Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Афанасьевская культура саяно-алтая




Вне пределов Циркумпонтийской провинции развивалось также металлопроизводство афанасьевской культуры. Традиционно эта культура датируется III — началом II тыс. до н. э. Она представлена главным образом курганными могильниками в предгорьях и в высокогорных долинах Алтайской горной страны (Ело 1-2, Бике 1, Пещеркин Лог и др. ) и в степях Минусинской котловины (один из них, в верховьях Енисея, у Афанасьевской горы, и дал название культуре). К числу памятников этой культуры отнесены в настоящее время также несколько высокогорных поселений открытого типа на Алтае и в Туве (Кара-Тенеш, Усть-Куюм, Тоора-Даш), пещерные становища (Денисова, Каминная), святилища (Кара-Коба, Ку- черла 1) и медные рудники в Горном Алтае (Владимировка).

 

Афанасьевская культура:
1 — план ограды и могильных ям; 2-5 — керамика; 6 — курильница; 7, 8 — каменные наконечники стрел; 9— курант; 10— скребок; 11— орудие из рога косули; 12— мраморный шар; 13 — каменный пест; 14 — колотушка; 15, 16 — рожок и рукоятка топора из рога марала; 17 — бусы из
раковин

Афанасьевские кладбища невелики. Погребальные сооружения — это первоначально кольца из камня и плит, сверху перекрытые бревнами или плитами. Внутреннее пространство имело каменно-земляную засыпь или каменную вымостку. В центре находились 1-2, редко — большее количество могил. Умершие лежат на спине с согнутыми в коленях ногами или на боку в скорченном положении. Среди сопровождающего инвентаря — глиняная и деревянная посуда (от нее сохранились медные оковки) каменные сверленые и клиновидные топоры, песты, терочники, колотушки, медные ножи и шилья, украшения из камня, кости, меди, железа, серебра и золота. Найденные в редких случаях среди костей погребенных каменные наконечники стрел, вероятно, не были вынуты из ран и явились причиной смерти. Рядом с посудой обнаружены остатки мясной пищи (кости барана, коровы, лошади, а также диких животных).

В небольших поселках открытого типа изучены полуземляночные жилища прямоугольной формы (Кара-Тенеш). Стены были сложены, вероятно, из бревен. Внутри вдоль стен располагались каменные или земляные очаги. Такие же очаги выявлены в пещерах. Входы и проходы в глубь пещер перекрывались плетнем или забором. На поселениях и в пещерах найдены керамика, каменные, костяные и медные орудия, кости животных. Предполагается, что пещеры использовались пастухами как загоны для содержания скота. Не случайно культурный слой исследованных становищ состоит в основном из перегноя овечьих капролитов. Главной отраслью экономики и основой жизнеобеспечения афанасьевского общества являлось скотоводство (мелкий, крупный рогатый скот, лошади). У афанасьевцев сложилась подвижносезонная система хозяйства с выпасом скота на высокогорных пастбищах. Такой способ вертикального кочевания (яйлажный) является одним их ранних типов номадизма. Важную роль в жизнеобеспечении играла также охота на марала, косулю, горного козла и других диких животных. В долинах и на склонах гор собирались грибы, ягоды, коренья, травы.

Афанасьевцы были первыми горняками и металлургами в центре Азии. Медных изделий у них немного, но они представлены такими выразительными формами, как втульчатые топоры, плоские тесла, двулезвийные черенковые ножи и шилья. Самые близкие образцы орудий обнаруживаются за тысячи километров к западу, в памятниках ямной общности Южного Урала. Морфологический облик медных орудий, сложная литейная техника (двусторонние литейные формы), изготовление украшений из железа, золота и серебра свидетельствуют об изначально высоком уровне афанасьевской металлообработки. Это производство имеет явно выраженный циркумпонтийский облик и вряд ли зародилось в Саяно-Алтайской горной области, в среде окружающих неолитических обществ охотников и рыболовов. Гораздо больше оснований предполагать, что оно укоренилось здесь в уже сложившемся виде. На протяжении нескольких столетий афанасьевский металлургический очаг оставался изолированным как от циркумпонтийской метрополии, так и от окружающих неолитических культур. Его исторические судьбы остаются неясными. В начале позднего бронзового века в Саянах и на Алтае — в отличие от Восточной Европы — возникло принципиально иное производство сейминско-турбинского типа, не имеющее генетических связей с циркумпонтийским.

Высокоразвитая афанасьевская металлургия является еще одним из косвенных свидетельств того, что само происхождение этой культуры или импульсы к ее формированию в Саяно-Алтайской горной стране связаны со стремительной миграцией скотоводческих групп населения из ареала древнеямной культуры. Путь этот отмечен редкими погребальными комплексами ямно-афанасьевского круга в урало-казахстанских степях (Верхняя Алабуга, Убаган, Карагаш). Многие черты культуры (домашние животные, погребальный обряд, металл, керамика яйцевидных форм) и европеоидный антропологический облик позволяют видеть в афанасьевцах уникальную этнокультурную группу древнейших индоевропейцев. Некоторые исследователи именно с ними связывают распространение в центре Азии носителей прототохарских языков и их ранний отрыв от основного индоевропейского ареала.

 

Медные изделия афанасьевской культуры:
1, 2, — топоры; 3 — тесло; 4 — топор-молоток; 5, 6 — оковки деревянных сосудов;
7 — скоба; 8, 9 — ножи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...