтвердилась гипотеза (полностью, частично, не подтвердилась), а также план на дальнейшие исследования по данной теме.  

Выводы не должны быть излишне формальными («проведено исследование», «получены результаты»). Они должны иметь конкретное содержание. В выводах даются аргументированные ответы на поставленные вопросы, выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы бакалавра.  

Здесь же отмечается теоретическая и практическая значимость проведѐ нного исследования. В заключении высказывается предположение о перспективах дальнейшего изучения данной проблемы.

Рекомендации. Рекомендации предполагают конкретные указания на способы использования полученных результатов. Рекомендации имеют конкретного адресата. Например, они могут быть даны школьному психологу, родителям, приемноотборочной комиссии и т. д.  

Список использованных источников приводится в конце работы, с соблюдением всех библиографических правил, на русском и иностранных языках. Приводится только та литература, на которую есть ссылки в тексте, а также другие проанализированные источники. Список должен включать не менее 40 источников, две трети которых за последние 5 лет.

Психологам необходимо обратить внимание на описание организации формирующего эксперимента. Должны быть четко обозначены следующие моменты: в каком учреждении проходило обучение, в течение какого времени испытуемые получали психологическую, педагогическую, логопедическую помощь, как часто проходили занятия, проводилась ли индивидуальная или фронтальная работа, какие другие специалисты принимали участие в коррекционном процессе, была ли помощь родителей, членов семей лиц с нарушениями речи и др.  

Основные направления работы определяются на основе анализа литературы и результатов проведенного констатирующего эксперимента, который выявил специфические особенности формирования психических процессов лиц изучаемого контингента. Студенту необходимо коротко раскрыть основные методические рекомендации по каждому из предложенных направлений.  

При изложении в выпускной квалификационной работе спорных вопросов, необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты, только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение позиций различных авторов содержащихся в их научных трудах. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в любом случае соответствующие аргументы. Язык и стиль выпускной квалификационной работы.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство положений, выявленных в результате исследования эмпирических фактов.  

Для научного текста характерна смысловая законченность, объективность, целостность и связанность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли, противоречивые отношения, причинно-следственные отношения, логический переход от одной мысли к другой, итог, вывод. Особенностью языка научного текста отсутствие экспрессивной лексики. Следует избегать также двусмысленных слов и определений, таких как «очень редко…», «психологами нашего Центра…», «некоторая часть выборки…» и т. д. В целом, описывая результаты исследования, предпочтительно заменять термины «испытуемые» и «выборка» более описательными терминами – «участники», «пациенты», «дети», «учащиеся».

Возможные недостатки основной части работы:  

• использование устаревших источников и материалов;

• наличие фактических ошибок в изложении чужих экспериментальных результатов или теоретических позиций;

• отсутствие упоминаний важных     литературных источников, имеющих прямое отношение к решаемой проблеме и опубликованных в доступной для студента литературе;

• использование больших кусков чужих текстов без указания их источника (в том

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...