Материалы к практическим заданиям
Сравнение содержания этапов традиционного урока и мастерской
М.Г. Сухомлина
Этапы
| Традиционный урок
| Мастерская
|
| Организационный момент и опрос по учебному материалу, который был задан на дом
| Выполнение задания, связанного с актуализацией знаний учащихся.
Обогащение знаний с помощью задания, выполненного соседом.
Корректировка и развитие знаний в процессе общения в четверках
|
| Объяснение учителем нового материала
| Выполнение индивидуального задания на обнаружение и фиксацию учащимися их знаний и субъектного опыта в связи с названием новой темы и (или) ее ключевыми словами (в объеме всей новой темы или ее отдельного фрагмента).
Выполнение индивидуальных заданий по сопоставлению проявленных знаний и опыта с тем, что представлено в учебниках и других источниках информации. Обсуждение учащимися в четверках результатов этого сопоставления. При этом все члены группы поочередно представляют товарищам свои результаты и используют такие клише: «Я полагал, что…, но на самом деле…», «Мои представления о… пришлось несколько уточнить, так как…», «С тем, что написано в учебнике, нельзя согласиться, поскольку…», «То, что написано по поводу…, совпадает с моими представлениями, но…» и др. В беседах происходит уточнение тех или иных моментов содержания темы.
Затем результаты работы каждая группа каким-либо образом предъявляет всему классу
|
| Закрепление: обычно фронтальный опрос или решение задачи
| Выполнение заданий на понимание сущности нового материала и (или) на его применение.
Каждый ученик в четверках получает индивидуальное задание, которое, возможно, является частью общей работы по новой теме. Он его выполняет и затем объясняет суть и свои действия в четверке, причем так, чтобы готов был ответить по этому заданию каждый из учеников четверки. Затем группа каким-либо образом афиширует свою работу.
Возможно, свою «афишу» вывешивает и учитель.
Все ходят, обсуждают, выясняют, корректируют свои работы.
Групповая или фронтальная рефлексия. Возможно выполнение контрольных заданий
|
| Домашнее задание, обычно безальтернативное: параграфы и задачи
| Предлагается много вариантов домашнего задания, учащиеся выбирают то, что соответствует степени усвоения ими новой темы, интересам и желаниям
|
Технологическая карта
И.А. Мухина (6)
Технологические этап
| Действия учителя
| Действия учащихся
|
Индукция– создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения
| – Нарисуйте познавательный объект.
– Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)
| – Рисуют в тетрадях познавательный объект. – Составляют вопросы.
|
Самоконструкция
| – Запишите, все, что вы знаете об этом объекте (или определите признаки и т.п.)
| Записывают все, что знают об этом объекте.
|
Социоконструкция
| Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием
| Работают в парах по заданию
|
Социализация
| Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами. Предлагает дополнительные задания.
| Работают в группах. Выполняют задания.
|
Афиширование
| Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления.
| Представляют результаты. Задают друг другу вопросы.
|
Разрыв
| Фиксирует внимание на возникших познавательных противоречиях. Организует работу в группах с источником информации, позволяющим разрешить возникшие противоречия.
| Осознают возникшие противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют знания.
|
Рефлексия
| Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности
| Осуществляют рефлексию
|
Из опыта работы
Мастерские построения знаний и творческого письма:
Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»
Мастерская Е.В. Долговой
Участники: учащиеся 5, 6 классов.
Цели мастерской:
- совершенствование у школьников умений и навыков построения текста-рассуждения;
- подготовка учащихся к самостоятельному рассуждению на заданную тему;
- развитие речи учащихся;
- формирование у детей культуры здорового образа жизни.
Оборудование, оформление: рабочие материалы, музыкальная композиция «Одинокий пастух» Э. Морриконе.
Ход занятия.
I. Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи»
Мастер: - Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь, можете присесть…
1. «Индукция»/ «наведение». Мастер: - В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение.
- И сегодня мы побываем в двух мастерских. Прочитаем вместе тему «Сочинение-рассуждение как тип речи».
- Как вы понимаете тему мастерской?
Учащиеся вспоминают структуру сочинения-рассуждения, фразы при построении тезиса, аргументов, вывода.
Мастер: - Действительно, мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение.
Самоконструкция»
Мастер: - На какой вопрос отвечает тип речи рассуждение? Почему?
- Вспомните, как строится сочинение-рассуждение? (тезис, аргументы, вывод).
- Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое тезис, аргументы, вывод?
Выступление консультанта-языковеда из числа заранее подготовленных учащихся (Приложение 1).
Социоконструкция»
Мастер:- Послушайте запись сочинения-рассуждения и обсудите в парах:
- В чём убеждён автор?
- Какие аргументы приводит автор? Насколько они убедительны?
- Как автор делает вывод?
Социализация»
Мастер: - Объединитесь в четверки и составьте общую характеристику прослушанного текста.
Афиширование»
Мастер: - Огласите результаты вашей групповой работы, используя следующий план:
- Какая фраза используется при построении тезиса?
- Какие вводные слова используются при построении аргументов?
- Какой переход использует автор, чтобы сделать вывод?
- Чем по содержанию отличается тезис от вывода?
Ученики высказывают свое мнение о средствах, используемых при написании текста-рассуждения.
Разрыв»
Мастер: - Вспомним слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. Вам поможет таблица «Средства частей рассуждения».
Ученики записывают новую информацию о средствах частей рассуждения в тетради.
Рефлексия»
Мастер: - Первая мастерская завершена. Выскажите свои впечатления от нашей работы, начиная свое высказывание со слов: я вспомнил…; я понял…; я буду писать…; мне понравилось…
Учащиеся высказывают свои впечатления. Далее следует музыкальная пауза под классическую музыку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: