Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Гармония» (начальная школа)




Задания для формирования личностных универсальных учебных действий:

· участие в проектах;

· подведение итогов урока;

· творческие задания;

· зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

· мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

· самооценка события, происшествия;

· дневники достижений.

Задания для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:

· «найди отличия»;

· «на что похоже?»;

· поиск лишнего;

· «лабиринты»;

· упорядочивание;

· «цепочки»;

· хитроумные решения;

· составление схем-опор;

· работа с разного вида таблицами;

· составление и распознавание диаграмм;

· работа со словарями.

Задания для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий:

· «преднамеренные ошибки»;

· поиск информации в предложенных источниках;

· взаимоконтроль;

· взаимный диктант;

· заучивание материала наизусть в классе;

· «ищу ошибки»;

· контрольный опрос на определенную проблему.

Задания для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

· составь задание партнеру;

· отзыв на работу товарища;

· групповая работа по составлению кроссворда;

· формулировка вопросов для обратной связи;

· «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д.

Целесообразно практиковать выполнение такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание.


Уровни развития оценки (начальная школа)

Уровень Показатель Поведенческий индикатор
Отсутствие оценки Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи
Адекватная ретроспективная оценка Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников
Неадекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи
Потенциально адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом
Актуально адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

 


Из опыта работы

Критериально-ориентированный подход к оценке учебных достижений младших школьников [44]

Л.М. Голубева, Р.С. Рамеева

 

… При создании инструментария для диагностики сформированности предметных и общеучебных умений при изучении образовательной области «Математика», разработчики уделили особое внимание сформированности у выпускников начальной школы приемов решения текстовых (сюжетных) задач. Их роль состоит в формировании у учащихся общих приемов математического моделирования. При этом под задачей нами понимается способ знакового предъявления задания, включающий указания на цель и условия ее достижения. Под математическим моделированием – процесс переработки и перекодирования информации в учебном процессе на математическом содержании.

Овладение школьниками общеучебным (универсальным) умением моделировать предполагает поэтапное овладение ими конкретными предметными умениями: представлять задачу в виде таблицы, схемы, числового выражения, формулы (уравнения), чертежа и уметь осуществлять переход от одной модели к другой.

В частности, выпускник начальной школы должен не только решать текстовую задачу в 1-2 действия, но и формулировать задачу (хотя бы в 1 действие) при заданных значениях величин и отношении между ними.

… Например: Задание:

Составь и запиши задачу о количестве воды в Аральском море, используя отношения «больше в» или «меньше в» (отношение кратности), выбрав для этого данные из текста.

Результат, полученный учеником:

В Байкале 2000 л. воды, а в Аральском море в 20 раз меньше воды, чем в Байкале. Сколько воды в Аральском море?

Эмпирические индикаторы:

- нашел информацию в тексте, заданную в явном виде;

- правильно установил отношения между величинами;

- представил ситуацию в знаковом виде;

- понял сущность задачи;

- при написании не допустил орфографических ошибок.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ

1. Какие нормативные документы определяют качество современного образования?

2. Чем отличаются контроль и оценивание?

3. Что относится к современным средствам оценивания результатов обучения?

4. Что надо сделать, чтобы оценивание стало выполнять информационную функцию?

5. Как связаны оценивание и мотивация обучения учащихся?

6. Что такое критериально-ориентированное оценивание?

7. В каких средствах реализуется критериально-ориентированное оценивание?

8. Что такое накопительная система оценок?

9. Может ли обычная отметочная система быть накопительной системой? Почему портфолио относится к накопительной системе оценок?

10. Каковы основные отличия тестирования от других средств оценивания?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Базовый уровень

1. Сравните пятибалльную, десятибалльную и двенадцатибалльную систему оценки.

2. Разработайте глоссарий по теме «Оценивание в педагогической деятельности».

3. Обоснуйте требования к контролю и оценке.

4. Подберите библиографию по теме «Рейтинговая система оценки».

5. Подберите примеры к каждому их средств оценивания.

Повышенный уровень

1. Сравните балльную и накопительную систему оценки.

2. Разработайте структуру портфолио по курсу «Технологии педагогической деятельности».

3. Обоснуйте выбор разделов и критериев оценки портфолио по курсу «Технологии педагогической деятельности», предложите свою структуру и критерии оценки.

4. Разработайте рейтинговую систему оценки по разделу «Оценивание в педагогической деятельности».

5. Обоснуйте баллы, присвоенные каждому из заданий.

6. Разработайте критериально-ориентированный тест по теме «Классификация педагогических технологий».

7. Обоснуйте выбор критериев для этого теста.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст]. – М., 2000. – 258 с.

2. Матвеева, Е.И., Панкова, О.Б., Патрикеева, И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе [Текст]: пособие для учителя (из опыта работы) – М.: Вита-пресс, 2011.

3. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст]: учебное пособие / под научн. ред. д-ра ист. наук, проф. М.В. Новикова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – С. 135-163.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / М.Ю.Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.

5. Поташник, М.М., Ямбург, Е.А., Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 134 с.

6. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы [Текст] / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2001. – 141 с.

7. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности [Текст] / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – С. 224-231.

8. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика [Текст] / под ред. В.А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – С. 283­-293.

9. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки [Текст]. – М.: Эксперимент, 1999.

10. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – 98 с.

11. Чернявская, А.П. Портфолио как средство накопительной оценки [Текст] // Труды СГА. Выпуск 8. – М: Изд-во СГУ, 2008. – С. 61-80.

 

 


Учебное издание

 

Анна Павловна Чернявская

Людмила Васильевна Байбородова

Инга Геннадьевна Харисова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...