Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Географические карты




1. Санкт-Петербург.

2. Исторический центр Санкт-Петербурга.

3. Атлас. Санкт-Петербург.

4. Атлас Санкт-Петербург и Ленинградская область.

 

 


2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Общие положения

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины предназначены для студентов всех форм обучения. Включают рекомендации по использованию материалов УМК, пожелания по изучению отдельных тем курса, рекомендации по работе с литературой, рекомендации по организации самостоятельной работы, разъяснения по вопросам работы с тестовой системой курса.

 

2.2. Рекомендации по использованию материалов УМК.

Материалы учебно-методического комплекса рекомендуется использовать студентам для самостоятельной подготовки по дисциплине. Рекомендуется внимательно изучить последовательность тем дисциплины, а также темы, практических занятий.

Студентам следует изучить основные искусствоведческие термины, необходимые при анализе архитектурных памятников.

В тематике курса имеются несколько тем, посвященных жизни и деятельности ярчайших представителей русской и советской литературы. При подготовке по данной проблематике недостаточно излагать лишь биографические данные. Студенты должны показать знание произведений и желательно процитировать фрагменты поэтических текстов. Для успешного освоения материала необходимо познакомиться с научно-популярной литературой, имеющейся в комплексе.

Студенты должны включить в самостоятельную работу посещение театров и музеев города, так как целый ряд вопросов связан с данной проблематикой.

При подготовке к экзаменам следует опираться на материалы учебных пособий, дополняя их источниками, включенными в список дополнительной литературы. При написании контрольной работы следует опираться на основные научные и популярные издания по теме, опубликованные за последние пять лет. Санкт-Петербург – живой организм, постоянно изменяющийся. Для успешного освоения тем, относящихся к современному состоянию города, необходимо следить за публикациями в печати и активно привлекать новый материал на практических занятиях и в контрольных работах.

Для контроля своих знаний студент может самостоятельно протестировать себя и выявить пробелы в темах, чтобы их дополнительно проработать перед экзаменом.

 

2.3. Пожелания по изучению отдельных тем

Тема 1. Введение. Этапы становления науки о городе

Вводное занятие раскрывает основные направления изучения города, дает понятие о терминах краеведения и топонимики. Студентам предлагается испытать свои знания в топонимике, определив историю города по названию улиц, рек, мостов и др. мест своего района.

Для ознакомления с историей петербургского краеведения рекомендуется ознакомиться с трудами известных ученых: Н. Анциферова, П. Столпянского, В. Курбатова и др.

Для качественной подготовки к практическому занятию по этой теме студенты должны изучить работу Н.П. Анциферова «Душа Петербурга», использовать полученные знания для последующих тем практических занятий.

При подготовке ответов – характеристик «История города в названиях улиц и площадей Санкт-Петербурга» рекомендуется дополнительно пользоваться книгами: К. Горбачевич,

Е. Хабло «Почему так названы?» и Г.Никитенко, В. Соболь «Василеостровский район» и др., тщательно изучить карту города.

 

 

Тема 2. Петербург петровского времени

Данная тема очень важна в изучении данной дисциплине, т.к. основные направления градостроительной политики, заложенные в I половине XVIII века в дальнейшем развивались и использовались. Многие петровские начинания оставили след в истории города и страны.

В процессе подготовки по данной теме студентам рекомендуется помимо ознакомления с ведущими научными работами, также посетить музеи города (Государственный музей истории Санкт-Петербурга: Петропавловскую крепость; Кунсткамеру, Домик Петра I, Летний сад и Летний дворец, Меншиковский дворец и русский отдел Государственного Эрмитажа).

При подготовке к практическому занятию и экзамену рекомендуется дополнительно изучить книги:

1. Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и ХХ веках, СПб, 1994 г.

2. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини, Растрелли, Росси. СПб, 1996 г.

3. Власов В.Г. Архитектура «Петровского барокко», СПб, 1996 г.

4. Столпянский П.Н. Петербург. Как возник и рос Санкт-Петербург. СПб, 1995 г. и др.

 

Тема 3. Петербург во второй половине XVIII века

Подготовка студентов по данной теме является взаимосвязанной с предыдущей. Можно использовать при подготовке к ответу ту же дополнительную литературу.

Для расширения кругозора студента рекомендуется совершить экскурсию по пригородам Санкт-Петербурга, посетить музейные дворцово-парковые комплексы Гатчины, Царского Села, Павловска, Петергофа и Ораниенбаума. Подобное изучение материала на практике позволит слушателям сравнить смену стилей, изменение культуры быта России конца XVIII века, познакомит с творчеством великих зодчих: Растрелли, Бренна, Ринальди, Львова и др.

Целесообразно вспомнить названия улиц и площадей, связанных с именами сподвижников Екатерины II и Павла I, скульптурное убранство города, отвечающее данной тематике.

 

Тема 4. Петербург I половины XIX века

Данная тема предоставляет студентам широкое поле деятельности. При подготовке докладов на практических занятиях и ответов на экзамене рекомендуется воспользоваться дополнительной литературой о творчестве зодчих этого периода, художественными произведениями, посвященными лицеистам, литературными произведениями: В. Жуковского, А. Пушкина, его друзей и соратников.

О театральной и салонной жизни города I половины XIX века студенты могут узнать из посещения экспозиций Всероссийского музея А.С. Пушкина и Государственного театрального музея. Это не только расширит их кругозор, но и поможет явственнее представить себе быт и нравы Петербурга этого времени.

 

Тема 5. Петербург II половины XIX века

Раскрытие этой темы предлагаю, через изучение жизни и творчества ярких представителей петербургской общественной жизни II половины XIX века, которые оказали огромное влияние на общественно-политическую и культурную жизнь города и страны. Студент, готовя ответы на вопросы билетов, легко может сориентироваться в этой теме, используя знания по истории, краеведению и топонимике.

В музыкальной жизни огромное влияние оказали П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, Мусоргский и др., - их памятниками украшен город, их именами названы улицы и проспекты. Многие из представителей культуры получили образование в нашем городе и по долгу жили и работали в Петербурге, преподавали в консерватории, их произведения до сих пор исполняются на театральных и концертных сценах.

О деятельности Академии художеств уже упоминалось в предыдущих темах, но в данном разделе рекомендуется обратить внимание на борьбу различных художественных течений в ее стенах, и на организацию нового направления в живописи – критического реализма, на деятельность Товарищества передвижных выставок (Репин, Крамской, Ге, Левитан и др.).

В области литературы рекомендуется также обратить особое внимание на деятельность петербургских журналов, их политику. Студентам рекомендуется подготовить рассказ о ярком явлении литературного Петербурга II половины XIX века – жизни и творчестве Ф.М. Достоевского.

Деятельность великих ученых этого времени также отражена в названиях города и в его скульптурном убранстве: Менделеев, Боткин, Сеченов, Попов, Павлов и многие др.

Для лучшего усвоения темы, помимо изучения дополнительной литературы, студенты могут посетить многочисленные музеи: организованные в XIX веке (Музей железнодорожного транспорта), а также, посвященные известным представителям этого периода истории России: музей-квартира Н.А. Некрасова, музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова, музей-квартира Ф.М. Достоевского, музей-квартира Д.И. Менделеева, репинские Пенаты и др.

 

Тема 6. Петербург в конце XIX века

Эта тема продолжает логично предыдущую. Студенту рекомендуется обратить внимание на изменение архитектурно-градостроительных задач города, появление новых технических решений, использование новых материалов и механизмов при строительстве. Появление «промышленной» архитектуры. В этом студентам помогут не только дополнительные печатные исследования, но и их «зоркий глаз» в прогулках по городу.

 

Тема 7. Первая половина XX века Петербурга-Петрограда-Ленинграда. История и её отражение в культуре

Серебряным веком культуры Петербурга называют период конца XIX – начала ХХ века. И действительно эта тема включает в себя огромное количество мини-тем.

Студенту рекомендуется при подготовке к ответу из всего многообразия выбрать по одному примеру по каждому направлению деятельности. На пример, в подтеме «Литературная жизнь города» следует упомянуть о разнообразных литературных направлениях этого периода: перечислить их представителей: А. Блок, А. Белый,
И. Анненский, К. Бальмонт, А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов и др., а остановиться на творчестве А. Блока (по выбору).

