Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 1. Введение. Этапы становления науки о городе




Основные направления изучения города: история, краеведение, география, искусствоведение, литературоведение, топонимика. Термины краеведения и топонимики.

Три основные периода петербургской топонимии: 1) доурбанистический (группы: балтийская, финно-угорская, славянская, шведская); 2) имперский (природные признаки, занятия жителей, национальная принадлежность, имена и фамилии домо – и землевладельцев, здания, учреждения, предприятия, сооружения, географические названия, фамилии выдающихся деятелей); 3) советский и постсоветский (природные, классовый подход к переименованию ”сословных” топонимов, политическая окраска “географических” и “именных” топонимов, внедрение новых идеологических стереотипов, имена деятелей революционных движений, в честь памятных дат, тема Великой Отечественной войны, переименования конца XX века). Студенты изучают топонимику, определяют историю города по названию улиц, рек, мостов города в целом и своего района. Знания о городе накапливались постепенно, по мере того как рос и развивался сам Петербург, и практически невозможно перечислить всех тех, кто внес свой вклад в науку о городе. Поэтому знакомство с историей петербургского краеведения следует начать с трудов известных ученых: Н. Анциферова, И. Гревса, П. Столпянского, В. Курбатова, А. Нечаева и др.

 

Тема 2. Петербург петровского времени

Основание Петербурга. Возвращение исконно русских земель, причины Северной войны. Своеобразие рождения, строительства и экономического развития города. Взятие крепостей Нотебург и Ниеншанц. Закладка Петропавловской крепости, а позднее Кронштадтской. Основные направления градостроительной политики, заложенные в I половине XVIII века: формирование центра города, прокладка улиц, три типа построек. Регулярный и радиальный типы планировки города. Зарождение и развитие стиля раннего (петровского) барокко. Творчество архитекторов Д. Трезини, Г. Маттарнови, Ж.-Б. Леблона.

Реформы Петра I в области культуры, науки, образования: деятельность первого государственного музея – Кунсткамеры, открытие театра, учреждение ассамблей, открытие начальных, профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, Морской академии, Академии наук, учреждение высших органов государственного управления России – Сената и Синода, введение гражданского шрифта, издание газеты «Ведомости», открытие типографии, библиотеки. Сподвижники Петра I: Я. Брюс, Б. Шереметев, А. Репнин, А. Меншиков, Ф. Апраксин, Ф. Прокопович и др.

 

Тема 3. Петербург во второй половине XVIII в.

Развитие города. Творчество архитекторов Ф. Растрелли, С. Чевакинского и развитие ими стиля барокко (позднее). Смена стилей, зарождение классицизма. Представители раннего классицизма Ж.-Б. Вален-Деламот, А. Ринальди, А. Кокоринов, Ю. Фельтен, В. Баженов, И. Старов. Создание первых набережных Петербурга, первые каменные мосты, дворцы и парки Северной столицы, создание и переустройство пригородных резиденций: Гатчины, Царского Села, Павловска, Петергофа и Ораниенбаума. Понятие регулярный и пейзажный парк. Становление классицизма. Творчество архитекторов Ч. Камерона, Дж. Кваренги, В. Бренны. Формирование нового облика Петербурга, новые типы зданий: здание Академии наук, Эрмитажный театр, Мариинская больница, банки, манежи, храмы. Вопросы городского управления. Жалованная грамота городам. Итоги правления Екатерины II. Развитие науки, культуры, образования во время правления Екатерины II: учреждение Смольного института для благородных девиц, открытие Воспитательных домов, коммерческого училища, проведение школьной реформы, назначение директором Российской академии наук княгини Е. Р. Дашковой, деятельность И. Кулибина, И. Ползунова, А. Сумарокова, Д. Фонвизина, С. Щедрина, В. Боровиковского, Э. Фальконе и др. Создание и деятельность Эрмитажа.

 

Тема 4. Петербург I половины XIX века.

Победа русского оружия в войне 1812 г. и ее отражение в культуре и архитектуре Санкт-Петербурга. Зарождение стиля ампир. Понятие «ансамбль». Новые ансамбли столицы (Ж. Тома де Томон, К. Росси, Воронихин, Захаров, Монферран, Штекеншнейдер). Основание Царскосельского Лицея. Открытие Практического технологического института, Медико-хирургической академии, Главного педагогического института и др. учебных заведений.

