Этапы проектной деятельности
Этапы
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Деятельность родителей
| Формируемые УУД
|
Мотивационно-целевой
| Формулирование цели, основополагающего и проблемного вопросов. Составление плана действий
| Создание проблемной ситуации. Встреча с родителями
(Приложение 1)
| На собрании решают, в чём могут помочь детям
| Коммуникативные: уважительно относиться к позиции другого, договариваться о совместных действиях.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий
|
Проектиро-вочно-исследовательский
| Формирование малых групп. Определение групповых и индивидуальных задач. Составление плана работы
| Координация деятельности групп. Помощь в распределении обязанностей
(Приложение 2)
| Обсуждают выполнение работы
| Коммуникативные:
- организовывать совместную продуктивную деятельность, работать в группе;
- высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Регулятивные:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы;
- преодолевать трудности.
|
Практичес-
кий
| Экскурсия на предприятия. Сбор материала. Приглашение гостей в школу. Оформление альбома. Подготовка презентации
| Координация работы групп, помощь в ситуациях затруднений, поддержка детей. Подготовка гостей, экскурсий
(Приложение 3)
| Помогают в сборе и подготовке материалов, оформлении презентации
| Личностные:
-уважительное отношение к людям, понимание значимости профессии в жизни человека, чувство гордости за своё село, достижения его тружеников.
Коммуникативные:
- устанавливать контакт с новыми людьми;
- договариваться с товарищами, родителями в совместной деятельности, распределять работу;
- вести целенаправленную беседу для получения необходимой информации.
Познавательные:
- отбирать источники, информацию под конкретную цель;
- обрабатывать приобретённую информацию для создания нового продукта
|
Контрольно- корректирующий
| Представление собранных и оформленных материалов, их коллективное обсуждение
| Задаёт вопросы, дополняет, даёт рекомендации, помогает составить план презентации
(Приложение 4)
| Помогают дорабатывать материалы
| Регулятивные:
- контролировать результаты своей деятельности;
- преодолевать трудности, добиваться намеченной цели.
Коммуникативные:
- слушать других, пытаться принимать, учитывать другую точку зрения, изменять свою;
- корректно высказывать критические суждения
|
Презента- ционный
| Представление результатов коллективной и индивидуальной деятельности
| Помощь в проведении презентации. Акцент на наиболее существенной информации (Приложение 5)
| Присутствуют на защите, задают вопросы, дополняют выступления детей
| Коммуникативные:
- убедительно выступать перед аудиторией;
- отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Познавательные:
- выстроить логичное выступление;
- использовать информационные средства для представления результатов;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
|
Аналитико- рефлексив-ный
| Самооценка своих достижений, анализ качества представленных материалов, презентации, коллективной работы, рефлексия
| Подбор методик для анализа и рефлексии, постановка проблемных вопросов, регулирование отношений, помощь в определении перспектив (Приложение 6)
| Присутствующие высказывают мнения о достижениях детей либо оценивают проектную деятельность в письменной форме
| Регулятивные:
- результат своей деятельности соотносить с поставленной целью, определять степень реализации своих возможностей;
- объективно оценивать результат деятельности, личностные достижения.
Личностные:
- сознание жизненной необходимости трудовой деятельности;
Коммуникативные:
- корректно высказывать свои суждения о деятельности товарищей;
- понимание важности совместной деятельности для достижения результата
|
Содержание и формы деятельности детей
№ п/п
| Структура
содержания
| Формы деятельности
| Количество часов
|
1.
1. 1
1. 2
| Учебные предметы:
Технология
| Экскурсии на предприятия.
|
|
Изготовление подарков для тех людей, к кому решено пойти на экскурсии.
|
|
Изготовление пригласительной открытки для гостя.
|
|
Окружающий мир
| Практика работы на компьютере. Подготовка презентации.
|
|
Тема занятия: «С чего начинается Родина. Моё село».
|
|
II
2. 1
2. 2
| Внеурочная деятельность:
Кружок «Истоки» (На нём дети знакомятся с прошлым и настоящим своей малой родины, интересными людьми)
Кружок «Прекрасное рядом с тобой». (На нём учащиеся знакомятся с разными материалами и изготовляют из них поделки)
| Знакомство с предприятиями посёлка. Экскурсии на предприятия, встречи с интересными людьми – выпускниками школы.