Таким же образом следует поступить при освещении темы «Архитектура модерна». В ответе рекомендуется дать определение стилю «модерн», средствам его выражения, перечислить основных его представителей в Петербурге, а проанализировать подробно творчество одного из представителей этого направления (фон Гоген, Лидваль, Перетяткович, и др.)

Театральная жизнь этого периода была очень насыщена. Как и в предыдущих случаях рекомендуется дать общую характеристику, а затем конкретизировать на рассказе о каком-либо известном деятеле (В. Камиссаржевская, Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская и др.).

Нельзя забывать и о том, какие исторические события произошли в это время в нашем городе (Русско-японская война, революция 1905 г., I Мировая война, революции 1917 года и т.д.). Рекомендуется ответ строить на примерах отображения этих событий в искусстве, памятниках и топонимике города.

Начало XX века в культурной жизни Петрограда-Ленинграда связано со многими преобразованиями в музейной сфере, архитектурным и скульптурным убранством города. При подготовке рекомендуется разделить её на подтемы: «Город после Октябрьской революции», «Предвоенная жизнь Ленинграда». При подготовке первой подтемы необходимо представить себе жизнь города сразу же после революций 1917 года. О судьбе Петрограда и его жителей дают представление книги О. Форш «Сумасшедший корабль», С. Шульца «Дом искусств», дневники и воспоминания А. Остроумовой-Лебедевой, А. Н. Бенуа, М. Добужинского и др. Рекомендуется, как уже излагалось выше, выбрать историю кого-либо одного ярчайшего явления этого периода Дом искусств, «Привал комедиантов», создание музеев: Города, Революции, Отжившего культа, музеефикация императорских и великокняжеских дворцов и т.д., или деятельность какого-либо петербуржца: М. Горького, М. Добужинского, Л.А. Ильина, В. Курбатова и др.

В качестве самостоятельной работы студентам рекомендуется посетить экспозиции Государственного музея политической истории России, Государственного музея истории Санкт - Петербурга и его филиалы, мемориальные музеи-квартиры А. Ахматовой и М. Зощенко и др.

 

Тема 8. Культурная жизнь блокадного Ленинграда

Из названия этой темы видно, какая она ёмкая. При подготовке рекомендуется разделить ее на части: «Ленинград в блокаде» и «Восстановление Ленинграда после войны».

Рассказывая о блокадном Ленинграде, обязательно следует сделать акцент на деятельность научных и культурных учреждений (институты, Академия наук, музеи города, театры, исполнение 7 симфонии Д. Шостаковича и т.д.), огромное воздействие радиопередач на дух горожан (О. Берггольц, В. Вишневский, В. Инбер).

По заключительной подтеме следует рассказать о Генеральном плане застройки Ленинграда. Восстановлению промышленности и жилого сектора, научных и образовательных учреждений, возрождение памятников культуры. Здесь студентам поможет не только дополнительная литература по курсу, но и те экскурсии, которые они предпринимали в Музей обороны Ленинграда, Государственный музей истории Санкт-Петербурга и его филиалы, а также в пригороды.

 

Тема 9. Ленинград 70-90-ые годы ХХ века

Музейная сеть в 70-80-90 годы широко развивалась, было стремление к объединению малых музеев вокруг 1 большого центра. Таким примером в нашем городе является Государственный музей истории Санкт-Петербурга. В те годы он имел следующие филиалы: Петропавловская крепость, музей-квартира Кирова, Смольный собор, Крепость Орешек, Монумент героическим защитникам Ленинграда, музей-квартира А. Блока, особняк Румянцева, дом Матюшина, краеведческие музеи г. Пушкина и г. Ломоносова. При ответе можно проанализировать деятельность этого музея.

В 80-е годы вырос образовательный потенциал населения города (перечислить ВУЗы). Характеризуя успехи промышленности, следует остановиться на каком-либо 1 предприятии (Балтийский и Адмиралтейский заводы, «Севкабель», «Скороход», «Красный треугольник», «Арсенал» и др.).

Многие архитектурные решения тех лет были высоко оценены – это строительство спортивных комплексов «Юбилейный», «СКК», гостиница «Прибалтийская» и «Пулковская» и др. Дать характеристику застройки какого-либо района.