Литература I половины XIX века: журналы «Отечественные записки» и «Современник», развитие русского литературного языка, литературное объединение «Арзамас»; творчество В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Грибоедова, М. Лермонтова и др. Пушкинский Петербург. Салоны XIX века: литературные (Г. Р. Державина, «Арзамас», «Беседа любителей русского слова», «Зелёная лампа», Олениных и др.), театральные и музыкальные («Чердак» А. Шаховского, братьев Виельгорских), дамские (Е. Голицыной, Кутузовых, Карамзиных, А. Смирновой-Россет). Театры Санкт-Петербурга: Александринский, Большой театр оперы и балета и др.

Восстание декабристов (14 декабря 1825 года) и его отражение в топонимике города.

 

Тема 5. Петербург II половины XIX века.

Реформы Александра II и их отражение в общественной жизни Петербурга: отмена крепостного права, «Городовое положение» 1870 г., создание городской думы и городской управы и др. Реформы в сфере народного образования: «Положение о начальных народных училищах», университетский устав. 1865 г. утвержден новый цензурный устав. Расцвет издательского дела (А. С. Суворин), появление новых сатирических журналов «Свисток», «Искра».

Наука второй половины XIX стала периодом новых выдающихся свершений: естествознание (И. Сеченов, И. Павлов, И. Мечников, К. Тимирязев, Д. Менделеев, А. Бутлеров и др.), математика (П. Чебышев, С. Ковалевская), физика (А. Столетов, А. Лодыгин, П. Яблочков, А. Попов), воздухоплавание (А. Можайский). Крупнейший вклад в мировую науку внесли русские географы и путешественники: П. Семёнов-Тян – Шанский, Н. Миклухо-Маклай, А. Воейков, Н. Пржевальский. Все они были связаны с Петербургом.

Ведущим направлением в художественной литературе этого периода стал критический реализм. Яркими представителями этого направления были Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Некрасов, А. Чехов и др.

В театральном искусстве утверждение реалистического направления неразрывно связано с драматургией А. Н. Островского. Важнейшим центром театральной культуры оставался Александринский театр. На его сцене блистали: В. Самойлов, К. Варламов, Н. Савина, П. Стрепетова, В. Давыдов. Огромных успехов достигла музыкальная культура (деятельность «Могучей кучки», П. Чайковского, А. Рубинштейна), в 1862 г. открылась первая русская консерватория в Петербурге. Всё большее место в репертуаре Мариинского театра стали занимать русские оперы и балеты (балетмейстеры М. Петипа, Л. Иванов). Н. А. Римский – Корсаков – пропагандист русской музыки за рубежом.

В изобразительном искусстве отмечается заметный подъём, принесший русскому искусству мировую славу. Образование «Товарищества передвижных художественных выставок» (И. Крамской, братья В. и А. Васнецовы, И. Левитан, В. Поленов, В. Перов, И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин, Н. Ярошенко и др.).

Значительный вклад в мировое искусство внесли русские скульпторы, украсившие Петербург своими произведениями: А. Опекушин (А. С. Пушкину; П. Еропкину, А. Волынскому и А. Хрущову), М. Микешин (Екатерине II), П. Забелло (М. В. Ломоносову), И. Шредер (Н. Пржеальскому, И. Крузенштерну), В. Крейтан (В. Жуковскому, Н. Гоголю, М. Лермонтову).

Во второй половине XIX века в Петербурге началось активное строительство общественных зданий, фабрик, заводов, жилых домов. Эклектика – основное направление в архитектуре середины XIX – начала XX века.

Формируется «национальный стиль» в духе традиционного русского зодчества (собор Св. Петра и Павла в Петергофе арх. Н. Султанов; храм Воскресения Христова, получивший название «Спаса-на-Крови» арх. А. Парланд, подворье Троице-Сергиевой лавры наб. реки Фонтанки, 44 и Троице-Сергиева приморская пустынь близ Стрельны арх. А. Горностаев и др.).

 

Тема 6. Петербург в конце XIX века.

