Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение контроля и оценивания в педагогической деятельности




Использование технологий педагогической деятельности имеет своей целью повышение качества образования. Качество образования – это общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования).

Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Государственный образовательный стандарт» и др.

В документах, определяющих развитие российской системы образования («Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Наша новая школа», образовательные стандарты общего и профессионального образования), говорится, что роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития. Среди основных тенденций развития образования выделены: необходимость повышения готовности граждан к сознательному выбору; развитие коммуникабельности и толерантности; формирование современного мышления у молодого поколения в связи с возникновением глобальных проблем, которые могут быть решены только в рамках глобального сотрудничества; направленность на рост профессиональной мобильности и постоянное повышение квалификации; опережающее развитие молодежи и взрослых в связи с возрастанием значения человеческого капитала.

Оценивание играет значительную роль в процессе обучения и воспитания. Оно задает ориентиры для деятельности и развития учащихся, является одним из стимулов для получения новых знаний. Контроль и оценивание являются важными и обязательными этапами образовательного процесса.

Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности обеспечивает получение информации о результате учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-либо. Существуют различия между оценкой и отметкой. Оценка – качественный показатель (например, «Ты молодец!»). Отметка количественный показатель (пяти- или десятибалльная шкалы, проценты).

Контроль может проводиться без оценки (например, учитель проверяет наличие выполненного задания или ученик проверяет, все ли учебные принадлежности он взял в школу). Оценка без контроля невозможна.

Контроль выполняет следующие функции:

1) диагностическая (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в знаниях);

2) образовательная (приведение знаний и умений в систему и содействие их прочному усвоению);

3) развивающая (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);

4) воспитательная (стимулирование систематических занятий и ответственности за их усвоение).

Те же функции выполняет и оценка, но, кроме того, она выполняет мотивационную (поощряет, стимулирует учебную деятельность) и информационную (свидетельствует о степени успешности ученика) функции.

Общеизвестны требования к контролю и оценке:

– объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений);

– индивидуальный характер;

– систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;

– разнообразие методов и форм проведения;

– всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков).

 

Цели оценивания

 

Традиционно в отечественном образовании используется пятибалльная система оценивания. При всех ее достоинствах, она не лишена недостатков, в числе которых низкая дифференцирующая способность, малая пригодность для оценивания личностных качеств и достижений, малая информативность для родителей учащихся. Но дело не в количестве баллов в шкале оценивания (такими же недостатками может обладать и десятибалльная система), а в цели, с которой учитель выставляет оценку.

Как правило, оценивание преследует одну из целей:

(1) дать человеку информацию о том, что сделано, как сделано и что должно быть сделано для улучшения результата (информационная цель);

(2) проконтролировать результат, часто без качественного анализа выполнения задания и его эффективности (контрольная цель).

Для формирования мотивации обучения и прочных знаний более важно информационное оценивание. Оно ведет к тому, что учащиеся увеличивают усилия для получения знаний, выказывают желание сделать задание следующий раз лучше. У них выше самооценка, а цели обучения, которые они перед собой ставят, более конкретны, понятны им самим и окружающим. Учащиеся, получающие контрольное оценивание, воспринимают оценку вне связи со своим реальным отношением к учебе и успехами. Она кажется им чем-то внешним по отношению к обучению, не имеющим реальной причины.

Проблема состоит в том, что одни и те же слова, сказанные педагогом, могут восприниматься людьми в одних случаях как информационная оценка, а в других – как контрольная[40]. Каждое событие в учебе может изменять свое функциональное значение (например, одинаковые достижения в один день могут быть восприняты как большой успех, в другой – как провал). Оценка будет информационной, если слова, произнесенные педагогом, ведут к повышению компетентности. Она воспринимается как контрольная, если обучающийся чувствует, что его заставляют действовать в определенном направлении.

Кроме объективных свидетельств, следует учитывать ситуацию, в которой проводится оценка и возможность использования ее воспитательных факторов. Учитель может и должен эффективно моделировать оценочную ситуацию, используя наиболее приемлемые способы оценивания и опираясь на ранее выделенные и доведенные до учеников критерии. При этом ему следует ставить оценку только на основе надежной, обоснованной и проверенной информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...