В театральной жизни города было много новых имен и открытий. Раскрывая эту тему, можно остановиться на творческом пути кого-либо из представителей театрального Ленинграда по выбору: (БДТ – Г. Товстоногов, Малый драматический театр – Л. Додин и др.)

Тема 10. Санкт-Петербург конца ХХ – начала XXI века. Заключение

Завершает курс «История и культура Санкт-Петербурга» тема, рассказывающая о сегодняшнем дне города. Студентам рекомендуется при подготовке к ответу использовать сведения, полученные из периодической печати, проявлять активность, посещать городские мероприятия, театры, следить за выставочной деятельностью, все эти дополнительные сведения украсят ответ, сделают его ярким и насыщенным.

 

2.4. Рекомендации по работе с литературой

С начала XXI века было опубликовано большое количество научно-популярной литературы по дисциплине (см. список рекомендованной и дополнительной литературы). Для проработки темы студенту недостаточно ограничиваться статьями учебников, так как материал там даётся в сжатой форме. Для подготовки докладов на занятиях и написании рефератов требуется привлечение дополнительных источников: научных публикаций и периодической печати.

 

2.4. Рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов

Санкт-Петербург - крупнейший исторический и культурный центр мира. В нем сосредоточены богатейшие коллекции разноплановых музеев, театры и концертные залы. Студентам необходимо во время самостоятельной работы посещать эти учреждения. Приобретённые там знания послужат прекрасным дополнением к теоретическим вопросам курса. Самостоятельная работа студента состоит и в планомерном изучении материала и его проработки во время подготовки к практическому занятию: докладам, участию в дискуссиях. Необходимо при проработке вопросов опираться на конспекты лекций, соответствующие главы учебных пособий, а также на дополнительную литературу (см. рекомендованный список).

Для студентов заочной формы обучения самостоятельная работа является основной. От того, как она будет спланирована, зависит успешное написание контрольной работы и ответа на экзамене. Студентам необходимо определить ряд учебников, научно-популярных изданий, изучить их. Определиться с выбором темы письменной работы. Дополнить свои знания экскурсиями по городу и музеям. Рекомендуется следить за изданиями СМИ.

 

2.6. Разъяснения по вопросам работы с тестовой

системой курса

Тестовая система разработана по проблематике основных разделов, изучаемых на лекционных и практических занятиях. Вопросы в тестах подобраны таким образом, чтобы студент смог проверить свои знания основных дат, исторических и искусствоведческих терминов, исторических событий и фактов из жизни выдающихся петербуржцев.

Тест выявляет пробелы по отдельным темам, требующим дополнительной проработки. Учебно-методический комплекс включает 4 теста, которые рекомендуется использовать как рубежный контроль знаний по изученному разделу.


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

3.1. Общие положения

Комплекс практических занятий предназначен для помощи студенту в углубленном изучении дисциплины, а также для овладения ими навыками самостоятельной разработки и творческого обсуждения важных проблем, сформулированных в программе дисциплины.

 

3.2. Планы практических занятий

 

Занятие 1

Тема: История города Санкт-Петербурга в названиях

улиц и площадей.

Практическое занятие - 1 час

Цель занятия: Выявить исторические особенности в названии улиц и площадей. Определить степень значимости науки «Топонимики» в изучении истории города.

Форма проведения занятия: дискуссия на заданную тему.

Перечень тем рефератов (докладов, сообщений):

1. Основоположники петербургского краеведения.

2. Анализ городских названий на примере одного из районов Санкт-Петербурга.

Методические рекомендации:

На занятии рассматривается вклад основоположников петербургского краеведения в формирование науки о городе. Анализируются труды Н.Анциферова, И. Гревса, В.Курбатова. Топонимика лежит в основе формирования науки о городе. Студенты готовят сообщения об истории названий улиц своего района проживания. После обсуждения тематики названий складывается рассказ об истории города. Таким образом, подчеркивается важность науки топонимики в изучении дисциплины.

Литература:

1. Горбачевич К., Хабло Е. Почему так названы?, 2007.

2. Даринский А.В. Невский край, - СПб: «Глагол», 2000.

3. Авсеенко В.Г. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках 4.1703-1903. Исторический очерк. – СПб., 1993.

5. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. СПб., 1997.

6. Столпянский П.Н. Петербург. Как возник и рос Санкт-Петербург.СПб., 1995.

 

Занятие 2

Тема: Тема: Культура и наука Петербурга I половины

XVIII века.

Практическое занятие - 1 час

Учебные цели занятия: раскрыть основные направления градостроительной политики I половины XVIII века; показать влияние петровских преобразований на дальнейшее развитие культуры и науки Петербурга и страны.

Форма проведения занятия: дискуссия на заданную тему.

Перечень тем рефератов (докладов, сообщений):

1.Основание Петербурга.

2. Реформы Петра I в области культуры и науки.

3. Основные направления застройки города.

Темы содокладов:

1. Первый русский музей – Кунсткамера.

2. Первый сад Петербурга.

3. Петровские ассамблеи.

4. Архитекторы Петербурга I – ой пол. XVIII века.

Методические рекомендации: при подготовке к практическому занятию студентам предлагается: внимательно ознакомиться с учебной и дополнительной литературой, энциклопедиями и словарями (см. список литературы). По данной теме студент может самостоятельно посетить Государственный музей истории Санкт – Петербурга, музей – домик Петра I, Летний сад и Летний дворец – музей, музейные экспозиции Петергофа.

Литература:

1. Даринский А. В. Невский край. – СПб.: «Глагол», 2000.

2. Даринский А.В. География Ленинградской области. - СПб: «Глагол», 2001.

3. Зодчие Санкт-Петербурга. Справочник. Под ред. Исаченко В. Г. И др. – СПб.: Лениздат, 1998.

4. Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб.: «Паритет», 2004.

5. Микишатьев М. Н. Прогулки по Литейной части. – СПб.: «ОСТРОВ», 2003.

 

Занятие 3

Тема: Петербург во II половине XVIII века.

Практическое занятие - 2 часа

Учебные цели занятия: изучить жизнь города в данный период времени. Знать изменение в городском управлении, в связи с учреждением Жалованной грамоты городам. Сравнить архитектуру и основные направления развития города, выявить смену стиля, познакомиться с творчеством великих зодчих.

Форма проведения занятия: дискуссия на заданную тему

Перечень тем рефератов (докладов, сообщений):

1.Жалованная грамота городам.

2. Творчество Б. Ф. Растрелли.

3. Творчество В. Бренны.

4. Творчество А. Ринальди.

5. Дворцово-парковые ансамбли пригородов Петербурга.

6. Создание и коллекции Эрмитажа.

Методические рекомендации: студентам при подготовке к практическому занятию: необходимо изучить предложенную литературу. Для расширения кругозора студентам рекомендуется посетить музеи города и дворцово-парковые ансамбли пригородов Гатчины, Царского Села, Павловска, Петергофа и Ораниенбаума. Проследить по карте города за расширением его территории, обратить внимание на основные достопримечательности, связанные с этой темой.

Материалы для самоконтроля достижения учебных целей занятия: тест № 1.

Литература:

1. Зодчие Санкт-Петербурга. Справочник. Под ред. Исаченко В. Г. И др. – СПб.: Лениздат, 1998.

2. Игнатова Е.А. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов XX века: В 2 кн. – СПб.: «Амфора», 2005.

3. Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб.: «Паритет», 2004.

4. Костылев Р.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили. – СПб.: «Паритет», 2002.

5. Некрасов С. М. На берегу реки Фонтанки. Музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени. – СПб.: «Серебряные ряды», 2003.

6. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. – СПб.: Азбука- классика, 2004.

7. Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII в). - СПб: «БЛИЦ», 1998.

 

Занятие 4

Тема: Петербург в I половине XIX века

Практическое занятие - 2 часа

Учебные цели занятия: после лекционного занятия студенты готовят мини-доклады по ансамблям Петербурга I половины XIX века. Это помогает студентам овладеть знаниями о городе, архитектуре и истории отдельных зданий и жизни и деятельности петербуржцев.

Форма проведения занятия: конференция

Перечень тем рефератов (докладов, сообщений):

1. Победа русского оружия в войне 1812 г. и её отражение в культуре и архитектуре Петербурга.

2. Новые ансамбли столицы.

3. Пушкинский Петербург.

4. Салоны XIX века

5. Театральный Петербург.

Темы содокладов:

1. Творчество К. Росси.

2. Творчество А. Захарова.