Вступление на престол Николая II. Социально-политическая борьба в конце XIX - начале XX века. Создание петербуржского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (руководители А. Ванеев, П. Запорожец, В. Ульянов, Ю. Мартов и др.), переход к новой тактике – массовой экономической и политической агитации среди рабочих и организации ряда крупных забастовок («Обуховская оборона»). Формирование политических партий: эсеры, социал-демократы, кадеты, октябристы и др. Развитие транспорта, медицины, науки порождало потребность в развитии всей системы образования в России. В царствование Николая II правительство предпринимало усилия для расширения сети начального и среднего образования (высшие начальные училища, преобразования гимназического образования, создание частных коммерческих училищ, воскресные школы). Создание на частные средства «народных домов» (Лиговский народный дом графини С. В. Паниной, народный дом императора Николая II на Кронверкском проспекте и др.). Огромную роль в распространении знаний и просвещении народных масс играли отечественные книгоиздатели А. С. Суворин и И. Д. Сытин, а также периодическая печать: «Нива», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Научное обозрение», «Мир божий» и др.

13 апреля 1895 года был подписан царский указ об учреждении «Императорского музея русского искусства имени Александра III». В 1898 г. музей был открыт в Михайловском дворце. Русский музей – «энциклопедия отечественного искусства». Филиалы музея.

Разносторонность деятельности архитекторов – практики-строители, талантливые художники и блестящие мастера интерьера (А. Гоген, А. Резанов, Г. Боссе, Н. Л. Бенуа и др.).

Развитие транспорта (омнибусы, конки, трамваи), реконструкция в связи с этим городских магистралей.

 

Тема 7. I – я половина ХХ века Петербурга – Петрограда – Ленинграда

Общественно-политическая жизнь города: создание Государственной думы, поражение в Русско-японской войне, революции 1905, 1917 годов и их отражение в топонимике города. Патриотическое движение общественности Петрограда в связи с Первой мировой войной (частные госпиталя, благотворительные аукционы и продажи и др.). Реконструкция города, борьба за сохранение памятников истории и культуры Петербурга – Петрограда. Создание Музея Старого Петербурга. Деятельность журнала «Старые годы».

Понятие «Серебряный век» в русской культуре. Расцвет всех направлений искусства и литературы: символизм, акмеизм, футуризм, реализм. Литературные и художественные салоны Петербурга – Петрограда («Башня» Вячеслава Иванова, «Подал Бродячей собаки», «Мир искусства», журнал «Аполлон»).

Новый стиль в архитектурном убранстве города. Архитекторы стиля модерн: П. Ю. Сюзор (Дом книги – торговый дом акционерной компании по изготовлению швейных машин «Зингер»), Г. В. Барановский (здание Елисеевского магазина), Р. Мельцер (здание Ортопедического института, особняки на Каменном острове), Ф. Лидваль (гостиница «Астория») и др.

Театральная жизнь города: императорские театры, частные театры (Комиссаржевских, Суворина и др.); новый жанр – мелодекламация. Великие деятели: Ф. Шаляпин, А. Павлова, Т. Корсавина, В. Комиссаржевская и др.

Дом Искусств. Деятельность культурных организаций начала XX века. Создание М. Горьким издательства «Всемирная литература». Декреты А. В. Луначарского в области культуры. Появление музеев нового типа: дворцово-парковые ансамбли, бывшие царские резиденции; Музей Города, Музей революции, Музей Арктики и Антарктики, музеев-квартир видных политических деятелей, писателей и поэтов (В. Ленина, Ф. Дзержинского, С. Кирова, А. Пушкина, Н. Некрасова). Создание первых монументов советского государства – Ленинский план монументальной пропаганды. Новые тенденции в архитектуре, стиль конструктивизм. Творчество архитекторов социалистического Ленинграда: Н. Троцкий, А. Гегелло, А. Оль, Л. Ильин и др.

 

Тема 8. Культурная жизнь блокадного Ленинграда. Восстановление города после Великой Отечественной войны.

Начало Великой Отечественной войны. Деятельность организаций культуры по эвакуации ценностей в глубь страны. Подготовка города к обороне. Ленинград в кольце врага. Жизнь блокадного Ленинграда. Деятельность научных и культурных учреждений (институты, Академия наук, музеи города, театры, исполнение 7 симфонии Шостаковича и т.д.). Огромное воздействие радиопередач на дух горожан (О. Берггольц, Вс. Вишневский). Меры, предпринятые руководством города по сохранению памятников культуры. Урон, причиненный фашистами, во время войны культурному достоянию города и области.

Деятельность Государственной инспекции по охране памятников в сохранении, реставрации и восстановлении архитектурного убранства города.

Генеральный план застройки Ленинграда 1948 года: строительство новых районов и реконструкция старых (Финляндский вокзал, застройка Выборгской стороны, Гавани, Невского проспекта и др.). Восстановление промышленности и жилого сектора, научных и образовательных учреждений, возрождение памятников культуры. Творчество архитекторов А. Никольского, В. Белова, Б. Журавлёва и др. Стиль «Сталинский ампир» и его воплощение в подземных интерьерах метрополитена (первая ветка). Крупнопанельное домостроение. Монументальные архитектурные комплексы (новое здание Театра юных зрителей, дворец спорта «Юбилейный», большой концертный зал «Октябрьский»).

 

Тема 9. Ленинград 70-90-ые годы ХХ века.

Развитие музейной сети города: государственные музеи-объединения (Государственный музей истории Ленинграда); музеи-квартиры (Ф. Достоевского, Н. Римского-Корсакова, А. Блока и др.); производственные (музеи на промышленных предприятиях Кировском заводе, Пролетарском заводе и др.); вузовские (Государственного университета, Технологического института, Политехнического института и др.); школьные музеи (различались по тематике: по истории школы, по истории района, посвященные героям Великой Отечественной войны и др.).

Современное строительство. Рост города, включение в городскую территорию бывших пригородов: Юго-запад, Купчино, новая часть Невского района, Шувалово - Озерки, Коломяги и др. Строительство крупнейших общественных сооружений города: Спортивно-концертный комплекс (СКК) – архитектор И. Чайко; яхт-клуб – архитекторы В. Маслов, А. П. и Г. П. Морозовы; здание гостиницы «Прибалтийская» - архитекторы Н. Баранов, С. Евдокимов; Дворец молодёжи – архитекторы А. Изоитко, П. Прохоров, В. Тропин; дворец спортивных игр «Зенит» - архитекторы Г. П. Морозов, В. Н. Савельева, О. А. Курбатов и др.

В эти годы в связи с развитием транспорта были построены: Морской вокзал – архитектор В. А. Сохин; речной вокзал с гостиницей - под руководством архитектора И. Н. Кускова; аэровокзал «Пулково»- архитекторы Ж. Вержбицкий, А. Жук, Г. Вланин и др., а также новые станции метрополитена с современными интерьерами в разных районах города («Елизаровская», «Ломоносовская», «Купчино», «Звездная», от «Выборгской» до «Девяткино», от «Садовой» до «Старой Деревни» и др.).

В конце XX века наш город украсили: здание Российской национальной библиотеки на Московском проспекте (арх. В. Н. Щербин), детская спортивная школа в Приморском районе (арх. С. П. Шмаков). В районе бывшей Яблоневской свалки в рекордно короткие сроки было воздвигнуто грандиозное сооружение «Ледового дворца» с залом на 14 000 мест.

Одним из выдающихся скульпторов XX века является почетный житель Петербурга М. К. Аникушин (1917 – 1997). Его произведения по праву располагаются на самых важных в градостроительном плане местах: площадях Искусств, Победы и Московской, на Петровской набережной. Творчество Аникушина многогранно: портреты современников, памятники выдающимся деятелям науки, культуры и политики. Одним из лучших произведений скульптора является Монумент героическим защитникам Ленинграда. В 2006 году принято решение о создании в нашем городе первого мемориального музея скульптора, в доме-мастерской на Песочной набережной.

В области культуры наступили трудные времена. Прекратилось государственное финансирование. В связи с этим было закрыто большое количество кинотеатров, фактически полностью реструкторизована система кинопроката. Вместе с тем на киностудии «Ленфильм» продолжали работать выдающиеся кинорежиссеры, операторы и актеры. В эти годы вышли на экраны страны фильмы: «Молох» и «Телец» (А. Сокуров), «Блокпост» (С. Рогожкин) и др. В Петербурге и области ежегодно проводятся кинофестивали «Виват, кино России!», «Окно в Европу» (г. Выборг), Фестиваль. Посвященный экранизации художественной литературы (г. Гатчина).

Пережив определенные трудности, продолжилось развитие театрального искусства. Наряду со старыми, прславленными театрами: Большим драматическим, Малым драматическим (Театром Европы), им. Ленсовета, Мариинским и др., появились новые театры: Антрепризы имени Андрея Миронова, «Приют комедианта», Сатиры на Васильевском острове, Молодёжный на Фонтанке и др. Расширилось представительство детских театров, появились: Кукольный театр Сказки, музыкальный театр «Зазеркалье», Детский театр на Неве и др.

Музейная сеть Петербурга пополнилась новыми экспозициями. В конце XX века появились: Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, музей Анны Ахматовой (Фонтанный дом), Музей кукол. Известные музеи приобрели новые помещения. Так к Государственному Русскому музею отошли Строгановский, Мраморный дворцы и Михайловский (Инженерный) замок и др.

 

Тема 10. Санкт-Петербург конца ХХ – начала XXI века

Переустройство городской жизни. Общественно-политическая жизнь страны и ее влияние на развитие Санкт-Петербурга. Начало XXI века в нашем городе прошло под эгидой празднования 300-летнего юбилея. Петербург украсился многочисленными скульптурными памятниками: Жертвам политических репрессий (Е. Ухналёв); Взятию шведской крепости Ниеншанц (В. А. Реппо, П. Е. Сорокин); Памятный знак таможне (А. С. Кунас); памятный фонтан «300 лет великому городу» (И. Г. Уралов); «Башня мира» (Ж. Вильмот); «Зайцу» (В. Петровичев); «Василию» (Г. Лукьянов, С. Сергеев); «Кошке» (А. Дёма, Ф. Воронов); Александру Невскому (В. Козенюк, А. Пальмин); Александру II (П. Антокольский); Павлу I (В. Горевой); А. Д. Меншикову (М. Литовченко); А. Блоку (Е. Ротанов); Дж. Трезини (Н. Арнольди); А. Д. Сахарову (Л. Лазарев) и др.

Были открыты новые музейные экспозиции: «Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени», отреставрирован и открыт Константиновский дворец, Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина), музей «700 лет – Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц», музейно-выставочный комплекс «Мир воды Санкт-Петербурга» и др. Были приведены в порядок старые сады и парки города и открыты новые (парк 300-летия Санкт-Петербурга).

Петербург по-прежнему является крупным книжным центром России. В городе действуют сотни издательств, выпускающих художественную, научную, техническую литературу. Среди них государственные предприятия: «Аврора», «Искусство Санкт-Петербурга», «Наука». «Лениздат», «Стройиздат» и др. Появились и многочисленные частные акционерные общества, обладающие издательскими правами. Ежегодно в городе проводится книжная ярмарка.

Продолжается развитие транспортной системы города. В 2005 году была открыта новая станция метрополитена «Комендантский проспект», в ближайшие годы ожидается открытие ещё нескольких станций: «Адмиралтейская», «Волковская» и др. Увеличивается протяженность кольцевой автомобильной дороги, что позволит разгрузить город от больших транспортных потоков. Над Невой вознесся новый мост, построенный по всем современным требованиям – Большой Обуховский, продолжаются плановые ремонты старейших разводных мостов, через основную транспортную магистраль (Благовещенский мост).

7. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

А

Адмиралтейство – центр военного кораблестроения; территория на берегу моря или реки, где расположены верфи, мастерские, склады для строительства и ремонта военных судов. Адмиралтейство в СПб. – знаменитый архитектурный комплекс А. Захарова на берегу Невы.

Ампир – художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в., в эпоху империи Наполеона Бонапарта. В некоторых странах ампир выражал идеи государственной независимости, которая отстаивалась в антинаполеоновских войнах. Русский ампир дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (арх. А. Д. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, В.П. Стасов), монументальной скульптуры (И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин).

Анархисты – сторонники социально-политического течения, отвергающие всякую принудительную власть и в первую очередь государственную и рисующие будущее общество как союз вольных общин. (в России – М. Бакунин, П. Кропоткин).

Анфилада – ряд смежных комнат, двери которых расположены по одной оси, что создает сквозную перспективу интерьеров, например, во дворцах барокко и классицизма. В переносном значении – длинный ряд одинаковых предметов, зданий и т. д.

Апсида – выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Арсенал – предприятие для изготовления и ремонта оружия и предметов военного снаряжения, а также склад для их хранения.

Ассамблея – общее собрание членов какой-либо международной организации; бал, общественное собрание в эпоху Петра I. В переносном значении – представительное собрание.

