Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Гармония» (начальная школа)
Задания для формирования личностных универсальных учебных действий: · участие в проектах; · подведение итогов урока; · творческие задания; · зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; · мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; · самооценка события, происшествия; · дневники достижений. Задания для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий: · «найди отличия»; · «на что похоже?»; · поиск лишнего; · «лабиринты»; · упорядочивание; · «цепочки»; · хитроумные решения; · составление схем-опор; · работа с разного вида таблицами; · составление и распознавание диаграмм; · работа со словарями. Задания для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий: · «преднамеренные ошибки»; · поиск информации в предложенных источниках; · взаимоконтроль; · взаимный диктант; · заучивание материала наизусть в классе; · «ищу ошибки»; · контрольный опрос на определенную проблему. Задания для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий: · составь задание партнеру; · отзыв на работу товарища; · групповая работа по составлению кроссворда; · формулировка вопросов для обратной связи; · «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д. Целесообразно практиковать выполнение такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Уровни развития оценки (начальная школа)
Из опыта работы
Критериально-ориентированный подход к оценке учебных достижений младших школьников [44] Л.М. Голубева, Р.С. Рамеева
… При создании инструментария для диагностики сформированности предметных и общеучебных умений при изучении образовательной области «Математика», разработчики уделили особое внимание сформированности у выпускников начальной школы приемов решения текстовых (сюжетных) задач. Их роль состоит в формировании у учащихся общих приемов математического моделирования. При этом под задачей нами понимается способ знакового предъявления задания, включающий указания на цель и условия ее достижения. Под математическим моделированием – процесс переработки и перекодирования информации в учебном процессе на математическом содержании. Овладение школьниками общеучебным (универсальным) умением моделировать предполагает поэтапное овладение ими конкретными предметными умениями: представлять задачу в виде таблицы, схемы, числового выражения, формулы (уравнения), чертежа и уметь осуществлять переход от одной модели к другой. В частности, выпускник начальной школы должен не только решать текстовую задачу в 1-2 действия, но и формулировать задачу (хотя бы в 1 действие) при заданных значениях величин и отношении между ними. … Например: Задание: Составь и запиши задачу о количестве воды в Аральском море, используя отношения «больше в» или «меньше в» (отношение кратности), выбрав для этого данные из текста. Результат, полученный учеником: В Байкале 2000 л. воды, а в Аральском море в 20 раз меньше воды, чем в Байкале. Сколько воды в Аральском море? Эмпирические индикаторы: - нашел информацию в тексте, заданную в явном виде; - правильно установил отношения между величинами; - представил ситуацию в знаковом виде; - понял сущность задачи; - при написании не допустил орфографических ошибок. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ 1. Какие нормативные документы определяют качество современного образования? 2. Чем отличаются контроль и оценивание? 3. Что относится к современным средствам оценивания результатов обучения? 4. Что надо сделать, чтобы оценивание стало выполнять информационную функцию?
5. Как связаны оценивание и мотивация обучения учащихся? 6. Что такое критериально-ориентированное оценивание? 7. В каких средствах реализуется критериально-ориентированное оценивание? 8. Что такое накопительная система оценок? 9. Может ли обычная отметочная система быть накопительной системой? Почему портфолио относится к накопительной системе оценок? 10. Каковы основные отличия тестирования от других средств оценивания? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Базовый уровень 1. Сравните пятибалльную, десятибалльную и двенадцатибалльную систему оценки. 2. Разработайте глоссарий по теме «Оценивание в педагогической деятельности». 3. Обоснуйте требования к контролю и оценке. 4. Подберите библиографию по теме «Рейтинговая система оценки». 5. Подберите примеры к каждому их средств оценивания. Повышенный уровень 1. Сравните балльную и накопительную систему оценки. 2. Разработайте структуру портфолио по курсу «Технологии педагогической деятельности». 3. Обоснуйте выбор разделов и критериев оценки портфолио по курсу «Технологии педагогической деятельности», предложите свою структуру и критерии оценки. 4. Разработайте рейтинговую систему оценки по разделу «Оценивание в педагогической деятельности». 5. Обоснуйте баллы, присвоенные каждому из заданий. 6. Разработайте критериально-ориентированный тест по теме «Классификация педагогических технологий». 7. Обоснуйте выбор критериев для этого теста. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст]. – М., 2000. – 258 с. 2. Матвеева, Е.И., Панкова, О.Б., Патрикеева, И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе [Текст]: пособие для учителя (из опыта работы) – М.: Вита-пресс, 2011. 3. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст]: учебное пособие / под научн. ред. д-ра ист. наук, проф. М.В. Новикова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – С. 135-163. 4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / М.Ю.Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
5. Поташник, М.М., Ямбург, Е.А., Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 134 с. 6. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы [Текст] / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2001. – 141 с. 7. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности [Текст] / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – С. 224-231. 8. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика [Текст] / под ред. В.А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – С. 283-293. 9. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки [Текст]. – М.: Эксперимент, 1999. 10. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – 98 с. 11. Чернявская, А.П. Портфолио как средство накопительной оценки [Текст] // Труды СГА. Выпуск 8. – М: Изд-во СГУ, 2008. – С. 61-80.
Учебное издание
Анна Павловна Чернявская Людмила Васильевна Байбородова Инга Геннадьевна Харисова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|