3. Творчество А. Воронихина.

Литераторы I пол. XIX века в Петербурге.

Методические рекомендации: студенты готовят доклады и содоклады по архитектурному убранству города. Закрепляется понятие «ансамблевая застройка». Выступают с комментариями и готовят дополнения о биографиях великих людей начала XIX века и их творческом пути.

Для этого студенту при подготовке к практическому занятию: необходимо изучить литературу по теме. Для расширения кругозора необходимо посетить театральные музеи города, Петропавловскую крепость (места заключения декабристов), в Эрмитаже галерею героев 1812 года, Всероссийский музей А. С. Пушкина и его филиалы.

Материалы для осуществления самоконтроля достижения учебных целей занятия: участие в дискуссии на занятии.

Литература:

1. Зодчие Санкт-Петербурга. Справочник. Под ред. Исаченко В. Г. И др. – СПб.: Лениздат, 1998.

2. Игнатова Е.А. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов XX века: В 2 кн. – СПб.: «Амфора», 2005.

3. Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб.: «Паритет», 2004.

4. Котомин О.Н. Санкт-Петербург и пригороды. Путеводитель.- СПб: «Паритет», 2001.

5. Костылев Р.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили. – СПб.: «Паритет», 2002.

6. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. – СПб.: Азбука- классика, 2004.

7. Нестеров В. В. Львы стерегут город / 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: «Искусство-СПб», 2001.

8. Павлова С.В. Пушкинский Лицей. Путеводитель.-СПб.: «Паритет», 2004.

 

Занятие 5

Тема: Общественная жизнь Петербурга II половины XIX века.

Наука и культура

Практическое занятие - 1 час

Учебные цели занятия: Изучить жизнь и творчество ярких представителей петербургской общественной жизни, которые оказали огромное влияние на развитие города и страны.

Форма проведения занятия – конференция.

Перечень тем рефератов (докладов, сообщений):

1. Наука XIX века Петербурга.

2. Их именами названы: Ф. Достоевский.

3. Их именами названы: Н. Римский-Корсаков.

Темы содокладов:

Общественно-политические события в Петербурге и их отражение в топонимике города.

Методические рекомендации: студентам при подготовке к практическому занятию: проследить развитие науки на примере биографий Д. Менделеева, С. Боткина, И. Сеченова и др. Музыкальную культуру её яркую национальную самобытность проследить через творчество Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского и др. Художественную культуру на примере творчества И. Репина, А. Бенуа, П. Сюзора, А. фон Гогена и др. Изучая биографию и произведения Ф. Достоевского дать представление о развитии литературы; посетить экспозиции Государственного Русского музея, мемориальных музеев-квартир Д. Менделеева, А. Попова, И. Павлова, Н. Римского-Корсакова, Ф. Достоевского, Н. Некрасова и др., а также театральные постановки на музыку композиторов XIX века.

Материалы для осуществления самоконтроля достижения учебных целей занятия: ответы на занятии, тест № 2.

Литература:

1. Зодчие Санкт-Петербурга. Справочник. Под ред. Исаченко В. Г. И др. – СПб.: Лениздат, 1998.

2. Игнатова Е.А. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов XX века: В 2 кн. – СПб.: «Амфора», 2005.

3. Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб.: «Паритет», 2004.

4. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. – СПб.: Азбука- классика, 2004.

5. Санкт-Петербург. 1703 – 2003. / Сост.: Вилинбахов Г.В., Кобак А.В., Марголис А.Д. – М., 2003.

 

Занятие 6

Тема: Серебряный век культуры Петербурга

Практическое занятие - 2 часа

Учебные цели занятия: раскрыть понятие «Серебряный век» через жизнь и творчество великих представителей культуры Петербурга.

Форма проведения занятия: дискуссия.

1) доклады и содоклады;

2) если позволяет численность группы – посещение музейной экспозиции и при помощи музейных предметов погружение в тему практичеа.

Перечень тем рефератов (докладов, сообщений):

1. Литература Серебряного века.

2. Искусство Серебряного века.

3. Архитектура стиля модерн.

Темы содокладов:

1. Символисты. Творчество А. Блока.

2. Акмеисты. Творчество А. Ахматовой. Творчество Н. Гумилева.

3. Творческие объединения и кружки. Башня Вяч. Иванова. Подвал бродячей собаки. Передвижники. Кружок любителей русских изящных изданий.

4. Мир искусства.

5. Журналы Серебряного века: «Золотое Руно», «Старые годы», «Аполлон».

6. Архитекторы стиля модерн (Ф.Лидваль, М. Перетяткович и др.)

7. Театр Серебряного века. (С. Дягилев, Ф. Шаляпин, В. Комиссаржевская и др.)

Методические рекомендации: студентам необходимо прочитать дополнительную литературу по курсу. Для расширения теоретических знаний требуется посетить музеи-квартиры указанных деятелей, Государственный Русской музей, Государственный музей истории Санкт – Петербурга.

Литература:

1. Глезеров С.Е. Петербург Серебряного века. Быт и нравы.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.

2. Зодчие Санкт-Петербурга. Справочник. Под ред. Исаченко В. Г. И др. – СПб.: Лениздат, 1998.

3. Игнатова Е.А. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов XX века: В 2 кн. – СПб.: «Амфора», 2005.

4. Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб.: «Паритет», 2004.

5. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. – СПб.: Азбука- классика, 2004.

6. Нестеров В. В. Львы стерегут город / 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: «Искусство-СПб», 2001.

 

Занятие 7

Тема: Общественно-политическая жизнь города

в конце XIX - начала XX века

Практическое занятие - 1 часа

Учебные цели занятия:рассмотреть исторические события данного периода (Русско-японская война, революция 1905 года, Первая мировая война, революции 1917 годов) и их отражения на жизни города.

Форма проведения занятия: – доклады и содоклады.

Перечень тем рефератов (докладов, сообщений):

1. Общественно-политические события к. XIX - нач. XX века и их отражение в топонимике города.

2. Общественно-политические события к. XI X - нач. XX века и их отображение в искусстве.

Темы содокладов:

1. Памятник «Стерегущему». История создания.

2. Крейсер «Аврора» и его роль в Октябрьской социалистической революции.

3. Памятник борцам революции на Марсовом поле.

4. Новые музеи XX века Петрограда – Ленинграда.

5. Топонимические изменения в начала XX века.

Методические рекомендации: студентам при подготовке к занятию: изучить дополнительную литературу, посетить достопримечательности, связанные с данной темой, а также побывать на экспозициях в музее Политической истории России, Государственном Русском музее, Государственном музее истории Санкт – Петербурга, крейсер «Аврора».

Литература:

1. Зодчие Санкт-Петербурга. Справочник. Под ред. Исаченко В. Г. И др. – СПб.: Лениздат, 1998.

2. Игнатова Е.А. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов XX века: В 2 кн. – СПб.: «Амфора», 2005.

3. Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб.: «Паритет», 2004.

4. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. – СПб.: Азбука- классика, 2004.

5. Памятники архитектуры Ленинграда.- Л: «Стройиздат», 1976.

6. Сады и парки Санкт-Петербурга XIX – нач. XX века (городское садовое хозяйство).-М.: Центрполиграф, 2004.

 

Занятие 8

Тема: Культура Петрограда-Ленинграда начала XX века.

Культурная жизнь блокадного Ленинграда

Практическое занятие - 1 часа

Учебные цели занятия: дать студентам представление о судьбе города и жизни научной и творческой интеллигенции после Октябрьской революции, проследить формирование новой культуры на конкретном примере или биографии. Сконцентрировать материал о блокадном Ленинграде на примере деятельности культурных организаций в годы войны.

Форма проведения занятия – дискуссия.

Перечень тем рефератов (докладов, сообщений):

1. Город после революции.

2. Предвоенная жизнь Ленинграда.

3. Ленинград в блокаде.

4. Восстановление Ленинграда после войны.

Темы докладов:

1. Культура Ленинграда после революции.

2. «А музы не молчали…»

3. Генеральный план восстановления и реконструкции Ленинграда.

Методические рекомендации: студентам при подготовке к занятию: изучить рекомендованную литературу. Для расширения кругозора необходимо посетить Монумент героическим защитникам Ленинграда, Пискарёвское мемориальное кладбище, Музей Обороны Ленинграда, Государственный музей истории Санкт - Петербурга.

Литература:

1. Зодчие Санкт-Петербурга. Справочник. Под ред. Исаченко В. Г. И др. – СПб.: Лениздат, 1998.

2. Игнатова Е.А. Записки о Петербурге: Жизнеописание города со времени его основания до 40-х годов XX века: В 2 кн. – СПб.: «Амфора», 2005.

3. Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб.: «Паритет», 2004.

4. Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина / 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство Сергея Ходова, 2005.

5. Памятники архитектуры Ленинграда.- Л: «Стройиздат», 1976.

6. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. – СПб.: Азбука- классика, 2004

 

Занятие 9

Тема: Ленинград во второй половине XX века

Санкт-Петербург конца ХХ – начала XXI века

Практическое занятие - 1 час

Учебные цели занятия:закрепить знания о переустройстве городской жизни. Отследить основные направления реконструкции и реставрации города к его 300-летнему юбилею. Сравнить современные мероприятия с предыдущими празднествами.

Форма проведения занятия: круглый стол.

Перечень тем рефератов (докладов, сообщений):

1. Основные события городской жизни конца ХХ – начала XXI века.

2. Исследования периодической Санкт-Петербургской печати по теме 300-летнего юбилея города.

Студенты проводят сравнительный анализ подготовки 100 и 200-летних юбилеев СПб с последними событиями в жизни города.

Темы содокладов:

1. Юбилейные даты города.

2. Подарки Петербургу к 300-летию.

Методические рекомендации: студентам при подготовке к занятию:

ознакомиться с планом городских мероприятий подготовки к юбилейным датам, городскими программами «Возрождение Петербурга», «Фасады Петербурга» и «Дворы Петербурга».

Материалы для осуществления самоконтроля достижения учебных целей занятия: участие в дискуссии по теме, тест № 3.

Литература:

1.Авсеенко В.Г. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках 1703-1903. Исторический очерк. СПб, 1993.

2. Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб.: «Паритет», 2004.

3. Памятники архитектуры Ленинграда.- Л: «Стройиздат», 1976.

4. Санкт-Петербург. 1703 – 2003. / Сост.: Вилинбахов Г.В., Кобак А.В., Марголис А.Д. – М., 2003.

5.Газеты и журналы 2003. Интернет сайты.

 

4.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных работ

 

4.1.Общие положения

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющий студентам определить вариант и содержание (тему) контрольной работы, а также ознакомиться с методикой выполнения контрольной работы и правилами её оформления.

 

4.2.Рекомендации по выбору конкретной темы

Контрольная работа по дисциплине «История и культура Санкт-Петербурга» входит в учебный план студентов заочной формы обучения. Она предназначена для того, чтобы студенты могли лучше проработать темы к экзаменам.

Перечень тем контрольных работ по дисциплине широк и разнообразен. Студенту предоставляется право самому выбрать понравившуюся тему. Рекомендуется после внимательного изучения перечня тем остановиться на той, проблематика которой вызывает наибольший интерес в плане раскрытия творческого потенциала студента, его способности продемонстрировать собственное видение проблемы («Давно стихами говорит Нева…», «А музы не молчали…» и др). В другом случае, если у студента какая - либо из предложенных тем вызывает затруднение, то следует выбрать её и при помощи рекомендованной литературы, глубокого погружения в материал проработать тему к экзамену («Петербург Серебряного века», «Литературный Ленинград – Петербург» и т. д.).

Целый ряд предложенных тем обобщают группу вопросов из билетов по курсу: «Окно в Европу», «История в названиях улиц и площадей Санкт-Петербурга», «Театральный Петербург» и др. В этом случае целесообразно сделать обзор проблематики и, тем самым, лучше подготовиться к экзамену.

 

4.2. Методические указания по выполнению

контрольных работ

 

Студент, после того, когда определится с выбором темы контрольной работы, должен выбрать из списка рекомендованной литературы издания по данной проблематике.

Целесообразно просмотреть новинки из научно-популярной литературы за последнее время, просмотреть периодическую печать. После выявления и изучения литературы, следует приступить к составлению плана работы. Разбив материал по главам, приступить к его изложению. Любая работа выиграет в плане изложения материала, если она будет исторически или литературно мотивирована, следует делать ссылки на источники, при этом, не затягивая цитат

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...