Б

Барокко – от «странный, причудливый» - стиль искусства Европы и Америки к. XVI - сер. XVIII вв. Связан с дворянско-церковной архитектурой зрелого абсолютизма. Тяготеет к торжественному «большому стилю». Барокко свойственны контраст, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, совмещению реальности и иллюзии, слиянию различных видов искусств. Петровское барокко – условное название стиля русского искусства, в основном архитектуры первой трети XVIII в., связанного с деятельностью Петра I (1672 – 1725). В стиле соединялись черты голландской архитектуры, итальянского барокко и французского рококо (Д. Трезини, М. Земцов).

Баррикада – оборонительное заграждение из брёвен, мешков с песком, камней и пр. поперёк улиц, дорог, у мостов, в горных проходах.

Бастион – обычно пятиугольное укрепление в виде выступа по углам крепостной ограды для обстреливания местности перед крепостью и вдоль крепостных стен и рвов (Петропавловская крепость). В переносном смысле – символ неприступности, хорошо укреплённая позиция, города. Например, о Ленинграде: «Бастион на Неве».

Баталист– художник, работающий в батальном жанре.

Баталия – битва, большое сражение.

Беллона – богиня войны в римской мифологии. Изображалась с мечом или бичом, иногда в центре битвы, на колеснице.

Белые - название получили от цвета знамени сторонников короля во время Великой французской революции. В годы гражданской войны в России 1917 -1920 гг. белыми называли белогвардейцев, сражавшихся против большевиков и их сторонников (красных).

Бельведер – по-итальянски «красивый вид» - вышка, надстройка над домом или небольшая постройка на возвышенном месте, откуда открывается вид на окружающее пространство.

Бельэтаж – второй, главный, обычно с более высокими комнатами этаж здания, дворца или особняка; этаж дома над полуподвалом.

Блокада – окружение с помощью вооруженных сил неприятельской территории, города, крепости, порта, военной базы с суши, моря или воздуха с целью изоляции противника от внешнего мира, а также система мер, направленных на изоляцию какого-либо государства в политическом или экономическом отношении, чтобы оказать на него давление.

Богема – среда художников, литераторов, музыкантов, для которой характерен беспорядочный образ жизни.

«Богоугодные заведения» - больницы, приюты, богодельни в дореволюционной России.

Бойница – отверстие или щель в оборонительном сооружении для ведения огня по противнику.

Большевизм – течение политической мысли и политическая партия, оформившаяся в 1903 г. в результате борьбы марксистов – сторонников В. И. Ленина с меньшевиками. Водораздел произошел на II съезде РСДРП по 1 пункту Устава партии и членству в ней. Большинством голосов прошла формулировка Ленина. С тех пор его сторонников стали называть большевиками. В 1917 – 1952 гг. в официальное название партии входило слово «большевиков» - РСДРП (б), ВКП (б).

Ботфорты – высокие сапоги с широким раструбом.

Броневик – (бронеавтомобиль), бронированная, вооруженная пулеметами, иногда пушкой, колесная машина. Применялась в I мировой, гражданской и II мировой войнах.

В

Вандалы – группа германских племен. В 429 – 439 гг. завоевали Северную Африку и основали раннефеодальное королевство. В 455 г. разграбили Рим, уничтожили многие памятники античной культуры. Название стало нарицательным, вандализм – бессмысленное и жестокое уничтожение культурных и материальных ценностей.

Вантовый мост – висячий мост.

Великая Октябрьская социалистическая революция – политический переворот большевистской партии под руководством В. И. Ленина, осуществленный 24 – 25 октября (7 – 8 ноября) 1917 г. в Петрограде и 2 (15) ноября в Москве.

Вензель – начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор. Применялись при изготовлении личных печатей, украшении домов, решеток и карет.

Верста – русская мера длины. Равная 500 саженям (1, 0668 км).

Верфь – предприятие для постройки судов.

Витраж – декоративная орнаментальная или сюжетная композиция в окне, двери или в виде самостоятельного панно из стекла или другого прозрачного материала.

Водская пятина – административно-территориальная единица Новгородской земли в Новгородской республике и до нач. XVIII в. между реками Волхов и Луга. В XVI в. делилась на Карельскую и Полужскую половины. В начале XVIII в. вошла в Петербургскую губернию.

Волюта – завиток – архитектурный матив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Составная часть ордерных капителей. Архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.

Временное правительство- правительство, сформированное до проведения выборов в законодательный орган. Которое должно передать свои полномочия новому правительству победившей на выборах партии или коалиции. В России – орган власти, сформированный после Февральской революции 1917 года и осуществлявший полномочия с 2 (15 марта до 25октября (7 ноября)1917 года. В него входило 4 состава, последний из них возглавлял эссер А.Ф. Керенский. Свергнуто в ходе Октябрьского переворота большевиков.

Вулкан – в римской мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла. Соответствует греческому Гефесту.

Выставка – установка, развеска художественных произведений для показа, просмотра, обсуждения.

Вязь – способ формирования орнамента; заключается в сложном переплетении линейных элементов(см. вензель. арабеска, мореска, гротеск); особенно распространено в искусстве стран ислама, средневековых миниатюрах и древнерусском шрифте; декоративное письмо при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент.

Г

Гавань – защищенная от ветра, волн и течений прибрежная часть водного пространства для стоянки, ремонта, зимовки судов, либо часть акватории порта для производства грузо-пассажирских операций.

Галерея – длинное крытое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами или столбами, длинный балкон. Название многих художественных музеев.

Гангут – русское название полуострова Ханко в Финляндии. Во время Северной войны 1700-1721 гг. около Гангута авангард русского галерного флота под командованием Петра I (1714 г.) разгромил шведскую эскадру контр-адмирала Н. Эреншельда и захватил все 10 вражеских кораблей, одержав первую в истории русского флота крупную морскую победу.

Гардемарин– морской гвардеец. Звание, установленное Петром I в 1716 г.

Гимназия – среднеобразовательная школа в дореволюционной и постсоветской России. Первая гимназия в России – академическая в Петербурге в 1726 г.

Гирлянда – цветы и зелень, сплетённые в виде ленты, цепи, а также узор, орнамент и др. сплетения в такой форме в архитектуре.

Гласные – выборные члены земских собраний и городских дум в России со второй половины XIX века.

Городовое положение – закон о городском самоуправлении в России. В 1785 г. по Жалованной грамоте городам даровано сословное самоуправление. В 1846 г. – для СПб. заменило Шестигласную думу всесословной Распорядительной думой. В 1892 г. одна из контрреформ превратила городские думы в подсобные органы правительства по вопросам местного хозяйства.

Гостиный двор – архитектурный комплекс для торговли и хранения товаров в русских городах. В XVIII - XIX вв. – прямоугольное сооружение с открытыми на улицу аркадами или колоннадами.

Государственное политическое управление – ГПУ при НКВД РСФСР – карательный орган по охране государственной безопасности в 1922 – 1923 гг. Создан при реорганизации ВЧК на основе её аппарата, преобразовано в ОГПУ.

ГОП – городское общежитие пролетариата.

ГОЭЛРО – первый единый государственный перспективный план восстановления и развития народного хозяйства РСФСР. Разработан в 1920 г. под руководством В. И. Ленина Государственной комиссией по электрификации России. Был рассчитан на 10 – 15 лет, предусматривал коренную реконструкцию хозяйства на базе электрификации.В основном выполнен к 1931 г.Первенец ГОЭЛРО – Волховская ГЭС в Ленинградской области.

Грифон – в древнегреческой мифологии фантастическое животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва.

Губа – поморское название далеко вдающихся в сушу морских заливов и бухт, в которые обычно впадают крупные рек

Д

Двор– огороженный участок земли при доме, на котором располагаются хозяйственные постройки. На Руси так называлось всякое казенное или общественное здание или заведение: Гостиный двор, Мытный двор, Печатный двор и т.д.

Декабристы – участники дворянского революционного движения, поднявшие в декабре 1825 г. восстание на Сенатской площади в Петербурге.

Декадентство – термин обозначает кризисные явления культуры к. XIX – нач. XX в., отмеченный настроениями безнадежности, неприятия жизни, упадничества. Характерно возрождение идеи чистого искусства, отказ от гражданской позиции. Культ красоты как высшей ценности. Мотивы декадентства стали достоянием ряда течений модернизма.

Декрет – нормативный акт государства или правительства, важный закон.

Дельта – низменность в низовьях крупных рек, впадающих в мелководные части моря или озера, образованная речными отложениями. Прорезана сетью рукавов и протоков. Название – от заглавной буквы греческого алфавита (по сходству).

Диаспора – в широком значении – землячество, национальное меньшинство.

Диктатура – власть, не связанная никакими законами, действующая по произволу диктатора, обеспечивающая политическое господство тому или иному классу или общественному слою, а также способ осуществления этой власти, политический режим.

Династия – ряд монархов одного и того же рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследования.

Диссиденты – в переносном значении – все инакомыслящие.

Дорический ордер – в классической архитектуре ордер, т. е. порядок несущих (колонн) и несомых частей. Отличается мощными, тяжелыми пропорциями колонн с каннелюрами, без баз, простой капителью, состоящей из круглой подушки и прямоугольной плиты, а также фризом.

«Дорога жизни» - водно-ледовая трасса, единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая блокадный Ленинград со страной в сентябре 1941 – марте 1943 гг.

Доспехи – вооружение и латы; декоративный мотив, аналогичный трофеям, но более свободный по композиции.

ДОТ – долговременная огневая точка, огневое сооружение из железобетона, броневых конструкций и др. для размещения и ведения огня различными огневыми средствами.

Доходный дом – в XIX - XX вв. городской жилой дом с квартирами разного типа, сдававшимися внаем. Характерен для Петербурга и Москвы.

Ж

Жалованная грамота – документ, выдававшийся высшей знатью в России; важнейшие законодательные акты XVIII в.- 1785 г. – свод сословных привилегий и городам – основы самоуправления.

З

Залив – часть водоема, вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен. Место постройки портов и стоянки судов.

Запасник – хранилище музейных экспонатов, не включенных в экспозицию.

Застава – городская – в России XVII – XIX вв. заграждения и караул при въезде в город для взимания пошлин, проверки грузов и пассажиров. Слово застава сохранилось в названии некоторых городских районов, улиц и площадей (Заставская улица в СПб.).

«Земля и воля» - революционная народническая организация 1870-х гг., основана в Петербурге в 1876 г. Программа: крестьянская революция. Национализация земли. Замена государства федерацией общин. Деятельность: поселения в «народе», революционная пропаганда среди рабочих и интеллигенции. Издавала одноименную газету. Раскололась в 1879 г. на «Народную волю» и «Черный передел».

Зодчество – то же, что архитектура.

Золотой век – в переносном значении – время расцвета искусства, науки, счастливая и беззаботная пора.

И

Ижора – народ в Ленинградской области, главным образом в Ломоносовском и Кингисеппском районах.

Изразцы – керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д., могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые). Кафель.

Ингерманландия – одно из названий Ижорской земли.

Ингрия – одно из названий Ижорской земли.

Инкрустация – украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т. п. , которые врезаны в поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу.

Интерьер – внутреннее пространство в здании или помещении.

Ионический ордер – один из трёх архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой, стволом, прорезанным вертикальными желобками, каннелюрами. Капитель состоит из 2 кратных завитков, волют. Отличается также яркой раскраской, обилием декоративных деталей.

Иордань – так в России называли прорубь, вырубленную для освящения воды во льду в праздник крещения на реке или озере.

Историзм – исследование, изыскание – собирательное обозначение различных направлений в искусстве торой половины XIX века, ориентирующихся на возрождение художественных стилей прошлого.

К

Каземат – помещение в закрытых фортификационных сооружениях, защищающее находящихся в нем людей и вооружение от огня противника. Одиночная камера в тюрьме.

Камея – гемма с выпуклым изображением.

Канделябр – большой подсвечник с разветвлениями для нескольких свечей или электрических ламп.

Каннелюры – архитектурные вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.

«Канцелярия от строений» - государственное учреждение в Петербурге в 1706 – 1797 гг., контролировало строительство в городе и осуществляло подготовку мастеров строительного дела, в 1720 – 1797 гг. ведало «живописной командой», в 1766 – 1768 гг. художественной Российской школой, с 1768 г. – училищем.

Капитель – головка, венчающая часть колонны, столба или пилястры.

Каре – боевой порядок пехоты в идее одного или нескольких квадратов или прямоугольников.

Кариатида – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании или образно выражает эту функцию.

Картуш – украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись. Помещались с XVI в. над парадными входами в здания, на надгробных плитах, документах.





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.