Глава 12. Технология «Образ и мысль»
Идеи технологии «Образ и мысль»
Технология «Образ и мысль» разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов г. Санкт-Петербурга в начале 90-х годов XX века. Данная технология является российским вариантом американской п рограммы «Стратегия визуального мышления», основанной на теории стадий эстетического развития американского психолога Абигаль Хаузен. Упомянутая программа зародилась в нью-йоркском Музее современного искусства. На основе наблюдения за посетителями музея и бесед с ними А. Хаузен, используя метод эстетического интервьюирования, выделила пять стадий эстетического развития: первая стадия – стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, восприятие предельно эгоцентрично, картина оценивается на уровне «нравится – не нравится»); вторая стадия – «конструктивная» (зритель требует от картины фотографической точности, копирования); третья стадия – «классифицирование» (качество картины определяется именем автора или принадлежностью к определенному стилю или направлению в искусстве); четвертая стадия – «интерпретативная» (интуитивное восприятие зрителя, его субъективное мнение); пятая стадия – «рекреативная» (предполагает анализ картины с различных точек зрения, нахождение в ней множества разноречивых смыслов). По мнению А. Хаузен, выделяемые стадии не носят иерархический характер, а дети находятся на первой или второй стадии эстетического развития. Кроме упомянутой теории, разработчики технологии «Образ и мысль» Л.М. Ванюшкина, А.А. Соколова, Л.Ю. Копылов использовали идеи, высказанные в психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. В первую очередь технология предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель технологии: формирование и развитие личности ребенка в процессе организации его рефлексивной деятельности по выявлению индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства и памятников культуры. Результат технологии: на основе реализации образовательного эффекта процесса общения с произведениями искусства у ребенка развиваются интеллектуальная и эмоциональная сферы личности, формируется творческое и логическое мышление, проявляются воображение и фантазия, а также чувство толерантности, терпимости к мнению других людей, совершенствуются коммуникативные компетенции. В основе технологии заложены следующие идеи: 1. Процесс общения с искусством рассматривается как универсальная образовательная технология, воздействующая на личность ребенка и побуждающая ее к изменениям. 2. Использование личностно-ориентированных методик (группового взаимодействия, арт-терапии, развития креативного мышления), создание для каждого ребенка наиболее благоприятных условий развития. 3. Развивающая на занятии ситуация должна носить проблемный характер. 4. Инициирование творческой активности (на первом плане - попытка ребёнка сформировать индивидуальный взгляд на обсуждаемые проблемы). 5. Исключение оценивания в любой форме содержания высказанных на занятии мнений. 6. На занятии не предлагаются готовые знания, они добываются ребенком самостоятельно в процессе диалога со своими сверстниками и педагогом. 7. Обеспечение единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства ребенка. 8. Интерактивный характер занятий, проводимых с использованием технологии «Образ и мысль». 9. Фасилитированный (направленный) характер обсуждения, предполагающий наличие следующих компонентов: группа, ведущий (лидер), стимул (тема), стратегия (порядок работы), результат.
10. Основу технологии «Образ и мысль» составляет система вопросов открытого типа для организации группового обсуждения. 11. Стратегия вопросов: 1. Кто, что? Объект. 2. Когда? Время. 3. Где? Пространство. 4. Как? Образ действия. 5. Зачем? Установление причинно-следственных связей. 12. Технология может быть использована в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста. Принципы технологии
При построении занятия на основе технологии «Образ и мысль» следует учитывать следующие принципы: 1. Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. 2. Содержание материала должно быть интересным педагогу и детям. 3. Педагог не высказывает напрямую своего мнения по поводу рассматриваемых вопросов. 4. Обсуждение касается не только того, что фактически изображено на картине, но и того, что на ней происходит и почему. 5. Внимание к эмоциям, которые вызывает изображенное на картине. 6. Основные формы взаимодействия на занятии – диалог и полилог. 7. Оптимальный состав группы, с которой проводится занятие – от 6 до 12 человек. 8. После каждого завершенного ответа педагог делает перифраз, излагая содержание ответов детей в грамматически правильной форме, точно отражающей смысл сказанного, с указанием авторства высказывания. 9. В рамках одного занятия рассматривается не более двух произведений. 10. Сюжеты обсуждаемых картин не должны касаться религиозной и военной тематики. 11. В начале занятия педагогом и детьми совместно определяются правила обсуждения: выслушивать до конца своего товарища, не перебивать его; вежливо и доброжелательно обращаться с партнёрами; помогать, если возникнут проблемы. 12. Рассматриваемые на занятии произведения искусства не должны быть ранее известны детям. 13. На занятии детям не дается информация искусствоведческого характера, не объявляется точное название картины и фамилия художника. 14. Педагог выступает в роли фасилитатора, тьютора, не дает информации, не навязывает своего мнения, не высказывает оценок. 15. В процессе обсуждения педагог называет каждого ребенка по имени и повторяет ответ каждого ребенка («Маша считает, что … Кто выскажется еще?»). 16. Обеспечение возможности для каждого ребенка свободно высказать свое мнение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|