|
|
Проект «Славится Россия чудо – мастерами» (О возрождающихся на селе профессиях кузнеца, гончара)
|
|
Изготовление подарков для гостей
|
|
III.
| Внеклассная работа
| Беседа – рассуждение «Что такое счастье».
|
|
Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус».
|
|
Подготовка альбома с фотографиями
|
|
Подготовка презентации
|
|
Защита проекта
|
|
Приложения
Приложение 1
Мотивационно-целевой этап
По просьбе учителя учащиеся 10 класса провели классный час на тему «Все работы хороши – выбирай на вкус». Они говорили о том, что трудиться и учиться надо в полную силу. Только тогда можно рассчитывать на успех и уважение других. Цена хлеба, цена труда, цена знаний - эти истины каждый должен усвоить с малых лет.
Через неделю учитель продолжил разговор на тему выбора профессии, чтобы осуществить запуск проекта.
- Ребята, у нас в школе прошёл вечер встречи выпускников. Сколько замечательных людей приходило в школу! Они рассказывали о себе, дарили школе подарки. Многими из них школа гордится. Они окончили учебные заведения и успешно трудятся в разных уголках нашей Родины. А где вы хотели бы жить, когда получите профессию? (Большинство учащихся пожелало остаться дома, в семье).
- Что нужно для того, чтобы остаться жить в селе? (Получить такую профессию, чтобы быть успешными).
- Что для этого нам нужно узнать? (Люди каких профессий нужны в селе).
- Давайте обсудим, сможем ли мы найти ответ на этот вопрос. (Дети некоторое время совещались, задавали учителю вопросы, потом остановились на том, что сами узнают, люди каких профессий нужны в селе).
- Каким будет главный вопрос, на который найдём ответ?
(Какую профессию нужно получить, чтобы остаться жить и работать в родном селе).
- А как это можно узнать?
(Предлагаю варианты ответов: поговорить с родителями, узнать у шефов, организовать экскурсии на предприятия, пригласить гостей в школу). Посовещавшись, учащиеся решили, что интереснее всего побывать на предприятиях и пригласить гостей в школу.
- К кому мы пойдём? (К бывшим выпускникам школы).
- Вы их знаете? (Нет!)
- К кому можно обратиться за помощью? (К родителям, знакомым).
- Как обозначим тему нашего проекта? (Дети высказывают варианты: «Профессии наших выпускников», «Где родился, там и пригодился» и др.).
- Ребята, что может стать итогом нашего поиска? Может, это какой-то реальный продукт, которым могут воспользоваться другие люди? Что это может быть? (Дети затрудняются ответить).
- Это может быть газета, книга, папка о профессиях выпускников, праздник и т.д. Посмотрите проекты учащихся предыдущего выпуска. (После обсуждения учащиеся решили, что подготовят папку о профессиях выпускников и компьютерную презентацию).
- Сегодня мы вместе определили тему проекта и главный вопрос, на который вы хотите найти ответ: «Какую профессию нужно получить, чтобы остаться жить на селе?» Обсудите с родителями, смогут ли они нам помочь.
Через два дня состоялось родительское собрание на тему «Будущее моего ребёнка».
- Уважаемые родители, большинство наших детей пожелало остаться жить и работать в родном селе. Какой вы представляете судьбу своих детей? Что нужно сделать, чтобы наши дети были успешными в жизни, чтобы ими можно было гордиться? (Родители обсуждают вопросы в микрогруппах, затем высказываются: «Прежде всего им надо привить любовь к труду. Это и учёба, и получение будущей профессии» и др.).
- Дети определили тему проекта. Как вы думаете, смогут они справиться без вашей помощи? В чём им надо помочь? (Подсказать, в какие организации можно пойти на экскурсию, кого лучше пригласить в школу. Подумать о реальном продукте проекта, как организовать работу. Помощь в компьютерной презентации и т.д.).
Родители принимают решение об участии в проектной деятельности детей.
Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: