Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительные характеристики общения




в традиционном обучении и дискуссии [32]

Характеристики Обычный разговор Дискуссия
Кто больше говорит Учитель – две трети времени Ученики – половину времени или больше
Типичное поведение Вопрос – ответ. 1. Учитель спрашивает. 2. Ученик отвечает. 3. Учитель оценивает. Нет вопросов и ответов. Неупорядоченный обмен вопросами и ответами учителей и учеников
Обмен фразами Многократный, краткие быстрые фразы Более медленный, фразы длиннее
Вопросы Важен не вопрос, а знание учениками ответа Важен смысл вопроса.
Ответ Оценивается как правильный или неправильный. Единственный правильный ответ для всех учеников. Оценивается как «согласен – не согласен». Правильны самые разные ответы.
Оценивание «Правильно/неправильно». Только учителем «Согласен/не согласен». И учениками, и учителями.

 

Учителю нереалистично было бы ожидать, что при организации дискуссии все получится само собой. Опыт свидетельствует о том, что педагоги соскальзывают к привычной картине управления классом, опасаясь, что оживленное, неупорядоченное обсуждение может вывести учебный процесс из-под контроля. Многие педагоги заменяют самоорганизацию участников прямым управлением. Стремление «сжать» обсуждение, сделать его компактнее нередко приводит к превращению дискуссии в обмен вопросами и ответами между учителем и учениками. Если педагог хочет изменить взаимоотношения с учениками и добиться лучшего понимания, единственная рекомендация – пробовать проводить дискуссии и не останавливаться при неудачах. Именно так достигается взаимное понимание и расположение.

Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность:


А). Задачи конкретно-содержательные:

– осознание обучающимися противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;

– актуализация ранее полученных знаний;

– творческое переосмысление возможностей применения знаний, и др.

Б). Организационные задачи:

– распределение ролей в группах;

– соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли;

– выполнение коллективной задачи;

– согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д.

 

Этапы проведения дискуссии

 

Исследования по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствуют о том, что она уступает прямому изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов и анализа.

Подготовительный этап.

Подготовительный этап, как правило, начинается за 7-10 дней до проведения дискуссии. Учебные дискуссии должны быть хорошо подготовлены, а участники – знать содержание обсуждаемого вопроса. Для подготовки и проведения дискуссии можно сформировать временную группу (до пяти человек), задачами которой являются:

· подготовка дискуссии: выделение в теме проблемных вопросов; подбор материала, который должны освоить все участники для того, чтобы дискуссия была более плодотворной и содержательной; проверка готовности группы к обсуждению; определение круга докладчиков или экспертов (если это необходимо); подготовка помещения, информационных материалов, средств фиксации хода обсуждения и т.д.;

· выбор варианта ведения дискуссии и варианта проведения занятия в целом (например, переход к проектам и т.д.);

· проведение «мозговой атаки»;

· выработка правил;

· пересмотр и переформулирование в процессе дискуссии целей, проблем, если обсуждение зашло в тупик;

· выявление и обсуждение разногласий или расхождений точек зрения;

· обеспечение для участников возможности дать выход чувствам, поделиться переживаниями, возникающими у них как реакция на происходящее в аудитории.

Основной этап.

Для педагога во время проведения дискуссии важны три момента: время, цель, итог. Начинается дискуссия с вступления ведущего, которое не должно продолжаться более 5-10 минут. Во вступлении ведущий должен раскрыть основные моменты и наметить темы для обсуждения.

Приемы введения в дискуссию: изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация кинофильма; демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал, архивные материалы и т.д.); приглашение экспертов; использование текущих новостей; видео- или аудиозаписи; инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода; стимулирующие вопросы и т.д.

При планировании работы на подготовительном этапе выбирается форма проведения дискуссии и после вступительного слова ведущего дискуссия продолжается в выбранной форме.

Формы дискуссии.

· Круглый стол – беседа, в которой на равных участвуют небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы.

Схема 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...